Файл: Понятие социального обслуживания (Характеристика отдела социальной защиты населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- осуществление в установленном порядке реализации мероприятий по профилактике бездомности и предоставление социального обслуживания гражданам; мер социальной поддержки лицам без определенного места жительства; лицам, освободившимся из мест лишения свободы, а также вынужденным переселенцам;

- осуществление работы по оказанию гуманитарной помощи населению и учреждениям социального обслуживания населения, которая заключается в определении потребностей в гуманитарной помощи, а также организационном обеспечении и взаимодействии с общественными и благотворительными организациями в решении вопросов гуманитарной помощи;

- обеспечение реализации в Академическом районе планов мероприятий социального обслуживания населения;

- осуществление развития системы учреждений социального обслуживания населения в Академическом районе (стационарные и нестационарные формы социального обслуживания);

- осуществление подготовки материалов по обеспечению выполнения отдельных функций по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, которые предусмотрены действующим законодательством;

- оформление и выдача различных документов (например, удостоверения, свидетельства, справки) о праве (об отсутствии права) на получение мер социальной поддержки, а также оформление документов, необходимых для назначения социальных выплат, компенсаций и иных выплат различным категориям гражданам;

- обеспечение реализации в Академическом районе Москвы планов мероприятий социального обслуживания населения и другие. Руководство отделом осуществляет начальник отдела, который назначается на должность государственной гражданской службы Москвы в администрации и, освобождаемый от замещаемой должности гражданской службы в установленном порядке главой администрации, по представлению заместителя главы администрации, а также при наличии согласования Комитета по социальной политике Москвы и Администрации Губернатора Москвы.

Начальник Отдела социальной защиты населения Академического района г. Москвы. Начальник отдела выполняет следующие задачи:

- руководит деятельностью Отдела, координирует и контролирует деятельность секторов;

- подготавливает главе администрации проект структуры Отдела и предложения по штатному расписанию в части, касающейся Отдела;

- подготавливает главе администрации проект положения об Отделе, проекты должностных регламентов работников Отдела;


- представляет главе администрации проекты планов работы Отдела и отчеты Отдела о выполнении планов работы Отдела;

- несет персональную ответственность за решение возложенных на Отдел задач и осуществление его полномочий;

- представляет интересы Отдела по всем вопросам его деятельности;

- подписывает и визирует документы в пределах своей компетенции;

- распределяет функциональные обязанности между работниками Отдела.

В Отделе образованы следующие структурные подразделения:

1. Сектор организационной и контрольной работы.

2. Сектор семьи и детства.

3. Сектор социальной поддержки отдельных категорий граждан.

4. Сектор оказания адресной социальной помощи. Сектора отдела возглавляют начальники секторов отдела, за исключением сектора семьи и детства отдела. Сектор семьи и детства отдела возглавляет заместитель начальника отдела. Сектора отдела непосредственно подчиняются начальнику отдела.

Структура Отдела социальной защиты населения администрации Академического района представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Структура Отдела социальной защиты населения

Основными задачами секторов Отдела социальной защиты населения администрации Академического района являются:

1. Сектор социальной поддержки отдельных категорий граждан: назначение детских пособий и компенсаций; выдача удостоверений о праве на льготы; компенсации льготным категориям граждан; назначение доплат к пенсиям гос. служащим; выдача путевок в пансионаты и дома отдыха; назначение компенсаций лицам, пострадавшим от воздействия радиации; оформление льгот на ЖКХ; назначение социальных выплат и другие.

2. Сектор организационной и контрольной работы: контроль за письменными обращениями граждан; планирование; отчетность; информационное обеспечение деятельности ОСЗН; ведение массива социальных дел; подготовка проектов распоряжений, согласование проектов и т.д.

3. Сектор семьи и детства: контроль за деятельностью подведомственных учреждений, указанных выше; выдача путевок на летний отдых детей – инвалидов; организация праздничных мероприятий для семей и детей; участие в формировании и реализации городских и районных программ, направленных на улучшение положения семьи, женщин и детей; назначение компенсаций детям из многодетных семей, детям – сиротам и опекаемым детям и другие.

4. Сектор оказания адресной социальной помощи: контроль за деятельностью подведомственных учреждений, указанных выше; государственная социальная помощь; предоставление экстренной социальной помощи; помощь гражданам в трудной жизненной ситуации; постановка на очередь и выдача направлений на бесплатное зубопротезирование; компенсации на погребение; выдача справок на социальную стипендию; оформление документов в дома - интернаты; постановка на очередь на бесплатную установку и замену газового оборудования; социальная поддержка граждан без определенного места жительства; назначение ЕДВ (единовременной денежной выплаты) семейным парам, прожившим в браке 50, 60, 70 лет, а также выполнение многих других задач.


2.2 Методические подходы к регулированию системы социальной защиты населения

Для того чтобы обеспечить качественное предоставление социальной помощи и социальной поддержки малоимущим и малообеспеченным категориям населения, необходимо проведение ее последовательной и регулярной системной оценки.

Данного рода оценка должна отвечать определенным правилам и принципам. К принципам модно отнеси - системность, доступность к информации, прозрачность, открытость, отсутствие секретности, беспристрастность, взаимный обмен или дополнение разнообразных методов.

Главными задачами для определения и оценки состояния социальной поддержки населения, являются:

- определение причин, способствующих возникновению социальных проблем и социальных трудностей в обществе;

- тотальный контроль над распределением финансовых средств, выделяемых на проведение мероприятий в сфере социальной защиты малоимущего и малообеспеченного населения;

- проведение исследований влияния затрат расходов на проведение и осуществление социальной поддержки на развитие экономической и социальной стабильности государства, региона, муниципалитета и отдельных категорий групп получателей социальной помощи;

- составление резервных запасов для повышения эффективности планируемых мероприятий в рамках поддержки социально незащищённого населения.

Проведение оценки качества социальной поддержки населения может проводиться на различных уровнях:

- анализ и исследование динамики объемов и качества оказания социальной помощи на уровне муниципального образования, государства или региона;

- проведение экспертизы оценки качества оказанной помощи на уровне высокоспециализированных организаций, привлеченных к процессу оказания социальной поддержки населению, например, таких как центры социальной реабилитации отдельных категорий лиц, специальных учреждений оказывающих социальные услуги, в том числе коммерческих предприятий, осуществляющих деятельность по оказанию социальной поддержки населению, в том числе благотворительных специализированных организаций, волонтерских и прочих организаций;

- оценка влияния социальной поддержки на модифицирование определенных критериев жизни и деятельности определенных индивидов.


Все вышеперечисленные уровни оценки качества социальной поддержки населения являются сложными и затруднительными.

Крайне сложным и трудоемким является последний из выше приведенных уровней. Данный уровень считается наиболее важным и значимым, демонстрирующим степень влияния инструментария социальной поддержки населения на изменение конкретных граждан.

Для анализа проводимой социальной поддержки на уровне государства и региона в основном используется агрегированные сведения официальных статистических структур.

Важнейшим условием качества подобного анализа социальной поддержки является репрезентативность исходной статистической базы. Следует отметить, что в Российской Федерации в 2011 году был утвержден Национальный стандарт «Социальное обслуживание населения: методы контроля качества социальных услуг».

Стандартом установлены основные методы оценки социальной поддержки населения, которые не вполне терминологически названы методами контроля. Вместе с тем, список указанных в документе актов оценки не является исчерпывающим: приведенный стандарт обращает внимание только на использовании разнообразных вариантах социологических и специальных методов, причем способы их применения четко не прописаны. В работе классифицированы главные методические подходы к оценке социальной поддержке населения (таблица 2.1).

Под методическим подходом к оценке социальной поддержки населения понимается множество близких по содержанию и применению экономико-математическому инструментарию методов исследования тенденций социальной поддержки населения.

Таблица 2.1 - Содержание главных методических подходов к оценке социальной поддержки населения

Для исследования динамики различных показателей, определяющих отдельные аспекты социальной защиты населения, используется распространённый методический подход.

Этот методический подход к анализу оказания социальной поддержки населения используют различные исследователи.

Методический подход обычно применяется для анализа планово-аналитической деятельности структур социальной защиты населения всевозможных уровней. Так, на уровне муниципального образования или региона может быть осуществлено исследование динамики показателей, определяющих главные направления возможной социальной поддержки населения:

- динамика количества возможных и реальных получателей социальной поддержки населения;


- процент населения, финансовый доход которых, ниже прожиточного минимума;

- расходы на строительство новых социальных объектов (школы, детские сады, реабилитационные центры);

- эффективность осуществленных проектов социальной поддержки и реализация.

В целом, в процессе оценки социальной поддержки населения целесообразным является сочетание нескольких групп методов, что позволяет повысить степень репрезентативности конечных результатов оценки.

2.3 Анализ степени эффективности деятельности органов социальной защиты населения Академического района

Основная задача Отдела социальной защиты населения - реализация государственной политики в сфере социальной защиты в пределах своей компетенции на территории района. Социальная защита населения Москвы является одной из отраслей, объемы работы в которой постоянно увеличиваются, охватывая все большую часть населения.

В соответствии с переданными государственными полномочиями и возложенными функциями управление социальной защиты населения на основании федерального законодательства назначает и выплачивает отдельным категориям граждан различные виды пособий и компенсаций, ежемесячные денежные выплаты, субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг. Предоставление гражданам государственных услуг приобрело существенно новую форму. На данный момент внедрено электронное взаимодействие с рядом организаций, что в значительной мере упростило для граждан процедуру сбора документов. Так, осуществляется электронный документооборот с районным управлением Пенсионного фонда, центрами занятости населения, управлениями социальной защиты населения муниципальных образований.

Финансовое обеспечение органов социального обслуживания населения, занимает одно из первых мест при рассмотрении эффективности функционирования данной системы.

В 2019 году Отделом социальной защиты населения администрации Академического района г.Москвы предоставлены различные меры социальной поддержки более чем 15 тыс. жителям района, в том числе назначено: - свыше 8,6 тыс. различных видов пособий и компенсаций на детей; - более 3 тыс. единовременных денежных выплат из бюджета Москвы; - свыше 2 тыс. денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Оформлено более 700 направлений на получение дополнительных технических средств реабилитации, свыше 800 направлений на льготное зубопротезирование; Более 3 тыс. жителей района, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получили материальную помощь на общую сумму, превышающую 17 млн. руб. Оказана помощь в виде: - бесплатного горячего питания 360 гражданам на общую сумму 2667,4 тыс. руб., - вещевой помощи 1368 гражданам на общую сумму 903,9 тыс. руб.; - продуктовых наборов 286 чел. на общую сумму 139,2 тыс. руб.