Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере деятельности розничного торгового предприятия универмага «ЦУМ»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
1.1. Особенности развития розничной торговли в России: понятие, современное состояние
2. Анализ организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия универмага «ЦУМ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика универмага «ЦУМ»
3. Пути совершенствования коммерческой деятельности универмага «ЦУМ»
3.2. Анализ эффективности предложенных мероприятий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия и ее совершенствование представляет собой сложный с организационной точки зрения процесс, при недостаточно правильной его организации, издержки магазинов увеличиваются, соответственно прибыль уменьшается. Именно поэтому, внимание руководства предприятий розничной торговли должно уделять проблемам, изучения коммерческих процессов и их совершенствованию.
Кроме этого, развитие рыночной экономики, требует тщательного теоретического осмысления и практической реализации новых задач, которые связаны с необходимостью внедрения инноваций в осуществлении коммерческой деятельности розничного торгового предприятия, поэтому данная управленческая проблема нуждается в постоянном поиске новых алгоритмов и инструментов управления инновационной коммерческой деятельностью.
Цель работы – разработка мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности розничного торгового предприятия универмага «ЦУМ».
Задачи работы:
1) раскрыть теоретические основы организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия;
2) дать организационно-экономическую характеристику универмага «ЦУМ»;
3) провести исследование существующих инновационных инструментов и технологий, используемых в коммерческой деятельности универмага «ЦУМ»;
4) предложить рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности универмага «ЦУМ» путем оптимизации инновационной деятельности;
5) провести анализ эффективности предложенных мероприятий.
Объект работы – универмага «ЦУМ», действующее в сфере розничной торговли. Предмет работы – организация системы коммерческой деятельности розничного торгового предприятия. Методами курсовой работы поставленных в работе задач являются: системный подход, расчетно-аналитический метод, теория организации предприятия.
Теоретической основой исследования явились идеи и положения в области коммерческой деятельности розничных предприятий: М.О. Атяшев, Э.Ю. Галустян, Л.П. Дашков, О.Н. Козырева, О.В. Памбухчиянц, Л.Т. Смоленцева, А.И. Соколова, Е.С. Худякова и др. Информационную базу исследования составили результаты исследований, содержащиеся в работах отечественных авторов; а также показатели деятельности розничного торгового предприятия универмага «ЦУМ».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, трех приложений.
В первом разделе раскрыты теоретические основы организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия, для этого рассмотрены особенности развития розничной торговли в России. Рассмотрена сущность коммерческой деятельности в предприятиях розничной торговли. Определена роль инноваций в осуществлении коммерческой деятельности и ее совершенствовании.
Во втором разделе работы проведен комплексный анализ организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия универмага «ЦУМ», для этого дана характеристика универмага, проведено исследование существующих инновационных инструментов и технологий, используемых в коммерческой деятельности универмага «ЦУМ».
В третьем разделе – даны рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности универмага «ЦУМ» путем оптимизации инновационной деятельности, проведен расчет эффективности мероприятий.
В заключении сделаны выводы по работе.
1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
1.1. Особенности развития розничной торговли в России: понятие, современное состояние
Понятие розничная торговля, регламентировано ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в последней редакции от 25.12.2018) [2], и ГОСТом Р 51303–2013 «Торговля. Термины и определения» (в последней редакции от 29.03.2016) [5], согласно указанным нормативным актам, розничная торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с покупкой товаров и их продажей для использования конечными потребителями в личных и других целях. Договор розничной купли продажи регламентирован Гражданским кодексом РФ [1].
Согласно ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования» [3], услуги розничных торговых предприятий торговли включают в себя: реализацию товаров (как в торговых предприятиях, так и вне торговых предприятий, например, дистанционная торговля); оказание покупателю помощи в процессе приобретения (покупки) товаров, при использовании товаров и их применении; информационные и консультационные услуги; услуги, направленные на создание покупателям удобств при приобретении ими товаров (дополнительные услуги).
Согласно ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» [4], все разнообразие розничных торговых предприятий, можно разделить: 1) по типу предприятия торговли; 2) по ассортименту, реализуемому в магазинах; 3) по формам обслуживания; 4) по ценовому уровню; 5) по местоположению и концентрации и предприятий торговли.
В последнее время понятие тип предприятия розничной торговли для характеристики типа магазина заменяют понятием формат предприятия розничной торговли. Так, в исследовании В.А. Пацковой и М.В. Сюткиной формат предприятия розничной торговли является совокупностью его ключевых характеристик, определяющих рыночную позицию предприятия торговли и отношение целевых потребителей к этому предприятию [23, с. 331].
А.И. Карпович и Н.А. Томилова, в своем исследовании отмечают, что по своим свойствам розничные торговые предприятия относятся к системе социально-экономической, в силу того, что они созданы для удовлетворения общественных потребностей в товарах (услугах), а также торговые предприятия организованы людьми и управляются ими [16, с. 132].
В современных условиях отечественная экономика находится под влиянием кризисных явлений, вызванных снижением мировых цен на нефть, ослаблением национальной валюты – рубля и санкциями со стороны США, ЕС и других стран, в целом эти процессы затрагивают все сферы экономики нашего государства, и оказывают существенное влияние на развитие розничной торговли. Сегодня розничная торговля является самостоятельным сектором российской экономики, она адаптируется к покупателям и ищет пути по уменьшению потерь по всему циклу собственной торгово-хозяйственной деятельности [27, с. 131]. Динамика оборота розничной торговли, за период 2009–2018 гг. представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли за 2013–2018 гг.
Источник: составлено автором на основе [25]
В целом по данным Росстата, за период с 2009 года по 2018 год оборот розничной торговли повысился на 16948,8 млрд. рублей, то есть чуть больше, чем в два раза. За период кризиса с 2013 года по 2018 год (включительно) оборот розничной торговли повысился на 7862,1 млрд. рублей, что в процентом отношении, составило 33 пункта. Индекс потребительских цен (ИПД) является одним из показателей, который характеризует уровень инфляции в РФ. Рассмотрим структуру потребительской инфляции на рисунке 2.
Рис. 2. Структура потребительской инфляции в 2009–2018 гг.
Источник: составлено автором на основе [25]
За период с 2009 года по 2018 год (включительно) потребительская инфляция была снижена на 4,5 пункта, в том числе на продовольственные товары снижение составило 1,4 пункта, на непродовольственные товары, снижение потребительской инфляции составило 5,6 процентных пункта. При этом, в кризисный период 2014–2015 года ИПД достигало своего наибольшего значения 12,9 процентов.
Итак, рост цен на продовольственные и непродовольственные товары исследуемого периода способствовали закрытию отдельных магазинов, например в Москве и Московской области с сентября 2017 года прекратили свое существование 15 сетей. Самым масштабным закрытием стал уход «Седьмого Континента» (закрыто 99 магазинов), также закрылись сети «Монетка» (74 магазина), «Царь-Продукт» (закрыт 21 магазин), «Гастрономир» (закрыто 18 магазинов) и ряд других. Из оставшихся игроков отрицательные результаты показывают сети «Авоська», «Мираторг», «7Я», «Магнолия» и др. [28, с. 318] .
Таким образом, понятие розничная торговля, регламентировано ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и ГОСТ Р 51303–2013 «Торговля. Термины и определения. Сегодня розничная торговля находится в условиях повышенного давления в связи с инфляцией, ослаблением рубля и введенными в отношении Российской Федерации санкциями.
1.2. Сущность коммерческой деятельности в предприятиях розничной торговли. Роль инноваций в осуществлении коммерческой деятельности и ее совершенствовании
Одним из ключевых элементов функционирования в рыночной экономике предприятий торговли, является система организации коммерческой деятельности и управление ею [19, с. 12]. В настоящее время в специализированной литературе имеются различные подходы, определяющие сущность коммерческой деятельности, наиболее распространенные из этих подходов представлены на рисунке 3.
В целом, коммерческая деятельность – это самостоятельный вид деятельности, базирующийся на рыночных принципах и законах, он проявляется в разных формах, занимая в сфере обращения важное место. К субъектам коммерческой деятельности предприятий торговли относят юридических и физических лиц, которые наделены правом ее осуществления. Объекты коммерческой деятельности – это конкурентоспособные товары и услуги, востребованные на потребительском рынке [12, с. 10].
Отметим, что истории развития теории коммерческой деятельности около двух тысяч лет, однако, активно, только с середины XX века их содержание начало преображаться. В России теория коммерческой деятельности активно развивается с середины 90-х г. прошлого века, т.е. с момента, формирования рыночных отношений и когда отечественные предприятия приобрели свободу в ведении коммерческой деятельности [20, с. 132].
Рис. 3. Подходы к сущности понятия коммерческая деятельность
Источник: составлено автором на основе [12; 13; 19; 22]
Коммерческая деятельность предприятий розничной торговли имеет свои особенности, о чем свидетельствуют исследования авторов, занимающихся вопросами организации коммерческой деятельности в розничной торговле, обобщенные нами в таблице 1.
Таблица 1
Особенности организации коммерческой деятельности в розничном торговом предприятии
Авторы |
Особенности подхода |
Ю.К. Баженов, В.В. Куимов, А.И. Соколова |
Коммерческую деятельность в предприятиях розничной торговли определяют как совокупность коммерческих операций (бизнес-процессов) двух видов: торгово-организационных (чисто торговые коммерческие операции) и производственно-технологические, все эти операции выполняются последовательно |
Е.В. Логинова и К.О. Черемисина |
Представляют коммерческую деятельность в предприятиях розничной торговли как комплекс следующих процессов: производственных, торговых и сервисных. Эти процессы, направлены на удовлетворение потребителей, цель этих процессов – извлечения прибыли |
Продолжение таблицы 1
С.Ю. Кожевникова |
Выделяет отличительные особенности коммерческой деятельности в предприятиях розничной торговли, к ним автор относит: высокую оборачиваемость капитала, инвестируемого в предприятие; относительно высокую доходность осуществляемого бизнеса; тесную взаимосвязь в процессах продаж товаров и услуг и обслуживания покупателей предприятий розничной торговли |
Л.П. Дашков и О.В. Памбухчиянц |
Отмечают, что задачи коммерческих структур предприятий розничной торговли с одной стороны заключаются в снабжении предприятия торговли товарами и формировании его материально технической базы, что связано с закупочной деятельностью предприятия розничной торговли и формированием ассортиментной политики, а с другой стороны коммерческие службы заняты организацией сбыта продукции предприятия и его услуг, а это связано с разработкой программ по стимулированию продаж и повышению качества обслуживания покупателей (при соблюдение стандартов обслуживания) |
Ю.А. Гуськова и Т.А. Пантелеева |
Приводят классификацию коммерческих операций: 1) коммерческие (или чисто торговые): продажа продукции и оказание услуг; обслуживание клиентов (потребителей); рекламная деятельность предприятия и др. 2) производственные (технологические): комплексное изучение рынка, требований потребителей, изменение условий, при которых складываются спрос и предложение, поиск поставщиков и закупка товаров, обоснование наиболее целесообразных организационных форм оптовых закупок, формирование ассортимента и т.д. |
А.С. Хлоян, И.В. Кочиева и С.К. Абаева |
Считают, что важным направлением организации и совершенствования коммерческой деятельности предприятия розничной торговли является оптимизация торгово-технологических процессов путем повышения системы лояльности потребителей, изучения их мнения по вопросам формирования ассортимента и качества торгового обслуживания |