Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Понятие и сущность финансов предприятий. Система управления финансами предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время экономика России переживает один из сильнейших социально-экономических кризисов. Его потенциальные негативные последствия еще не до конца раскрыты: большинство развитых экономик находятся на растущей фазе волн Кондратьева, за которыми неизменно следует фаза снижения. Когда наступит этот период, российская экономика с большой вероятностью еще более снизит показатели. Сейчас наиболее актуальной задачей для предприятий является грамотное управление финансами[1].

Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что финансы предприятий и других хозяйствующих субъектов, участвующих в экономических отношениях, являются основой как общерыночной, так и общегосударсвтенной экономической системы. Эффективная система управления финансовыми ресурсами предприятия является основой высокой результативности финансово-хозяйственной деятельности и дает возможность для его дальнейшего развития и продвижения и укрепления позиции на рынке.

Произошедшие экономические преобразования изменили характер функционирования предприятий, которые получили хозяйственную самостоятельность; больше ориентированы на рыночные требования, что позволяет формировать рыночную инфраструктуру в денежно-финансовой сфере. В современных условиях значительное число предприятий выведено из государственной собственности, а производитель может выходить на внешние рынки. В современных условиях для предприятий открываются широкие возможности для развития, но высокая конкуренция может приводить к нарушению стабильного финансового состояния, в связи с чем каждое предприятия стремится к обеспечению контроля в данной сфере.

Теоретические и практические аспекты анализа и управления финансового состояния предприятия рассматривались в трудах таких зарубежных экономистов, как Брэйли Р., Бригхем Ю., Ван Хорн Дж. К. Гапенски Л., Джевонс К., Кейнс Дж., Коласс, М, Майерс С, Фридмен Дж., Хайек Ф., Хикс Дж., Шумпетер И. и др. Но в условиях российской экономики финансовое состояние предприятий не может в полной мере оцениваться методиками зарубежных авторов. Поэтому проблемы финансового состояния предприятий в условиях российской экономики исследовались в работах таких экономистов, как Балабанов И.Т., Баканов М.И., Бокарева Л., Белоусов А., Вахрин П.И., Владимирова Т.А., Грачев А.В., Ковалев В.В., Крейнина М.Н., Леонтьев В.Е., Моляков Д.С., Негашев Е.В., Павлов И.П., Павлова Л.Н., Савицкая Г.В., Сайфулин Р.С., Соколов В.Г., Родионова В.М., Федотова М.А., Шеремет А.Д., Шуляк П.Н. и др.


Цель настоящей работы – изучить современные проблемы финансов предприятий. Для этого будут решены следующие задачи:

- определены понятие и сущность финансов предприятий;

- рассмотрена общая система управления финансами предприятия;

- изучено анализирование финансовых результатов деятельности предприятия;

- определены проблемы финансов предприятия, и рассмотрены пути их решения.

Глава 1. Понятие и сущность финансов предприятий. Система управления финансами предприятия

Под финансами следует понимать не только и не столько сами деньги, финансовые средства и финансовые ресурсы. Это скорее финансовые отношения, а также образующиеся в процессе этих отношений денежные потоки и денежные фонды[2]. Финансы – это денежно-экономические отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся в процессе этого финансовых потоков, что тесно взаимосвязано с создаваемым в этот же период финансовыми фондами хозяйствующего субъекта (рис.1, Приложение 1).

Основой современного хозяйствования России выступает товарная форма. При этом должны быть выражены общественное разделение труда, обособленность хозяйств (которые имеют схожую организационную и функциональную роль), обособление собственности, экономическая обособленность. Финансы организаций – это «совокупность экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов и фондов денежных средств с целью обеспечения деятельности организаций»[3].

В ходе предпринимательской деятельности коммерческого предприятия возникают финансовые отношения, которые связаны с производством и реализацией продукции (работ, услуг), а также с формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.

Деньги являются материальной основой финансовых отношений. Финансовые отношения являются частью денежных отношений и возникают только при реальном движении денежных средств. Они сопровождаются формированием и использованием собственного капитала, а также централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.


Финансы коммерческих предприятий - это система отношений, которые связаны с формированием и использованием финансовых ресурсов коммерческих предприятий с целью обеспечения их деятельности и решения вопросов социального характера.

Иными словами, это финансовые или денежные отношения, которые возникают в ходе предпринимательской деятельности, в результате чего формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, происходит их распределение и использование.

Общим для всех финансовых отношений является их денежное выражение. Отметим, что финансовые отношения всегда имеют денежную форму, но не все денежные отношения являются финансами.

Выделяют еще одно свойство финансов – это их распределительный характер.

Финансовые отношения выделяют в группы[4]:

– отношения с государственными институтами и структурами (с бюджетом, внебюджетными фондами и т.д.);

– с финансовыми институтами (с банками, страховыми компаниями, брокерскими конторами и т. д.);

– с другими хозяйствующими субъектами (организациями, физическими лицами и т.д.);

– внутри объединений (холдингов, ассоциаций и т.д.);

– внутри организаций (между учредителями, структурными подразделениями, работниками и т.д.).

Учитывая зарубежный и отечественный опыт развития, мы выделяем еще отдельно следующие финансовые отношения:

– с коммерческими институтами и предприятиями (с организациями, с банками, страховыми компаниями, брокерскими конторами и т.д.);

– с различными другими хозяйствующими субъектами на некоммерческой основе (с физическими лицами, некоммерческими организациями и т.д.).

Под управлением финансами предприятия следует понимать определенную последовательность действий работников предприятия по организации и управлению финансовыми отношения, денежными фондами и денежными потоками.

Финансовая деятельность предприятия может рассматриваться с позиции деятельность людей его специальной организационной подсистемы, связанной с принятием решений по управлению финансами, их реализацией и контролем за их выполнением и результатами[5].

В управлении финансами можно выделить 3 основных направления:

1. реализация целей финансовой стратегии (Рис 2, Приложение 1);

2. управление финансовыми отношениями, денежными фондами и денежными потоками (Рис 3, Приложение 1);

3. управления источниками денежных средств и направлениями их использования, т.е. пассивами и активами предприятия (Рис 4, Приложение 1).


Рассмотрим направления управления финансами более подробно. Но перед этим следует отметить, что, так же, как и функции финансов, направления управления финансами предприятия тесно взаимосвязаны друг с другом. Из целей вытекает система формирования финансовых отношений, система управления пассивами и активами оказывает влияние на формирование финансовых потоков и денежных фондов.

Финансовая стратегия представляет собой систему долгосрочных целей и вытекающих из них задач финансовой деятельности предприятия, а также путей их достижения[6]. Финансовая стратегия является основой разработки механизма управления финансовым состоянием предприятия. Как уже было отмечено выше, первое направления управления финансовыми ресурсами предприятия, а, следовательно, и его финансовым состоянием связано с реализацией целей финансовой стратегии.

Из финансовой стратегии плавно вытекает второе направление – управление финансовыми отношениями, денежными фондами и денежными потоками.

Третье направление является продолжением второго, так как дает представление об управлении денежными фондами, при этом рассматриваются источники формирования денежных фондов, а также направления их распределения.

Процесс управления финансами ресурсами предприятия и алгоритм его реализации должен включать в себя основные этапы любой системы управления (Рис. 5, Приложение 1):

- анализ;

- прогноз;

- планирование;

- контроль.

При этом должно учитываться влияние факторов внешней и внутренней среды предприятия.

При определении параметров управления финансовыми ресурсами выделяют три уровня, между которыми устанавливается определенный интервал (шаг), показывающий, что предприятие может перейти к новому этапу развития, имея в запасе достаточный объем накопленных резервов[7]:

1. минимально возможный (соответствующий пессимистическому прогнозу) – необходимое значение абсолютных и относительных показателей для минимального обеспечение потребностей предприятия;

2. базовый (реалистичный прогноз) – реально (возможно) достигаемые абсолютные и относительные значения показателей, позволяющие обеспечить прибыльное функционирование, обеспечение потребностей собственников, формирование запаса финансовой прочности;

3. опережающий (оптимистический прогноз) - перспективные относительные и абсолютные показатели, которые достигаются при накоплении достаточных внутренних резервов предприятия и благоприятных условиях конкурентной среды, а также других внешних факторов.


На Рисунке 5, Приложение 1. выделена зона управления финансовым состоянием предприятия.

Так же в целях управления финансовым состоянием предприятия совместно с алгоритмом управления финансами предприятия (рис. 5) может применяться схема так называемого «кругооборота финансовых ресурсов», который в виде блок схемы представлен на Рис. 6., Приложение 1.

Целью управления кругооборотом является возможность проведения мероприятия, направленный на повышения его скорости, увеличение уровня прибыли (валовой и чистой), в том числе в части ее инвестирования[8]. Все это позволяется увеличить собственный капитал и уменьшить заемный, т.е. перевести предприятие на самофинансирование и самообеспечение. Для реализации поставленных целей необходимо произвести анализ внешней и внутренней среды, их взаимосвязи и взаимообусловленности, правильно интерпретировать результаты анализа.

Рассмотрит схему более подробно.

- блок 1: определение потребности в стартовом капитале;

- блок 2: отправка на рынок инвестиций;

- блок 3: выбор наиболее рационального и эффективного инвестора с позиции минимизации процентной ставки по ссуде и затрат на доведение инвестируемого капитала от инвестора до предприятия;

- блок 4: получение кредита;

- блок 5: обращение на рынки труда и материалов и их закупка за счет кредитных средств;

- блок 6: разработка производственной программы предприятия, формирование мощностей предприятия, их балансировка с ресурсами, а также с объемом и структурой спроса на продукцию, работы, услуги;

- блок 7: определение товарной продукции в натуральном виде с учетом объемов готовой продукции, незавершенного производства, полуфабрикатов и др.;

- блок 8: потенциальные покупатели продукции, работ, услуг;

- блок 9: объемом и структурой спроса на продукцию, работы, услуги;

- блок 10: рыночная цена товара ( определяемая обычно методом сравнительных продаж, должна быть не менее общей себестоимости единицы продукции);

- блок 11: расчет выручки от реализации продукции;

- блок 12: определение налогов с оборота (НДС, акцизы и т.д.);

- блок 13: полная себестоимость товарной продукции с учетом управленческих и коммерческих расходов;

- блок 14:расходы на амортизацию, включенные в себестоимость;

- блок 15: расчет валовой прибыли;

- блок 16: определение сальдо прочих доходов и расходов;

- блок 17: расчет экономической прибыли;

- блок 18: налог на прибыль;

- блок19: проценты по инвестируемому капиталу;