Файл: Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (Анализ отдельных специальных налоговым режимом).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Системы налогообложения в зарубежных странах
2. Анализ отдельных специальных налоговым режимом
2.1. Особенности упрощенной системы налогообложения
2.2. Особенности система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
2.3. Особенности системы налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции
С 1 января 2013 г. налогоплательщики ЕНВД – индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (т.е. имеющие наемных работников), не вправе уменьшить сумму исчисленного ими единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных за себя страховых взносов. Если же индивидуальные предприниматели не имеют таких работников, они вправе уменьшить исчисленную за налоговый период сумму ЕНВД на всю сумму уплаченных за себя страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования[74].
При этом отмечено, что в случае совмещения двух режимов налогообложения – ЕНВД и УСН – индивидуальный предприниматель, использующий труд наемных работников только в деятельности, облагаемой ЕНВД, вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на сумму страховых взносов, уплаченных за себя в фиксированном размере[75].
Процесс расчета единого налога достаточно прост. Налоговой базой при его расчете считается вмененный доход организации или индивидуального предпринимателя.
ЕНВД принято считать потенциально возможный доход, расчет которого производится на основании ряда факторов, лежащих в основе его получения. Величина данного показателя определяется согласно формуле:
ВД = БД х ФП,
где БД – это показатель базовой, или условной, месячной доходности (в денежном эквиваленте), для каждого конкретного вида предпринимательской деятельности;
ФП является значением физического показателя, также определенным для каждого вида деятельности.
Согласно НК РФ[76] для каждого вида деятельности определен свое значение физического показателя и базовой доходности. К примеру, в сфере услуг – это число работников, для розничной торговли – каждый квадратный метр торгового зала.
Базовая доходность для каждого конкретного отчетного налогового периода, в зависимости от особенностей региона и ведения предпринимательской деятельности регулируется при помощи специальных корректирующих коэффициентов ЕНВД – К1 и К2. Например, Решение Барнаульской городской Думы от 28 сентября 2005 г. №186 «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории города Барнаула»[77] содержит размеры коэффициентов, учитывающих тип населенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность.
К1, так называемый корректирующий коэффициент-дефлятор (т.е. учитывающий инфляцию), устанавливаемый федеральным законодательством. Его значение соответствует показателю индексации потребительских цен на различные категории товаров и услуг[78].
К2 – коэффициент, определяющий базовую доходность (устанавливается местными властями). Данный коэффициент учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности (перечень товаров и услуг), периодичность и время работ, величину доходов, региональные особенности и пр. Значения этого показателя определяются каждым субъектом РФ ежегодно и могут колебаться в пределах от 0,01 до 1[79].
Величина ставки ЕВНД составляет 15% от общего показателя вмененного дохода, расчетным налоговым периодом принято считать квартал[80].
Ежемесячный расчет налога может быть получен согласно следующей формуле:
ЕНВД = ВД х К1 х К2 х 15%(ставка налога).
При изменении физических показателей предприниматель рассчитывает величину единого налога с учетом произошедших изменений (на начало текущего месяца).
В случае, если плательщик единого налога занимается несколькими видами деятельности, входящими в сферу налогообложения ЕНВД, он обязан рассчитывать и выплачивать налог отдельно по каждому виду предпринимательской активности.
Организация или индивидуальное предприятие, осуществляющие свою деятельность, подпадающую под действие единого налога, помимо него должны произвести в бюджет следующие выплаты:
– взносы в различные внебюджетные фонды;
– при наличии в собственности земельного участка – земельный налог;
– при наличии в собственности транспортных средств – транспортный налог;
– при условии водопользования особого или специализированного типа (забор воды, использование акватории водоемов для производственных целей) – водный налог[81].
Организации и индивидуальные предприниматели, добровольно ставшие плательщиками единого налога, освобождаются от ряда других выплат:
– налога на прибыль – для организаций, налога на доходы физического лица – для индивидуальных предприятий;
– налог на добавленную стоимость, или налога на добавленную стоимость (исключая налог при ввозе товара на территорию Российской Федерации).
– налога на имущество[82].
Также размеры выплат по ЕНВД могут быть уменьшены за счет следующих категорий отчислений:
– страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за тот же период времени, в той же сфере деятельности, по которой уплачивается ЕНВД;
– страховых взносов, выплаченных индивидуальными предпринимателями, и пособий по временной нетрудоспособности[83].
Однако при этом не допускается уменьшения суммы ЕНВД более чем на 50% в отношении обязательных страховых взносов пенсионного страхования и выплат по больничным.
С 1 января 2013 г. индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, могут уменьшить ЕНВД на сумму страховых взносов, уплаченных за себя без ограничения в 50%[84].
Поскольку основой для расчета единого налога являются физические показатели – необходимо вести их учет. В каком виде производится учет – законодательство не регламентирует.
В остальном ЕНВД ни освобождает от какого-либо вида учета, ни обязывает его вести, т.е. организации по-прежнему обязаны вести бухгалтерский учет[85].
Список облагаемых налогом объектов ограничен федеральным законодательством (п.2 ст.346.26 НК РФ[86]), это:
- розничная торговля;
- общественное питание;
- бытовые, ветеринарные услуги;
- услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
- распространение и (или) размещение рекламы;
- услуги по передаче во временное пользование торговых мест, земельных участков;
- услуги по временному размещению и проживанию;
- услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом;
- услуги стоянок.
Именно деятельности, а не юридического лица или предпринимателя, поэтому ЕНВД сочетается с общей или упрощенной системой налогообложения. Основное отличие ЕНВД от этих систем – то, что налог берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода. До 2013 г. налог был обязательным, с 1 января 2013 г. он добровольный[87].
Но полное отсутствие информации о фактических доходах и, как следствие, об уровне их изъятия следует признать ее недостатком.
Таким образом, ЕНВД – налог, который вводится в действие нормативными актами муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения, применяется наряду с общей системой налогообложения и распространяется лишь на определенные виды деятельности. ЕНВД заменяет уплату ряда налогов и сборов, сокращает и упрощает контакты с фискальными службами, подобные контакты наиболее затратны особенно для малого бизнеса.
2.3. Особенности системы налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – особая система налогообложения, специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»[88]. Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции[89].
Для применения к таким соглашениям данного режима необходимо чтобы соглашение отвечало следующим требованиям:
– было заключено после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции в порядке и на условиях, которые определены п.2 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»[90], и признания аукциона несостоявшимся;
– при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п.2 ст. 8 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»[91], доля государства составляет не менее 32 % от общего количества произведённой продукции;
– предусматривается увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.
Отношения по налогообложению при данном режиме регулируются главой 26.4 НК РФ[92]. Глава была введена в действие Федеральным законом от 06 июня 2003 г. № 65-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации»[93].
Правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции устанавливается Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»[94].
Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключенным между Государством и предприятием (которое привлекли на данный объект по условиям конкурса), что обуславливает долевое участие Государства в разработке данного месторождения (не менее 25%), взамен компания получает право на возмещение расходов на определенных условиях прописанных в НКРФ. – Этот факт позволяет Государству привлекать инвестиции к «непривлекательным» месторождениям, а также пополнить казну за счет не налоговых поступлений.
Налогоплательщиком и плательщиком сборов при данном налоговом режиме является инвестор. Согласно абзацу 2 статьи 346.34 НК РФ[95] инвестором признаётся юридическое или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заёмных или привлечённых средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции[96].
Налогоплательщик и плательщик обязан:
– уплачивать соответствующие налоги и сборы, предусмотренные данным налоговым режимом, а также иные налоги и сборы, от уплаты которых не освобождает данный налоговый режим и которые обусловлены иными нормативно-правовыми актами;
– предоставить в налоговый орган соглашение о разделе продукции;
– предоставить в налоговый орган решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»[97] и признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
Налогоплательщик и плательщик сборов может возложить свои обязанности на оператора, под которым понимаются созданные инвестором для этих целей на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации[98].