Файл: Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (Анализ отдельных специальных налоговым режимом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции имеет свои особенности, так как основанием для ее применения является заключенное соглашение о разделе продукции. Основной целью данного специального режима является стимулирование прямых производственных инвестиций в освоение природных ресурсов[22].

Таким образом, каждый из рассматриваемых специальных налоговых режимов отличается разноплановостью, неоднородностью элементов налогообложения, предназначен для определенной категории налогоплательщиков и предусматривает для них определенные налоговые льготы и пониженные налоговые ставки. Специальные налоговые режимы, направленные на усиление фискального значения, являются одним из основных видов государственной поддержки сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства, обрабатывающих производств, строительства, торговли, транспорта и связи, малого и инвестиционного бизнеса, вносящих значительный вклад в развитие экономики, как отдельных регионов, так и государства в целом. Налоги, уплачиваемые при применении специальных режимов налогообложения, обеспечивают стабильный прирост поступлений собственных налоговых доходов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и муниципальные бюджеты и обладают значительным потенциалом по укреплению их доходной базы и справедливому распределению налогового бремени[23].

При этом каждый из действующих специальных налоговых режимов различается разноплановостью, неоднородностью элементов налогообложения, предназначен для определенной категории налогоплательщиков и предусматривает для них определенные налоговые льготы и пониженные налоговые ставки. Однако, прежде чем переходить на тот или иной специальный режим, налогоплательщики должны тщательно взвесить все плюсы и минусы такого перехода, так как применение специальных режимов налогообложения имеет как достоинства, так и недостатки по сравнению с применением общей системы налогообложения.

1.2. Системы налогообложения в зарубежных странах

Налоговые системы обложения бизнеса зарубежных стран имеют значительные отличия в разрезе основных экономических показателей, степени соответствия прямых и косвенных налогов, уровню налоговой культуры плательщиков и их дисциплины[24]. Данная специфика налогообложения в каждом развитом государстве находится в зависимости от большого числа факторов, имеющих как экономико-политический, демографический, так социальный характер. В связи с этим необходимо рассмотреть возможности мировой практики реализации налогового механизма обложения предпринимательской деятельности, который включает в себя огромный спектр возможностей воздействия на развитие инвестиционной и предпринимательской активности бизнеса. Сравним уровень налоговой нагрузки на бизнес развитых стран мира по на основании показателя Total Tax Rate (TTR) по данным World Bank Group (таблица 1)[25]. Данный рейтинг учитывает число платежей, период, необходимый для их уплаты, а также общую налоговую нагрузку на среднюю статистическую компанию, не применяющую налоговых льгот.


Таблица 1

Уровень налоговой нагрузки на бизнес развитых стран мира по на основании показателя Total Tax Rate (TTR) по данным World Bank Group на 1 января 2017 г.[26]

Название страны

Уровень налоговой нагрузки, %

Канада

32,30

Китай

32,60

Франция

35,20

Германия

35,60

Российская Федерация

45,90

Название страны

Уровень налоговой нагрузки, %

Швейцария

51,30

Великобритания

58,70

США

60,20

Средний уровень по всем странам в целом

64,80

Как нам видно, средний уровень нагрузки в Российской Федерации в 2017 г. составил 45,90%, что гораздо ниже среднемирового уровня, однако значительно превышает уровень нагрузки в таких развитых странах как Канада, Китай, Франция, Германия. Однако по уровню инвестиционной привлекательно такие страны как Швейцария, Великобритания и США значительно превосходят ее[27].

Важным факторов в привлечении иностранных инвестиций в экономику России, увеличения ее конкурентоспособности и улучшения инвестиционного климата является создание благоприятных налоговых условий для ведения бизнеса. В связи с этим актуальным является рассмотрение опыта зарубежных стран и возможности их внедрения в налоговую систему РФ[28].

Рассмотрим боле подробно налоговую систему Канады, поскольку экономика и национальное устройство данной страны имеет много общего с Россией, так как является федеративным, обладает обширной территорией, в том числе расположенной в районах Севера. Данные сходства влияют и на механизмы, регулирующие экономические и финансовые отношения в стране[29].

Ключевым элементом налоговой системы Канады является наличие конституционного разграничения полномочий в области налогообложения между звеньями органов государственной власти. Функции в области налогообложения, присущие ветвям федеральной и провинциальной власти обеспечиваются положениями Конституции, а функции муниципальных властей – законодательными актами провинций. На уровне федеральных налогов на прибыль организаций в Канаде используются несколько базовых налоговых ставок, дифференцированных в зависимости от размеров бизнеса и типа хозяйственной деятельности, а именно: базовая ставка налога на прибыль; ставка налога для малого бизнеса; ставка налога для компаний обрабатывающей промышленности[30].


Сравнительная характеристика налоговых систем РФ и Канады в части налогообложения бизнеса представлена в таблице 2[31].

Таблица 2

Сравнительная характеристика налоговых систем РФ и Канады в области обложения бизнеса[32]

Параметр сравнения

Налоговая система Канады

Налоговая система РФ

Налоговые полномочия органов власти

Существует разделение органов власти на федеральные и провинциальные на конституционном уровне

В конституции только оговорено положение совместной компетенции Федерации и ее субъектов в налоговой сфере

Налоговое администрирование

Существуют параллельно и независимо две административные системы сбора налогов, подчиняющихся федеральному и провинциальному Правительству

Единая налоговая служба администрирует как федеральные налоги, так и налоги субъектов Федерации

Параметр сравнения

Налоговая система Канады

Налоговая система РФ

Ставка налога на прибыль организаций (корпораций)

Основная ставка 28%.

Для компаний малого бизнеса – 12%

Для всех плательщиков основная ставка 20%.

Налоговые льготы

Большое число льгот для малого бизнеса и предприятий обрабатывающей промышленности

Список налоговых льгот ограничен

Существует значительное сходство налоговых систем Российской Федерации и Канады, но выделяется и ряд немногочисленных существующих различий. Однако некоторые из них носят принципиальный характер[33].

В первую очередь, необходимо отметить наличие в канадской системе и отсутствие в российской разграничения налогового функционала ветвей государственной власти, закрепленном на конституционном уровне. Вторым отличием является то, что российская налоговая система в качестве основания использует принцип доминирования налогов федерального уровня при предоставлении органам власти субъектов РФ и власти местного уровня, ограниченных прав в области утверждения элементов налогов и сборов[34].

В налоговой системе Канады выделяются все три известные в мировой практике ключевые формы взаимодействия федерации и ее субъектов в области реализации полномочий в области налогообложения[35].


Комплексный, единый характер налоговой системы Канады и высокая степень самостоятельности государственных органов федерального правительства, провинций и муниципалитетов взаимосвязаны и взаимозависимы, что делает такую систему налогообложения эффективной, что отражается на уровне инвестиционной привлекательного данного государства[36].

При этом в сравнении с канадской моделью основными недостатками современной российской налоговой системы можно назвать наличие нестабильности российской политики в области налогообложения, обременительный характер ставок по налогообложению бизнеса; значительный удельный вес компаний, уклоняющихся от уплаты налогов или занижающих налоговую базу; малое количество стимулов для развития экономики[37].

Таким образом, опираясь на зарубежный опыт, можно предложить следующие пути развития системы российской налоговой системы: снижение налоговых ставок для компаний малого бизнеса, применяющих общую систему налогообложения и заинтересованных в наличии налога на добавленную стоимость для работы с крупными предприятиями, а в целях сокращения налоговой нагрузки, предоставление льгот по налогообложению для предприятий, занимающихся развитием бизнеса.

2. Анализ отдельных специальных налоговым режимом

2.1. Особенности упрощенной системы налогообложения

Впервые УСН была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»[38]. До 2003 г. в закон вносились корректировки и дополнения, а с 01 января 2003 г. он утратил действие в виду вступление в силу главы 26.2 части второй НК РФ[39], где содержалось новое представление о специальном налоговом режиме с учетом накопленного опыта. В настоящее время УСН позволяет значительно снижать налоговую нагрузку, что было предусмотрено правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, а так же легализации доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей[40].


УСН – это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям. К малому бизнесу относится каждое пятое предприятие, действующее в России. В соответствии с федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[41] установлены базовые критерии отнесения к малым предприятиям.

Для применения УСН есть ряд ограничений. Список категорий налогоплательщиков, не имеющих права работать на УСН, приведен в ст. 346.12 НК РФ[42]. В частности, не могут работать на упрощенной системе следующие виды организаций:

  • банки, ломбарды, инвестфонды, страховщики, НПФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые организации;
  • организации, имеющие филиалы;
  • казенные и бюджетные учреждения;
  • организации, проводящие и организующие азартные игры;
  • иностранные организации;
  • организации – участники соглашений о разделе продукции;
  • организации, доля участия в которых других организаций более 25 %, (за исключением некоммерческих организаций, бюджетных научных и образовательных учреждений и тех, в которых уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов);
  • организации, остаточная стоимость основных средств в которых более 150 млн. рублей[43].

Не могут применять УСН также организации и индивидуальные предприниматели:

  • производящие подакцизные товары (алкогольная и табачная продукция, легковые автомобили, бензин, дизтопливо и др.);
  • добывающие и реализующие полезные ископаемые, кроме общераспространенных, таких как песок, глина, торф, щебень, строительный камень;
  • перешедшие на единый сельхозналог;
  • имеющие более 100 работников;
  • не сообщившие о переходе на УСН в сроки и в порядке, установленные законом[44].

Предприятия, которые находятся на общем режиме налогообложения и соответствуют всем требованиям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ[45], вправе перейти на УСН с начала следующего календарного года. Для необходимо в срок с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление по установленной форме. В заявлении налогоплательщика должны быть указаны следующие данные: выбранный объект налогообложения; размер доходов за девять месяцев текущего года; средняя численность работников за указанный период; остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ[46]).