Файл: Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (Анализ отдельных специальных налоговым режимом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях государственное регулирование экономических процессов стало объективной реальностью, что обусловлено необходимостью вмешательства со стороны уполномоченных органов для поддержания экономической стабильности. Как известно, одним из наиболее гибких и зависимых от внешних экономических, социальных, политических условий является малый бизнес, составляющий незаменимый «пласт» экономических субъектов, без эффективного функционирования которых развитие рыночных отношений может значительно ухудшиться. Для целей поддержания деятельности субъектов предпринимательства современное налоговое законодательство многих стран наряду с обычным порядком налогообложения предусматривает некоторые меры налогового регулирования, представляющие особый порядок исчисления и уплаты налогов – специальные налоговые режимы. Необходимость применения таких режимов, как правило, обусловлена потребностью малого бизнеса в «льготном налогообложении» в виду особенностей деятельности, небольших размеров предприятия и капитала. Таким образом, законодателю, при определении порядка взимания налогов и сборов, приходится учитывать различия в экономическом статусе налогоплательщиков и их деятельности.

Объектом исследования являются специальные налоговые режимы как специфическое направление и инструмент налоговой политики в современных условиях.

Предметом исследования является методология формирования специальных налоговых режимов.

Цель исследования состоит в исследовании упрощенной системы налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.

Достижение поставленных целей обусловлено выполнением следующих задач:

– дать общую характеристику специальных налоговых режимов и их место в налоговой системе Российской Федерации;

– исследовать системы налогообложения в зарубежных странах;

– изучить особенности упрощенной системы налогообложения;

– проанализировать особенности система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

– рассмотреть особенности системы налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.

Методологической основой послужили такие методы как: как теоретический анализ литературы по проблеме развития института приемной семьи, системно-структурный анализ, дидактический анализ, формально-юридический методы.


Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем осуществлено комплексное изучение специальных налоговых режимов.

Практическая значимость исследования. Проведенное исследование позволило выявить пробелы и противоречия в законодательстве по вопросам специальных налоговых режимов, и на этой базе сформулировать и обосновать предложения по дополнению и изменению действующего законодательства по данным проблемам.

Структура выпускной квалификационной работы предопределена целью исследования. Она состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и источников и приложений.

1. Теоретические аспекты специальных налоговых режимов и их место в налоговой системе Российской Федерации

1.1. Общая характеристика специальных налоговых режимов и их место в налоговой системе Российской Федерации

В условиях текущих процессах, протекающих в мировой экономики, налоги играют важную роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и формирования национального дохода государства[1].

Налоговая система РФ включает в себя три уровня и состоит из федеральных, региональных и местных налогов. Список федеральных налогов указан в ст. 13 Налогового кодекса РФ[2] (далее по тексту – НК РФ). К ним относят налог на добавленную стоимость, акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина. Региональными налогами формируется второй уровень налоговой системы. Данные виды налогов устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ и действуют на территории данных субъектов. К ним относится налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Местными налогами являются налоги, установленные НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Данные налоги является обязательными для уплаты на территориях данных муниципальных образований. Статьей 15 НК РФ[3] к ним отнесены налог на имущество физических лиц, земельный налог, торговый сбор.


Динамика налоговых доходов РФ за 2014-2016 гг. и их доля в валовом внутреннем продукте представлена в Приложении 1. Как нам видно, за 2014-2016 гг. основную долю доходов Федерального бюджета РФ занимали налоговые доходы. В 2014 г. их доля составила 54,46%, в 2015 г. – 54,64%, в 2016 г. – 64,07%[4].

Динамика и структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2014-2016 гг. представлена в Приложении 2. За все три анализируемых периода наблюдалось увеличение суммы налоговых доходов. Наибольшую долю налоговых доходов занимали налоги на товары, реализуемые на территории РФ и налоги, уплачиваемые за пользование природными ресурсами[5].

Так, систему налогообложения любой страны можно отнести к числу наиболее важных инструментов регулирования источников финансирования государственных расходов, поскольку значительный удельный в доходной части бюджета приходится на налоги c бизнеса.

Основные виды систем налогообложения в Российской Федерации можно разделить на две группы: общая система налогообложения и специальные налоговые режимы.

Впервые определение «специальные налоговые режимы» появилось в первоначальной редакции ст. 18 «Специальные налоговые режимы» части первой НК РФ[6]. Под специальным налоговым режимом следует понимать систему мер налогового регулирования, применяемая в случаях и в порядке, установленных НК РФ.

Однако необходимо отметить, что специальные налоговые режимы применялись в Российской Федерации и до принятия части первой и вступления в силу части второй НК РФ. При этом перечень специальных режимов налогообложения менялся и уточнялся[7].

В первоначальной редакции ст. 18 НК РФ[8] не были указаны налогоплательщики, имеющие право применять специальные налоговые режимы, отсутствовали критерии, согласно которым тот или иной порядок взимания и уплаты налогов необходимо было относить к специальным режимам, и не было приведено их принципиальное отличие от общей системы налогообложения. Согласно данному определению под специальными налоговыми режимами можно было понимать и системы налогообложения в свободных экономических зонах, и в закрытых административно-территориальных образованиях, и льготное налогообложение в рамках общей системы налогообложения, хотя это далеко не однозначные понятия.

В редакции Федерального закона от 09 июля 1999 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»[9] определение специальных налоговых режимов претерпело изменение. Под специальным налоговым режимом стал признаваться особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и применяемых в соответствии с ним федеральными законами.


Данное определение сводило понятие специальных налоговых режимом лишь к упрощенной технике ведения налогового учета и составления налоговой отчетности, хотя, безусловно, это важный элемент специальных режимов налогообложения[10].

К специальным налоговым режимам в данной редакции ст. 18 НК РФ[11] относились:

  1. упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;
  2. система налогообложения в свободных экономических зонах;
  3. система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;
  4. система налогообложения при выполнении договоров концессии;
  5. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах»[12] была введена новая редакция ст. 18 НК РФ[13], согласно которой специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Согласно указанной редакции к специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог; упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); система налогообложений при выполнении соглашений о разделе продукции. Так, НК РФ[14] с 01 января 2005 г. не предусматривал специальных режимов налогообложения для свободных экономических зонах и закрытых административно-территориальных образованиях.

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[15] перечень специальных налоговых режимов был дополнен патентной системой налогообложения (далее – ПСН).

Следует отметить, что с 01 января 2018 г. в Российской Федерации предполагается упразднить систему налогообложения в виде ЕНВД и полностью заменить ее ПСН. Однако ряд авторов считают, что действующая трактовка специальных налоговых режимов не в полной мере отражает их отличительные черты, и предлагают свои определения специальных режимов. Так, М.Н. Смагина, Ю.О. Чикаева определяют специальный налоговый режим как особо специфически построенную систему налогов и налогообложения для ограниченных категорий налогоплательщиков, видов деятельности и отраслей, основанную на едином налоге в той или иной его форме и ограниченном количестве сопутствующих налоговых платежей для упрощения налогообложения, более полной реализации его принципов и достижения на этой основе наибольшего фискального и регулирующего эффекта[16].


По определению А.А. Салихова, специальный налоговый режим – это законодательно установленный льготный порядок применения налогового механизма в целях реализации задач налоговой политики[17].

Основной целью введения специальных режимов налогообложения на территории Российской Федерации являлись:

  • усиление фискального значения;
  • достижение более глубокого регулирующего эффекта налогообложения в сельском хозяйстве, в микро-. и малом предпринимательстве и инвестиционной деятельности, которые в силу своей специфики нуждаются в дополнительном регулировании;
  • обеспечение стабильного прироста поступлений собственных налоговых доходов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальные бюджеты. Так, выделяются финансовая и регулирующая составляющие данной цели[18].

Финансовая составляющая заключается в том, что специальные налоговые режимы являются инструментом налогового регулирования в областях, которые в силу своей специфики нуждаются в дополнительном регулировании, которое не может осуществиться в рамках общего режима налогообложения[19].

Налоговое регулирование в рамках специальных режимов налогообложения может осуществляться: в виде создания более щадящего налогового бремени для сельскохозяйственных товаропроизводителей и субъектов микро-. и малого предпринимательства путем замены уплаты ряда налогов, предусмотренных НК РФ, уплатой единого налога; в виде упрощения порядка ведения налогового учета и составления налоговой отчетности.

Организационная составляющая проявляется в упрощении и удешевлении налогового администрирования путем использования в конструкции специальных налоговых режимов единого налога, что позволяет налоговым органам упростить и удешевить процедуры по сбору, обработке, проверке налоговой отчетности и взиманию налогов с массы мелких налогоплательщиков[20].

Изучив практику применения специальных налоговых режимов, можно сделать вывод, что основной целью системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является повышение эффективности сельскохозяйственного производства путем снижения налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей. Системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее по тексту – ЕНВД) и патентной системы налогообложения (далее по тексту – ПСН) – упрощение и удешевление процедур налогового администрирования, а также повышение собираемости налогов в тех сферах предпринимательской деятельности, где ведутся расчеты без применения кассовых аппаратов, наличными денежными средствами, т.е. затруднен налоговый контроль за реальными доходами налогоплательщика, а возможность их искусственного занижения является значительной. Системы налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения (далее по тексту – УСН) – это стимулирование развития микро-. и малого предпринимательства путем снижения для них налогового бремени[21].