Файл: Сравнительный анализ теории конкуренции(Теоретико-методологические основы конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Анализ конкурентных факторов и условий в национальной экономике

Российская Федерация является особым государством с весьма сложной и противоречивой историей развития. Различные изменения в экономической, социальной, правовой сферах оказывали свое неизбежное влияние на формирование особенностей конкуренции в Российской Федерации на современном этапе.

Огромное влияние на развитие конкуренции оказали такой важный исторический факт, как переход к социалистической командной экономике, которая в принципе не предполагает наличия механизма конкуренции на рынке. В идеальном понимании при социализме конкуренция будет просто не нужна, однако на практике оказалось, что такая идея просто не работает. В реальности при отсутствии стимулов к повышению качества товаров многие предприятия годами производили один и тот же товар, который давно не отвечал изменившимся потребностям рынка и потребителя. Спрос формировался только за счет того, что у потребителей не было других альтернатив – товары-заменители из других стран в свободном доступе найти было практически невозможно.

Также социалистическая экономика повлияла на производителей негативным образом в том плане, что у них не было стимула искать новые концепции товара или услуги, повышать эффективность использования ресурсов, увеличивать производительность труда или улучшать механизмы управления на производстве. В то время как во всем мире активно развивалась и применялась на практике идея совершенной конкуренции, где производители боролись за каждого клиента, повышая качество товаров и услуг, в России государственные компании производили штампованные одинаковые товары для внутреннего потребления.

Все изменилось в тот момент, когда произошел распад СССР. Помимо общих изменений в экономике, социальной и правовой сферах, в России произошли кардинальные изменения механизма функционирования рынка и формирования конкуренции. Главным было то, что теперь каждый на законных основаниях имел право выйти на рынок с предложением своего товара, а потребитель мог выбрать среди различных предложений то, которое для него наиболее выгодно.

Кроме того, доступ на российский рынок официально получили иностранные товары. Под воздействием всех этих факторов оказалось, что большинство российских товаров и компаний просто не выдерживали в условиях свободной конкуренции соперничества и иностранными товарами и компаниями.

К особенностям формирования конкуренции в современной российской экономике можно отнести:


- особенности механизма формирования частной собственности. «В Российской Федерации формирование частной собственности происходит не так давно, так как в советском обществе существовала только государственная и коллективная собственность. В связи с этим механизмы формирования и управления частной собственностью в Российской Федерации до сих пор вызывают множество вопросов и проблем»[13];

- специфика законодательства, регулирующего осуществление предпринимательской деятельности в России. В нашей стране до сих пор не разработано реально действующее законодательство по поддержке малого предпринимательства, которое является основой конкуренции в любой рыночной экономике. Кроме того, больше вопросы вызывает налоговое законодательство, а также реализация мер по противодействию монополиям;

- особенности поведения потребителей на рынке, их возможностей и предпочтений. Российские потребители имеют свою специфику, и на это также повлияло советское прошлое нашей страны. При появлении импортных товаров, явно превосходивших по качеству, дизайну и другим важным характеристикам отечественные, многие потребители окончательно укоренились во мнении, что отечественные предприятия не могут составить конкуренции зарубежным. Сейчас эта тенденция преодолевается, хотя и с большим трудом;

- роль государства в формировании основ конкуренции внутри страны и на международном рынке. «Главная задача государства – это формирование такой среды, в которой конкуренция будет формировать спрос и предложения сама автоматически, а также невмешательство в рыночный механизм до тех пор, пока законная деятельность на рынке не будет нарушена кем-либо из ее участников»[14].

К основным факторам предпринимательской среды в Российской экономике следует отнести:

- экономические предпосылки;

- технологические предпосылки;

- социальные предпосылки.

Среди экономических предпосылок следует выделять такие, как рассредоточение рыночной власти, наличие множественности предпринимательских образований. Для российской экономики необходимо создание условий для массового образования новых фирм. Минимизация издержек образования и регистрации организационная и финансовая поддержка предпринимательства являются определяющими факторами этого процесса. Также необходимым является наличие финансовых институтов активизации предпринимательства и т.д.

Не менее важную роль в формировании механизма конкуренции играют технологические предпосылки ее развития. Доступность технологий и информационное обеспечение позволяют не только создавать параллельные производства и открывать новые рыночные ниши, но и способствовать укреплению конкурентоспособности вновь формирующихся предпринимательских структур. Уровень научной активности и степень применения её достижения в производстве является мощным источником конкуренции вызванной созданием заменителей новых товаров и услуг.


Социальные предпосылки связаны с созданием новой системы: мотивации и преодолением управленческой психологии командно-административной системы. Необходимо репродуцировать массовое сознание на развитие массовости предпринимательского движения и его значимости и т.д.

Таким образом, в российской экономике механизм конкуренции складывался под воздействием различных факторов. Длительное применение механизма командно-административной экономики и полное отсутствие конкуренции на рынке, наличие непреодолимых барьеров развития, отсутствие действий со стороны государства по поддержанию конкуренции привели к тому, что в 90-е формирование конкурентного рынка происходило стихийно и под большим давлением со стороны иностранных производителей. Только в последние несколько лет российской предприятия могут составлять реальную конкуренцию зарубежным компаниям, а конкуренция на российских рынках приобретает черты, характерные для развитых стран.

2.3 Пути совершенствования конкуренции в Российской Федерации

К основным задачам государства для создания конкурентной, предпринимательской среды в Российской Федерации следует отнести:

- создание и развитие инфраструктуры для бизнеса;

- правовое обеспечение предпринимательской деятельности;

- формирование стимулирующих финансовых, налоговых, кредитных условий;

- снижение организационных, административных барьеров для предпринимателей;

- эффективную кадровую политику в части создания условия для обучения новых кадров предпринимателей;

- проведение эффективной антимонопольной политики, и многие другие задачи.

К субъектам государственной политики в сфере поддержки и развития предпринимательства необходимо относить не только государственные органы федерального, регионального, местного уровня, но и общественные некоммерческие организации, занимающиеся этими направлениями.

«Самым важным для формирования конкуренции в современной российской экономике является формирование реального и работающего механизма защиты от недобросовестной конкуренции. Только при наличии законодательства в этой сфере возможно формирование конкуренции в современном понимании этого слова, достижение всех преимуществ от наличия конкуренции на рынке, а также своевременное реагирование и пресечение фактов недобросовестной конкуренции и нарушения прав и интересов потребителей»[15].

В современных российских условиях функция защиты публичных интересов выдвигается на первый план и, в частности, поэтому требует от государства применения предусмотренных законом мер предупреждения и пресечения противоправных деяний независимо от наличия вины в действиях лиц, осуществляющих экономическую деятельность.


Требуются серьезные изменения в законодательстве, регулирующем конкуренцию в Российской Федерации. Само определение понятия «недобросовестная конкуренция», приведенное в статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О защите конкуренции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)[16] (далее по тексту – Закон о конкуренции), требует совершенствования для устранения некоторых внутренних противоречий и несоответствий с конкретными формами недобросовестной конкуренции, приведенными в статье 10 Закона о конкуренции, а также наполнения формулировками, адекватными современным подходам и экономическим реалиям. Это связано с тем, что понятие недобросовестной конкуренции:

- не распространяется на всех субъектов экономической деятельности;

- не распространяется на лица, готовящиеся осуществлять экономическую деятельность (потенциальных конкурентов);

- позволяет толковать недобросовестную конкуренцию исключительно как виновное противоправное деяние;

- позволяет не применять его к деяниям, выражающимся в форме бездействия;

- не распространяется на случаи, когда нарушением поведенческих требований к конкурентной борьбе субъект экономической деятельности приобретает выгоду, не причиняя вреда, или причиняет вред, не приобретая выгоду.

Также требует внесения изменений и ст. 10 Закона о конкуренции. Содержащегося в ней перечня форм недобросовестной конкуренции явно недостаточно для эффективного правоприменения. 

Важную роль для повышения эффективности механизма конкуренции в Российской Федерации является повышение роли малого предпринимательства. На практике в современных условиях открыть свое дело можно, однако реальный рынок создает такое количество барьеров для малого бизнеса, что, как правило, даже тот, кто на это решился, в скором времени не выдерживает давления и закрывается. Это связано, в первую очередь, с высоким уровнем налогов на предпринимательскую деятельность, которые в современный условиях могут составлять до 50% от полученной прибыли. В таких условиях деятельность становится просто невыгодной, что вынуждает предпринимателей скрывать свои доходы от государства, нарушая закон.

Большое значение имеет поддержка малого предпринимательства со стороны государства. Разработка различных программ поддержки, льготы и особые условия (хотя бы для первых лет его деятельности) имеют долгосрочное значение: сформированный класс малого предпринимательства на рынке дает отличный результат и позволяет автоматически поддерживать механизм конкуренции на рынке, давая выгоду и производителю, и потребителю.


Таким образом, современная российская экономика нуждается в реально действующем механизме конкуренции. Проблемы вызывает не только сложившийся тип взаимодействия на рынке, поведения потребителей и основ организации деятельности продавцов в связи с переходной экономикой, но и несовершенство законодательства в сфере поддержки конкуренции и противодействия негативному влиянию монополий. Государство играет важнейшую роль, поэтому важно, чтобы законодательство было откорректировано для того, чтобы механизм конкуренции получил реальную поддержку со стороны государства и оказывал положительное влияние на рынок в Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взгляды на конкуренцию с течением времени изменялись и усложнялись. На данный момент существует три основных подхода к определению конкуренции: как противостояния, как механизма рынка, как характеристики конкретного вида рынка. Все эти подходы имеют экономическое обоснование и практическую значимость, однако такие разные взгляды на ее сущность позволяют проследить, как она может воздействовать на субъектов рынка, на их поведение, на состояние рынка в целом и динамику его характеристик.

Выделяют различные типы и виды конкуренции на рынке. Они сложились исторически под воздействием различных условий продажи товаров и услуг на рынке. Некоторые из видов конкуренции более выгодны покупателю, другие учитывают больше интересы продавца. Совершенная конкуренция – это идеальные условия, когда ни один субъект рынка не может оказывать влияние на цену и объем производства, и все условия взаимодействия формируются на основе законов рыночного механизма. Однако такой вид конкуренции является условным и в реальной жизни не встречается, так как хотя бы один из производителей или покупателей имеет преимущество на рынке и может диктовать свои условия.

Современные исследователи выделяют различные методы конкуренции, которые могут быть использованы на рынке. Основные из них – это ценовой и неценовой метод конкуренции. Повышение продаж может осуществляться как за счет прямого и косвенного снижения цены на товар, так и за счет улучшения его характеристик, повышения качества, выделения уникального свойства и т.п. Также огромную роль в процессе конкуренции играют маркетинговые инструменты неценовой конкуренции. Среди них особенное влияние на потребителя оказывает реклама, так как они воздействует и на его поведение, и формирует его предпочтения среди продавцов однотипного товара.