Файл: Сравнительный анализ теории конкуренции(Теоретико-методологические основы конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современный рынок очень сложен, имеет множество различных элементов. Объектов и субъектов управления. Под воздействием такой сложной структуры формируется весьма многосторонняя система взаимоотношений, которая имеет определенные принципы функционирования и развития. Именно поэтому в таких условиях взаимодействия на рынке конкуренция играет огромную роль, так как является сдерживающим фактором, выравнивает влияние тех или иных субъектов рынка, позволяет взаимодействовать на взаимовыгодных условиях.

Развитие такого сложного понятия, как конкуренция, происходило на протяжении многих веков. Как способ взаимодействия она существовала с момента образования взаимоотношений обмена в обществе: люди предлагали обмен на разных условиях, и у каждого был выбор, на что он готов обменять свою вещь. А вот о понятии «конкуренция» заговорили только в античном обществе. Сократ и Аристотель в своих трудах отмечали, что конкуренция является одним из принципов и основ развития любого рынка.

С развитием экономической мысли менялся и взгляд на конкуренцию. А. Смит уделял конкуренции особое внимание, так как он отмечал ее влияние на организацию производства и взаимодействие продавцов и покупателей. Также темы конкуренции касались Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс и другие великие ученые-экономисты.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что хотя понятие «конкуренция» рассматривается и обсуждается уже давно, однако до сих пор вызывает некоторые вопросы в процессе его применения. Конкуренция затрагивает как интересы продавцов, так и интересы покупателей, поэтому ей и уделяется такое большое внимание, в том числе и со стороны государства в сфере регулирования конкуренции. Постоянно меняющиеся условия рынка, возможности международного взаимодействия, новые формы продажи товара, информационные технологии влияют на те формы и методы конкуренции, которые складываются на рынке.

Данной проблеме в экономической литературе уделяется в последнее время большое внимание. Многие исследователи не только рассматривают традиционные формы и тиры конкуренции, но и выявляют современные тенденции развития этого явления на рынке, формируют новые взгляды, дают рекомендации по регулированию конкуренции, в том числе и со стороны государства. Обращались к этой теме такие ученые, как Елисеева Т.П., Иванов Г.Г, Клочкова Е.Н., Коробкин А.З., Крум Э.В. и другие исследователи.


Объектом исследования работы является конкуренция как основа взаимодействия субъектов рыночных отношений. Предмет исследования - теоретические основы и практическая реализация основных принципов и методов конкуренции.

Цель данной работы – изучить теоретические аспекты конкуренции на рынке, выявить особенности зарубежных взглядов на конкуренцию и российской практики конкуренции.

При написании данной работы были поставлены следующие задачи:

  • выявить и изучить теоретические основы и понятие конкуренции;
  • рассмотреть особенности применения различных видов конкуренции на практике;
  • рассмотреть основные теории конкуренции, их особенности;
  • изучить зарубежный опыт формирования и регулирования конкуренции на рынке;
  • рассмотреть особенности формирования и развития конкуренции в Росси в процессе ее исторического развития;
  • выявить основные проблемы, которые возникают в процессе конкурентной борьбы;
  • дать рекомендации по совершенствованию конкуренции в Российской Федерации

При написании работы были использованы следующие методы исследования: сравнение, анализ, синтез, дедукция и индукция, изучение нормативной документации, исторический анализ.

Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка использованной литературы. В первой главе устанавливается понятие конкуренции, его особенности, анализируются основные типы и виды конкуренции на рынке, изучаются методы конкуренции, применяемые на практике. Во второй главе рассматриваются зарубежный опыт формирования и развития конкуренции на рынке, его особенности. Также во второй главе изучается российской опыт и особенности развития конкуренции, даются рекомендации по совершенствованию методов конкуренции на рынке.

глава 1 Теоретико-методологические основы конкуренции

1.1 Понятие конкуренций и ее теории

Понятие конкуренции рассматривается исследователями уже давно, так как оно имеет важнейшее значение для формирования взаимоотношений на любом рынке. Само слово «конкуренция» происходит от латинского concurere, которое в буквальном переводе обозначает «сталкиваться». В наиболее общем смысле конкуренция обозначает борьбу, противостояние объектов с целью получения того или иного ограниченного блага.

«В экономическом смысле конкуренция – это противостояние двух или нескольких субъектов рынка, борющихся за обладание ограниченными ресурсами в условиях рынка»[1]. Такими ресурсами может быть сырье, денежные средства и даже сами потребители товаров и услуг. Можно определить конкуренцию как «соперничество между различными производителями товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства товаров и оказания услуг, за получение максимальной прибыли в процессе своей деятельности»[2].


Большое значение для теории конкуренции имели взгляды А. Смита. Он является автором известнейшего подхода к конкуренции как «невидимой руке» рынка. Он говорил о том, что конкуренция является механизмом, который автоматически, без вмешательства каких-либо субъектов рынка уравновешивает условия продажи – цену и объем производства.

В рамках подхода этого экономиста важнейшая цель каждого предпринимателя – это получение максимальное прибыли. С другой стороны, существует потребитель товаров и услуг, который стремится купить как можно больше товара по минимальной цене. В рамках данного механизма производитель автоматически будет снижать цену до тех пор, пока покупатель не согласится купить его товар.

Однако возможности для снижения цены ограничены – для производства товаров и оказания услуг затрачиваются определенные материалы, трудовые ресурсы. Кроме того, предприниматель должен получить прибыль. Именно поэтому конкуренция стимулирует производителя продавать такой товар, который будет востребован на рынке, и за который потребители будут готовы отдать большую цену, чем за товар конкурента. В этом случае механизм конкуренции приводит к тому, что каждый предприниматель, сам того не желая напрямую, начинает работать на благоденствие общества, удовлетворяя его потребности по максимуму, умерив свой эгоизм.

«Механизм «невидимой руки» эффективен только тогда, когда на рынке присутствует большое количество продавцов и покупателей, которые могут конкурировать друг с другом. В этом случае каждый из них стремится снизить издержки производства, повысить качество товара, более эффективно организовать производство, чтобы опередить конкурентов»[3].

Среди исследователей сложилось три основных подхода к определению понятия конкуренции.

1 подход. Конкуренция определяется в этом случае как уровень состязательности на рынке товаров и услуг. Такой взгляд на понятие конкуренции наиболее характерен для отечественных исследователей.

2 подход. Конкуренция рассматривается как важнейший элемент механизма рынка. При помощи этого рыночного механизма спрос и предложение уравновешиваются, выравнивается цена. Это классический подход к определению понятия конкуренции.

В данном подходе конкуренция является основным механизмом формирования справедливой цены на рынке. Именно она определяет, какая цена будет выгодной и для производителя, и для покупателя. Если этот механизм нарушается (покупатель не готов платить такую цену за товар или производителю невыгодно производство и продажа товара по такой цене), сам механизм взаимодействия нарушается, и сделки не происходит.


«Конкуренция выступает как взаимодействие спроса и предложения, уравновешивает цены, предлагаемые продавцом и покупателем. В результате их противостояния и соперничества возможно установление общей цены и формирование кривой спроса с конкретными характеристиками»[4].

Кроме того, в рамках этого подхода конкуренция рассматривается как особый механизм, который регулирует объемы производства как для рынка в целом, так и для отдельного производителя. Конкуренция позволяет не допустить перепроизводства или серьезного дефицита товаров и услуг.

3 подход. Конкуренция определяется как особый критерий, при помощи которого определяется конкретный тип отраслевого рынка. Это современная теория рынка.

В современном понимании конкуренция является не механизмом, а особым свойством рынка. Это связано с тем, что в последнее время большую популярность получила теория морфологии рынка. В рамках данной теории выделяются различные типы рынков, которые и определяют возможные типы конкуренции на них как способа взаимодействия его субъектов. В этом случае конкуренция выступает не в качестве соперничества интересов, а как возможность отдельных участников рынка влиять на условия продажи товара, на характеристики рынка. Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.

Таким образом, взгляды на конкуренцию с течением времени изменялись и усложнялись. На данный момент существует три основных подхода к определению конкуренции: как противостояния, как механизма рынка, как характеристики конкретного вида рынка. Все эти подходы имеют экономическое обоснование и практическую значимость, однако такие разные взгляды на ее сущность позволяют проследить, как она может воздействовать на субъектов рынка, на их поведение, на состояние рынка в целом и динамику его характеристик.

1.2 Типы и виды конкуренции

Взгляды исследователей на то, какую роль играет конкуренция на современном рынке, в процессе исторического развития сильно менялись. В современном понимании конкуренция выполняет такие важные функции, как:

- регулирование спроса и предложение на рынке товаров и услуг;

- формирование равновесной цены, которая будет считаться «справедливой» и продавцом, и покупателем;

- повышение качества предлагаемых на рынке товаров услуг. Это происходит за счет того, что при наличии большого количества предложений на рынке покупатель выберет товар более высокого качества при условии равных цен;


- стимулирование развития новых технологий производства, ресурсосбережения, более эффективной организации производства с целью снижения затрат и выпуска более конкурентоспособного товара;

- формирование широкого ассортимента на рынке с целью максимального удовлетворения потребностей покупателя;

- возможности для участия в рыночной деятельности для различных субъектов, в том числе малого предпринимательства. Создавая конкурентоспособный товар, они могут стать более успешными и привлекательными для покупателя, чем крупные корпорации.

Учитывая современный взгляд и понимание конкуренции, исследователи выделяют следующие типы конкуренции на рынке:

1. Полиполия. В рамках такого вида конкуренции на рынке постоянно осуществляют свою деятельность большое количество покупателей и большое количество продавцов. Такой вид конкуренции еще называют совершенной, когда ни один из участников рынка не может оказать какого-либо влияния на условия продажи, и они формируются автоматически в рамках равновесия.

2. Олигопсония. «При таком типе конкуренции на рынке существует большое количество продавцов и небольшое количество покупателей. В этой связи последние могут оказывать определенное влияние на формирование цены и объема продаж, формируя свои предпочтения»[5].

3. Монопсония. «В этом типе конкуренции на рынке присутствует большое количество продавцов и всего один покупатель. Этот единственный покупатель может всецело диктовать условия покупки, а производители вынуждены на него соглашаться и повышать качество предлагаемых товаров и услуг с целью выделения своего товара или услуги среди конкурентов. Как правило, таким покупателем является государство»[6].

4. Ограниченная монопсония. На рынке в этом типе конкуренции действует несколько продавцов и всего 1 покупатель товара или услуги. Цену все так же диктует покупатель, получая свою выгоду от монопольного положения, однако производители также имеют влияние на рыночный механизм, так как предложение товара ограничено.

5. Биотеральная монопсония. При таком типе рынка в процессе продажи возникает противоборство двух групп: объединенного продавца и объединенного покупателя. В данном случае сложно сказать, кто из них имеет большее влияние на цену – все зависит от условий объединения и организации совместных действий.

6. Олигополия. «Это особый тип конкуренции, которая не является совершенной. В данном случае на рынке присутствует большое количество покупателей и ограниченное количество продавцов. Последние могут устанавливать свои цены, а потребитель вынужден с ними соглашаться, так как предложение ограничено. Обычно в рамках такого вида конкуренции на рынке действует всего 4-5 продавцов, поэтому они прослеживают деятельность друг друга и могут даже согласовывать свои действия с целью влияния на поведение потребителя и повышение прибыли от продаж. Достижение высокой прибыли у олигополистов происходит также за счет использования эффекта масштаба производства. Вход на такой рынок весьма сложен, поэтому мелкие фирмы не могут действовать на нем»[7].