Файл: Сравнительный анализ теории конкуренции(Теоретико-методологические основы конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделяют следующие виды олигополии:

- производители идентичного товара

- производители разных товаров.

7. Дуополия. При таком виде конкуренции на рынке действуют 2 основных продавца товара и множество покупателей. Как правило, эти 2 продавца заключают между собой соглашение и регулируют свою деятельность в зависимости от поведения другого продавца с целью установления наиболее выгодных условий продажи товара и получения максимальной прибыли. Продавцы товаров обычно устанавливают квоту на производство, чтобы не мешать деятельности друг друга и действовать в рамках соглашения.

8. Монополия. Это такой тип несовершенной конкуренции, когда на рынке присутствует только 1 продавец, который предлагает тот или иной товар или услугу, и большое количество покупателей, имеющих спрос на такой товар. Это традиционная форма конкуренции. В связи с тем, что на рынке нет ни одного товара-заменителя, компания-продавец может всецело влиять на поведение покупателей на рынке.

Обычно монополист имеет единоличный доступ к определенному ресурсу, который не доступен для других фирм. В связи с этим барьеры вхождения на такой рынок практически непреодолимы. Продавец может установить максимально высокую цену, независимо от издержек на производство товара. Однако размер цены ограничен возможностями покупателей. При установлении более высокой цены объем спроса неизбежно падает. Необходимо учитывать этот факт при формировании кривой спроса и установлении цены на товар монополиста.

С точки зрения общества монополия приносит много негативных последствий:

- не удовлетворяются в полной мере потребности покупателя;

- цена значительно завышается;

- некоторые покупатели не имеют доступа к товару по такой цене.

Именно поэтому во всех современных странах, в том числе и в Российской Федерации, существует антимонопольное законодательство, ограничивающее монопольные рынки и способствующее сохранению условий для конкуренции и справедливого установления цен. При этом в некоторых отраслях формирование монополий неизбежно, так как существование нескольких фирм, производящих такой товар или оказывающих услугу, просто нецелесообразно. Такие монополии называют естественными (например, монополия фирмы, предоставляющей услуги по снабжению населения электроэнергией). Однако и деятельность естественных монополий регулируется антимонопольным законодательством, чтобы не происходило формирование завышенной цены на услуги.


9. Монополистическая конкуренция. Она сохраняет в себе черты и конкурентного рынка, и монополии. Такой рынок имеет следующие основные признаки:

- отсутствуют барьеры для входа на рынок;

- на рынке действует большое количество фирм, не вступающих друг с другом в сговор;

- продукт производителей дифференцирован;

- основным методом конкуренции является качество продукции и маркетинговые механизмы (например, реклама);

Кроме выделенной классификации можно выделить различные виды конкуренции по следующим параметрам:

1. По масштабам:

- индивидуальная;

- местная;

- отраслевая;

- межотраслевая;

- национальная;

- глобальная.

2. По характеру влияния:

- ценовая;

- неценовая.

3. В зависимости от уровня влияния отдельных субъектов рынка на формирование условий продажи:

- совершенная;

- несовершенная.

4. По соотношению продавцов и покупателей:

- чистая;

- олигополистическая;

- монополистическая.

5. В зависимости от дифференциации товара на рынке:

- горизонтальная (между производителями одинакового товара);

- вертикальная (между производителями неодинаковых товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность покупателя).

Таким образом, выделяют различные типы и виды конкуренции на рынке. Они сложились исторически под воздействием различных условий продажи товаров и услуг на рынке. Некоторые из видов конкуренции более выгодны покупателю, другие учитывают больше интересы продавца. Совершенная конкуренция – это идеальные условия, когда ни один субъект рынка не может оказывать влияние на цену и объем производства, и все условия взаимодействия формируются на основе законов рыночного механизма. Однако такой вид конкуренции является условным и в реальной жизни не встречается, так как хотя бы один из производителей или покупателей имеет преимущество на рынке и может диктовать свои условия.

1.3 Методы конкуренции

«В современных условиях применение конкуренции является очень важным механизмом, под воздействием которого формируется цена товара и другие условия взаимодействия продавца и покупателя. В таких условиях большое значение имеет оптимальный выбор метода конкуренции, подходящего имеющимся условиям и оказывающего положительное влияние на получаемые результаты деятельности компании"[8].

Можно выделить следующие методы конкуренции

1) Конкуренция, основанная на повышения качественных характеристик предлагаемого товара (неценовой метод конкуренции);


2) Конкуренция, основанная на улучшении сервиса, взаимодействия с покупателями;

3) Конкуренция, основанная на предложении более низкой цены на товар по сравнению с ценой конкурентов (ценовой метод конкуренции);

4) Конкуренция, основанная на снижения различных эксплуатационных затрат в процессе использования товара;

5) Конкуренция, основанная на основе повышения общего качества управления на предприятии (метод конкуренции за счет снижения издержек управления);

6) Конкуренция, основанная на использовании различных видов конкурентных преимуществ продукта и компании-производителя (интегральный метод конкуренции).

Наиболее интересными из этих методов являются ценовой и неценовой метод конкуренции. Они применяются наиболее часто, так как имеют большую эффективность. Они позволяют:

- повысить объем продаж компании;

- увеличить долю компании на рынке по сравнению с конкурентами;

- дают повышение качества товара;

- стимулируют поиск новых методов производства с боле низкими затратами, эффективное использование ресурсов;

- повышают эффективность системы управления.

«Методы ценовой конкуренции используются для того, чтобы компания могла проникать на новые рынки, а также для того, чтобы укрепить свои позиции и завоевать большую долю рынка по сравнению с конкурентами за счет предложения более выгодных условий покупки товара»[9].

Ценовые методы конкуренции делятся на прямые и косвенные.

- при использовании метода примой ценовой конкуренции покупатель получает информацию о снижении товара.

- при применении скрытых методов ценовой конкуренции товар меняется так, что имеет большое количество новых потребительских свойств, при этом цена на него поднимается непропорционально мало. За счет этого потребитель делает выбор в пользу этого товара, так как он более выгоден.

«При использовании различных методов неценовой конкуренции на первый план выходит не цена товара, а его потребительские свойства: надежность, долговечность, качество, дизайн и другие характеристики. Как правило, в этом случае наиболее широко используются различные инструменты маркетинга. Причем продвигаться может не только конкретный товар, но и весь бренд, компания в целом, что автоматически увеличит продажи каждого отдельного товара»[10].

Главным методом неценовой конкуренции является реклама. В современных условиях они имеет огромное воздействие на поведение потребителей и формирование их предпочтений. И хотя использование такого механизма, как правило, связано со значительными затратами, эффективность этого метода подтверждается всегда. В рекламе можно представить положительные характеристики товара, сформировать определенный имидж, вследствие чего спрос на такой товар повышается.


Таким образом, современные исследователи выделяют различные методы конкуренции, которые могут быть использованы на рынке. Основные из них – это ценовой и неценовой метод конкуренции. Повышение продаж может осуществляться как за счет прямого и косвенного снижения цены на товар, так и за счет улучшения его характеристик, повышения качества, выделения уникального свойства и т.п. Также огромную роль в процессе конкуренции играют маркетинговые инструменты неценовой конкуренции. Среди них особенное влияние на потребителя оказывает реклама, так как они воздействует и на его поведение, и формирует его предпочтения среди продавцов однотипного товара.

глава 2 Конкуренция в экономике: российская и зарубежная практика

2.1 Зарубежный опыт в сфере развития конкуренции

Рыночная экономика всегда являлась символом развитого современного общества, и представить ее без действенного механизма конкуренции практически невозможно. Конечно, различные страны вследствие особенностей своего исторического развития понимали и организовывали конкуренцию на рынке самым различным образом. В каждой стране есть свои специфические черты конкуренции, сформированные под воздействием исторических, социальных, экономических, политических, производственных и других видов факторов.

«Большинство развитых мировых государств вкладывают огромные средства в поддержание и развитие конкуренции на рынке. Ранее уже были перечислены многие преимущества, которые надет механизм конкуренции на рынке. Когда государство понимает и осознает это положительное влияние конкуренции на поддержание общественных отношений, удовлетворение потребностей различных категорий населения, повышение общего качества производства и обслуживания, оно не жалеет усилий и средств для поддержания конкуренции на рынке»[11].

Рассмотрим развитие и практическое применение идей о защите конкуренции на примере США.

Особенности развития конкуренции в США обусловлены следующими факторами:

- поощрение со стороны государство различных видов и форм предпринимательской деятельности;

- относительно низкий по сравнению с другими государствами уровень налогов на деятельность предпринимателей;

- низкий процент участия государства в экономике страны;

- эффективные методы вмешательства в экономику с целью защиты механизма конкуренции. Они используются нечасто, но, как правило, быстро достигают своей цели.


«Конечно, в экономике США на данный момент существует большое количество фирм, которые создают конкуренцию. Однако это не означает, что конкуренция на рынке США является совершенной. На практике используются как механизмы совершенной конкуренции, так и несовершенная конкуренция. На таком рынке компании имеют возможность влиять на цену (как, впрочем, и потребители), однако эта возможность является ограниченной. Кроме того, уровень конкуренции различается в зависимости от отрасти, в которой действует фирма»[12].

В США на данный момент реально существуют следующие виды конкуренции:

- монополия;

- олигополия;

- монополистическая конкуренция.

Многие государства даже создают специальные органы и административные агентства для поддержания конкуренции внутри страны. Например, в США на данный момент действует Федеральная торговая комиссия, которая действует в рамках законодательства о конкуренции и уделяет огромное внимание анализу и оценке конкуренции, позволяет вовремя принимать меры для ее поддержки и устранения незаконного влияния монополий.

Американский опыт защиты конкуренции весьма интересен. Специальные законы (Закон Шермана и Закон Клейтона), которые дают возможности потерпевшей стороне, которой был нанесен урон при нарушении антимонопольного законодательства, требовать с виновной стороны возмещения убытков в тройном размере. Конечно, истец обязательно должен мотивировать свои требования, доказать причиненный вред и причинно-следственные связи между причиненным вредом и нарушением законодательства о защите конкуренции, однако этот механизм уже давно работает и действует на практике.

Федеральная торговая комиссия также осуществляет активное противодействие заключению различных незаконных соглашений между производителями, приводящих к нарушению интересов потребителей. Меры ответственности за заключение подобных соглашений могут быть различными, от предупреждений и предписаний до крупных штрафов и решений о прекращении деятельности компании в связи с нарушением закона.

Таким образом, США является одной из тех стран, на формирование конкуренции в которых историческое развитие оказало только положительное влияние. В связи с тем, что США имеет небольшую историю страны по сравнению с Европой или Россией, она не ощутила сложностей при переходе на рыночную экономику – этот механизм был заложен в экономике США практически сразу. И в процессе развития экономике постоянно принимались различные законы и программы, целью которых было поддержание конкуренции, ее развитие, а также противодействие незаконным действиям продавцом, нарушающих основы конкуренции и способствующих тому, что интересы покупателей нарушаются за счет несовершенной конкуренции. Многие страны уже переняли опыт США в поддержке конкуренции и применяют его в своих странах.