Файл: Социальное страхование и его функции (задачи фонда социального страхования).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
1.1 Понятие государственного регулирования страховой деятельности
1.2 Цели и модели государственного регулирования страховой деятельности
ГЛАВА 2. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Методы регулирования страховой деятельности довольно разнообразны, поэтому в работах ученых они структурированы по-разному.
Так, П.И. Ефремова систематизирует методы регулирования страхования в зависимости от его целей, выделяя следующие направления: регулирование платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков; регулирование тарифов, цен, издержек и комиссионных по страховым продуктам; государственная поддержка по видам страхования или категориям страхователей саморегулируемых организаций; ограничения деятельности иностранных страховщиков; правила инвестирования, налогообложения и т.п.[3]
Ученые Е.В. Андреева и О.И. Русакова выделяют следующие направления страхового регулирования: законотворчество в области страхования; контроль за соблюдением участниками страхового рынка законодательства; регулирование финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков; контроль за уплатой участниками страхового дела налогов и сборов; применение санкций за нарушение установленных требований[4].
Исследователь Е.Ю. Симакова отмечает, что государственное регулирование страховой деятельности проводится по нескольким направлениям: прямое участие государства в развитии системы защиты имущественных интересов; законодательное обеспечение национального страхового рынка; государственный страховой надзор; защита конкуренции и пресечение монополизма на страховом рынке[5].
Отсюда следует вывод, что систематизировать все методы и направления страхового регулирования затруднительно, поскольку они разнообразны и могут реализовываться как прямыми, таки косвенными способами. Причем задействованными могут быть различные государственные органы и структуры.
Что же касается Банка России как основного регулирующего органа в своей деятельности, он разграничивает регулирование и надзор финансовых рынков (в том числе страхового рынка) – на официальном сайте они отражены в разных разделах[6]. Так, в раздел «Регулирование финансовых рынков» входит Перечень нормативных актов и документов, регулирующих деятельность субъектов страхового дела, включающий кодексы и законы РФ, регламентирующие порядок осуществления страховой деятельности или ее отдельные вопросы; постановления Правительства РФ, приказы Министерства финансов РФ, положения и указания Банка России. То есть основным элементом системы регулирования является нормативно-правовое обеспечение страховой деятельности в РФ.
В то же время приоритет в российском страховом праве у методов страхового надзора, которому на государственном уровне придается большее значение как наиболее важному инструменту организации страхования. Это обусловлено тем, что надзорная деятельность направлена, прежде всего, на субъекты страхового дела и призвана обеспечить прозрачность и законность их деятельности в интересах страхователей и общества. Если рассматривать соотношение данных правовых категорий, то страховой надзор следует считать базовым элементом страхового регулирования. Правовой основой надзорной деятельности является статья 30, Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ». Законодатель определил тот факт, что страховой надзор может осуществляться Банком России и включать в себя: лицензирование субъектов рынка и ведение государственного реестра субъектов рынка; контроль за соблюдением законодательства в сфере страхования, в том числе посредством проведения деятельности субъектов страхования; выдачу разрешений на рост размеров уставного капитала страховых компаний; принятие решений о назначении временной администрации обанкротившимся страховым компаниям[7].
Страховой надзор призван обеспечить соответствие деятельности страховщика требованиям закона, соблюдение утвержденных правил страхования и обеспечение добросовестной конкуренции. В то же время задачами регулирования являются контроль за правомерностью операций на страховом рынке, развитие страхового рынка и расширение полномочий его участников (в том числе путем саморегулирования). То есть регулирующая и надзорная деятельность имеют разные задачи, но в совокупности представляют собой единую систему и цель, которая состоит в обеспечении стабильности страхового рынка.
Нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность страховых организаций можно разделить на следующие группы. Первая группа – это нормативные акты, которые относятся к регулированию со стороны государства. Вторая группа – это нормативно-правовые акты, которые регулируют гражданско-правовые отношения в сфере страхования.
Такое разделение обусловлено тем, что все общественные отношения, которые возникают в страховой деятельности делятся на группы, которые различны по участнику, по составу, виду и отношениям между ними:
– общественные отношения, которые возникают между страховой организацией и страховщиком, включая страховых посредников, которые формируются для создания страховых фондов;
– общественные отношения по вопросам функционирования страховой деятельности и целевого использования капитала[8].
Стоит отметить, что во многих странах уже в начале ХХ века было сформировано законодательство о страховом контроле, которые отделялось от гражданского законодательства, которое преимущественно регулировало договорные отношения в сфере страхования. Во Франции в 1905 году был принят закон, регулирующий деятельность обществ страхования от несчастного случая, надзор за обществами, которые работают в сфере страхования. В Германии в 1901 был принят закон о страховом контроле. В США страховая деятельность регулировалась законодательством отдельных штатов, при этом особое внимание было уделено организации страховых компаний и организации контроля за ними[9].
В России сегодня аналогичная ситуация: существует регулирования страховой деятельности с позиции финансов (требования, которые предъявляются к субъектам хозяйствования, формирования страховых резервов), содержащиеся в ФЗ «Об организации страхового дела»; частноправовое регулирование (регулирование договоров страхования, отношения между страховой организацией и страховщиком), которое законодателем закреплено в ГК РФ, в некоторых других источниках гражданского права.
Законодателем был закреплены основы страхового контроля в ст.6 ФЗ «Об организации страхового дела». Законодатель определил понятие страховщиками, определил ограничения по видам деятельности, которые могут осуществлять страховые компании.
В соответствии с пп. «г» п. 3. ст. 30 и пп. «е» п. 3 ст. 30 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» основные функции органов исполнительной власти по организации контроля за страховой деятельностью входит процесс управления страховым капиталом, резервом, разработка методических рекомендаций по вопросам организации страховой деятельности.
Формирование и поддержка страховых организаций в РФ осуществляется на основании действия антимонопольного законодательства.
Законодателем в НК РФ (гл. 25 «Налог на прибыль организаций и предприятий») определена система налогообложения страховых компаний.
В современных условиях остро встает вопрос разделения законодательства в сфере регулирования страховой деятельности на частноправовую и публично-правовую. Помимо этого, стоит вопрос о принятии Закона о государственном страховом контроле. М. Вайер выступает сторонним теории государственного регулирования страховой деятельности в России.
Однако принимая во внимания практику судов, многие эксперты, делают вывод о том, что данный проект затруднит применение норм страхового права. Более эффективной мерой будет устранение существующих пробелов в страховом праве.
1.2 Цели и модели государственного регулирования страховой деятельности
Целями государственного регулирования страховой деятельности являются:
– обеспечение стабильного и надежного функционирования страхового рынка страны;
– обеспечение соблюдения субъектами страхового дела требований законодательства;
– повышение с помощью страхования экономической и социальной стабильности в обществе;
– обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования;
– защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;
– получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.
Анализ на перспективу позволяет выделить следующей важной целью регулирования – создание льготных инвестиционных условий для отечественных и иностранных страховщиков, стимулирование инвестиционной функции страхования, обеспечение стабильного функционирования финансовых рынков[10].
Успешное достижение поставленных выше целей позволит сделать России еще один важный шаг на пути к цивилизованному страховому рынку.
Регулирование страховой деятельности должно состоят в выполнении антиспекулятивных функций. Государственное регулирование следует внедрять для проведения политики в отношении методов, форм и масштабов участия капитала иностранных инвесторов в страховой деятельности в РФ.
На сегодня стремительными темпами растет рынок регионального страхования. К.Е. Локшин в своей статье отмечает тот факт, что повышение финансовой устойчивости страховых организаций является предметом публичного интереса: в ней может задействовать не отдельный страховщик, а также все клиенты[11]. По своей сути, страхование затрагивает интересы не только большого числа юридических и физических лиц, но и государства в частности. Данный факт объясняется тем, что страховому праву присущ дуализм, который заключается в сбалансированном использовании институтов гражданского и финансового права.
С позиции финансово-правовой регламентации государство заинтересовано в работе на рынке страховых услуг с большим объемом собственного капитала. В данном случае регулирование состоит в определении минимального размера уставного капитала для получения специальной лицензии страховой организации. Положения сторон в финансовом праве неравные, то есть государство, которое выступает как орган власти выступает в качестве стороны финансовых отношений. В данном аспекте можно судить об опосредованном участии государственных органов в страховых отношениях. Стоит отметить тот факт, что сегодня государство ограничивается только периодическим принятием нормативных актов, которые не могут провести анализ деятельности страховщика и измерить пределы ответственности за нарушения закона. В результате, некоторые страховые организации по своей сути становятся похожими на финансовые пирамиды. После принятия количества клиентов, в организации появляются финансовые проблемы, которые могут привести к банкротству. Законодательство о банкротстве хотя и содержит определённые нормы, которые предусматривают процедуру банкротства страховых компаний, но такие нормы носят преимущественно общий характер и не учитывают специфику деятельности страховых организаций.
Многочисленные нормативно-правовые акты, которые имеют административно-правовой, гражданско-правовой, финансово-правовой характер содержат нечеткие формулировки ответственности за нарушение страхового законодательства.
Учитывая несовершенство судебной системы в РФ, стоит отметить, что сегодня существует проблема нарушения законных прав и интересов участников стразовых правоотношений.
Современная модель контроля со стороны государства за деятельностью страховых компаний должна способствовать, с одной стороны, выполнению функций государственного страхового надзора по защите интересов страхов, а с другой стороны, не допускать ущемления интересов страховщиков.
Регулирование страховой деятельности со стороны органов государственной власти существует в разных странах.
Универсальность моделей состоит в следующем:
– формирование отраслевого страхового законодательства;
– выделение определенных органов страхового контроля и надзора;
– определение критериев и правил допуска к проведению страховых операций;
– осуществления системы контроля за деятельностью страховых компаний и посредников;
– постоянное регулирование со стороны налоговых органов.