Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Понятие и сущность финансов предприятий. Система управления финансами предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- организационная структура финансового отдела;

- управление расходами и т.д.

Из всех перечисленных проблем первое место, как правило, занимает дефицит капитала на валютном и расчетном счетах[20]. На практике часть «живых» средств в общем объеме валовой прибыли компании составляет не больше 20%. Что касается большей части капитала (80%), то на него приходятся различные зачеты, бартеры и так далее. Как следствие, появлялся дефицит ликвидных средств, накапливались долги.

Следующая проблема связана с неумением управлять финансовыми потоками – Рисунок 15. Средние потери, связанные с ошибками руководителей, могут составлять до 25% от общего оборота, что зачастую выливается в крупные суммы. Основная причина – отсутствие нормального планирования в компании, а также качественного контроля имеющихся в распоряжении средств[21]. Все это может привести к увеличению общего период возврата долга или проведению незапланированного бартерного обмена.

Рисунок 15. Проблемы в управлении финансовыми потоками

При этом проблемы финансов, связанные с неэффективным управлением, можно условно поделить на две оставляющие[22]:

- внутренние. К ним можно отнести низкую эффективность работы сбытовых и маркетинговых служб, отсутствие инструментов для автоматизации процессов планирования и управления денежными средствами компании, ошибки в процедурах анализа и контроля движении капитала, недоработки в финансовом плане и так далее;

- внешние. Применение малоэффективных или слишком сложных расчетных схем с участием дочерних компаний и прочих посторонних структур, нестабильность на рынке и невозможность четкого прогнозирования будущего уровня спроса и объемов поступления капитала.

Часто проблемы финансов вызваны явными недостатками краткосрочных и долгосрочных планов[23]. К таковым можно отнести:

- недоработку при составлении планов и недостаточное внимание таким разделам, как контроль движения материальных или товарно-материальных ресурсов;

- низкую степень детализации (или ее полное отсутствие) по группам товаров, а также маржинальному доходу. В этом случае руководство не имеет возможности проводить правильный анализ доходности имеющегося в распоряжении ассортимента;

- ошибки в выборе форм составления планов, которые не дают в полной мере получить информацию о динамике движения средств и определить периоды с явным дефицитом денежных средств. Как следствие, затягивается принятие решений по нейтрализации проблемы;


- отсутствие планового баланса компании;

- недостаточное внимание к ключевым показателям на начало планового периода. Все это уменьшает или сводит на «нет» эффективность финансового плана в целом.

С учетом вышесказанного можно выделить главную причину финансовых проблем компании - отсутствие четкого планирования, как с позиции проведенных платежей, так и в сфере поступлений денежных средств. Все, чем занимается в этом случае руководство, так это «затыканием» текущих финансовых «дыр» компании[24]. В основе принятых решений, как правило, лежат субъективные взгляды о решении тех или иных платежей. Итог – неэффективное использование имеющегося капитала.

Суть решения финансовых проблем сводится к работе в нескольких направлениях – корпоративном праве, управлении и бухгалтерском учете[25]. Предприниматели должны понимать, что современный бизнес очень нестабилен и к существующим условиям нужно уметь приспосабливаться.

В первую очередь внимание должно уделяться профилактике и своевременному устранению финансовых рисков. Основная задача таких мер – предупреждение и недопущение потенциальных проблем, связанных с потерей контроля над финансовыми потоками и ошибочным планированием капитала. Чтобы своевременно и правильно принимать решения, необходимо иметь под рукой всю информацию о развитии компании в прошлом и о текущей динамке движения капитала – Рисунок 16.

Один из основных рисков компании – срыв в реализации бизнес-проекта. Причин может быть несколько – завышенные цели, ошибки в расчетах, неправильно выбранная область предпринимательской деятельности и так далее. Еще одна частая проблем – низкий уровень финансирования компаний. Как следствие, предприятие не располагает необходимым для ведения деятельности капиталом. Второй причиной может быть коррупция, мошенничество и прочие негативные факторы.

Во избежание проблем, необходимо четкое соблюдение требований нормативно-правовых актов. Особенное внимание стоит уделять качеству продукции, планированию, безопасности труда и так далее. Это позволит избежать финансовых наказаний в виде штрафов или пени. Не менее важными аспектами деятельности является своевременное погашение налоговой задолженности и четкое выполнение контрактных обязательств.

Рисунок 16. Этапы работы над финансовыми проблемами

При разработке стратегии деятельности компании, важно уделять внимание системе защиты от рисков, в которой стоит предусмотреть:


- создание резервного капитала;

- распределение рисков;

- определение допустимых границ рисков. Здесь должны быть рассмотрены различные ситуации – наилучшего и наихудшего сценариев;

- перенаправление рисков на другие организации, к примеру, страховые компании. Речь идет о страховании имущества, ответственности и так далее;

- формирование резервов, необходимых для решения текущих проблем компании.

Рисунок 17. Алгоритм стратегии работы над финансовыми проблемами

Чтобы избежать финансовых проблем в бизнес-деятельности, важно руководствоваться следующими принципами[26]:

- перед началом реализации бизес-проекта провести исследование потенциальной прибыли в выбранной сфере деятельности. Параллельно необходимо сравнить полученные результаты от общей доходности при хранении своих средств в банке. Если прибыль от депозита выше, то необходимо выбирать другое направление. Реализация текущего бизнес-проекта является бессмысленной и просто займет личное время;

- важно проанализировать, будет ли продукт (услуга) интересны потенциальным покупателям, насколько серьезного спроса можно ожидать в будущем;

- при определении экономических результатов важно уделять внимание не только общим цифрам, но данным по деятельности в различных сферах;

- при реализации плана важно все время сопоставлять текущие результаты деятельности с теми, чтобы указаны в проекте. Если есть существенные отклонения, то причины должны быть выявлены и устранены;

- проведение полноценного финансового анализа является обязательным для любой компании в период всей деятельности. Необходимо сравнивать цифры, характеризующие деятельность компании по различным годам, сопоставлять их с текущими реалиями или же результатами других компаний. В процессе анализа должно уделяться внимание таким показателям, как рентабельность, уровень прибыли, ликвидность, задолженность, оборот и так далее;

- организация комплексного финансового планирования. Здесь важно рассчитывать планы движения финансовых потоков по всем проектам и подразделениям, планы по предприятию в целом, его расходам и доходам. Время от времени должен проводиться анализ планов и фактической их реализации, а также корректировка ошибочных решений[27].

При выполнении упомянутых рекомендаций много проще обеспечить эффективное управление финансовыми потоками компании, гарантировать полноценную деятельность все отделов и служб, исключить проблемы финансов из повестки дня и обеспечить стабильное повышение прибыли.


Наличие под рукой комплексного финансового плана позволяет руководству видеть реальную картину бизнеса, своевременно проводить анализ и вносить исправления в реализацию целей. При этом план необходимо не просто обсуждать, а обосновывать каждую его строку и назначать ответственных лиц (как правило, менеджеров компании) за реализацию тех или иных задач.

Финансово-хозяйственная деятельность любой организации лежит в основе финансово-экономических показателей. Принятие управленческих решений во многом зависит именно от их выбора. Выбор касается состава, структуры и стоимости активов, капитала предприятия, величины собственного капитала, объем выручки и прибыли, а также от долгосрочных и краткосрочных заемных средств и их способов увеличения[28].

В настоящее время внешняя среда рассматривается не столько как источник ресурсов для компании, сколько как ресурс для обеспечения её долгосрочной устойчивости. Возрастающая степень глобализации экономики, развитие инновационных составляющих факторов производства, усложнение схем финансирования приводят к тому, что традиционные функции финансового менеджмента трансформируются. Любая управленческая деятельность предполагает выполнение стандартных управленческих функций (функции управляющей системы). В этой связи можно выделить следующие функции финансового менеджмента как системы управления:

1) финансовое планирование (бюджетирование), обеспечивающее разработку системы стратегических текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям финансовой деятельности, различным структурным подразделениям и по предприятию в целом;

2) финансовая организация, обеспечивающая принятие и реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Такие структуры строятся по иерархическому или функциональному признаку с выделением конкретных "центров ответственности". В процессе реализации этой функции финансового менеджмента необходимо обеспечивать постоянную адаптацию этих организационных структур к меняющимся условиям функционирования предприятия и направлениям финансовой деятельности. Организационные структуры финансового менеджмента должны быть интегрированы в общую организационную структуру управления предприятием;

3) мотивация на достижение намеченных финансовых показателей, обеспечивающая систему стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности. В процессе реализации этой функции формируется система поощрения и санкций в разрезе руководителей и менеджеров отдельных структурных подразделений предприятия за выполнение или невыполнение установленных целевых финансовых показателей, финансовых нормативов и плановых заданий;


4) финансовый контроль (контроллинг или управленческий учет), обеспечивающий эффективный контроль за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности. Реализация этой функции финансового менеджмента связана с созданием систем внутреннего контроля на предприятии, разделением контрольных обязанностей отдельных служб и финансовых менеджеров, определением системы контролируемых показателей и контрольных периодов, оперативным реагированием на результаты осуществляемого контроля.

Заключение

Современные условия хозяйствования предъявляют всё более жёсткие требования к уровню организации управления финансами предприятий.

Условия рыночной экономики характеризуется инфляционным процессом, кризисными явлениями и жесткой финансовой политикой, проводимой государством. В подобных условиях каждая организация и предприятия, пытаются удержать на плаву, и в связи с этим все большую актуальность приобретает анализ финансового состояния предприятия.

Главным индикатором конкурентоспособности любого предприятия на рынке являются его финансы. Исходя из этого утверждения, залогом жизнеспособности организации в условиях рыночной экономики является его устойчивое финансовое положение. Российская экономика развивается по законам, который диктует рынок. Он регулирует экономические отношения между двух сторон, представителями, которого являются производители и потребители продукции. Каждая из сторон имеет свои экономические интересы, которые в зависимости от ситуации интересы могут и не совпадать. Рынок выступает в роли инструмента сопоставления интересов производства и потребления на высшей стадии развития товарно-денежных отношений.

Анализ публикаций отечественных экономистов, который и позволил вывить ряд актуальных проблем в сфере управления финансами предприятий:

Всё большее внимание экономисты уделяют проблемам, связанным с неопределённостью факторов внешней среды. Неопределенность внешней среды зависит от объема информации, которой располагает организация о том или ином факторе, а также от степени ее уверенности в надежности этих данных. Очевидно, что в рыночных условиях, характеризующихся высокой неопределенностью и нестабильностью внешней среды, эффективное управление финансами коммерческой организации невозможно без грамотно организованной системы внутреннего финансового контроля.