Файл: Понятие социального обслуживания (Характеристика отдела социальной защиты населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако Конституция содержит только минимальные социальные гарантии, которые являются обязательными по всей стране. В связи с этим каждый субъект Российской Федерации имеет право самостоятельно, исходя из своих материальных и иных возможностей, расширять спектр этих социальных гарантий, в частности: - размер индексации пенсий или пособий на ребенка из местного бюджета может быть увеличенным; - Может быть предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте всем пожилым людям и т. Д.

Следует отметить, что наряду с конституционным, действующее законодательство учитывает нормы международного права.

В связи с этой работой я хотел бы выделить один из основополагающих документов в международном праве по вопросу социальной защиты населения, который тесно реализует практику провозглашенных прав и свобод.

Это Международная организация труда (МОТ) № 102 от 1952 года, которая вступила в силу в 1955 году. Она использует слова «социальная защита», перечисляет виды социальной защиты и определяет их уровень. В соответствии с этой конвенцией многие страны приняли национальное законодательство о социальной защите. Международно-правовые акты действительны, если они были заключены с участием Российской Федерации или к ним присоединилась Российская Федерация. В таких случаях национальное законодательство должно быть приведено в соответствие с ними[8].

Основным международно-правовым документом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая

Генеральная Ассамблея ООН, 10 декабря 1948 года. Она провозглашает право каждого на социальное обеспечение и социальную помощь.

В 1973 году в СССР был ратифицирован Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Государства, участвующие в этом договоре, признают право каждого на социальное обеспечение, включая социальное обеспечение, и признают, что семья должна получать самую широкую защиту и помощь. Особенно, если она беспокоится о воспитании несовершеннолетних детей. Источниками права граждан на социальное обеспечение и социальную защиту являются федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, федеральные правовые соглашения и акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Высшая юридическая сила принадлежит законам. Обеспечение социальных прав граждан является важным направлением, в котором Государственная Дума Российской Федерации проделала значительную работу. Эти нормативные правовые акты лежат в основе реализации социальной политики государства. Активная законодательная деятельность последних трех лет оказала существенное влияние на содержание социальных законов: они закрепили принцип адресной социальной помощи и объективность ее предоставления в соответствии с экономическими условиями и административной правосубъектностью граждан.


В Российской Федерации действуют Федеральные законы: №5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О ветеранах»10, №181-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О социальной защите инвалидов в РФ», №122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»12, №195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания населения в РФ»13. В этих законах четко обозначен принцип адресности на социальную защиту[9].

Следует отметить, что в социальных законах, принятых Государственной Думой, были также чисто декларативные документы, например, Федеральный закон № 124-ФЗ (с изменениями от 2 декабря 2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка» в Российской Федерации».

Этот первый российский нормативный акт, направленный на обеспечение и защиту прав ребенка, «регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации» (статья 2). Рассматриваемый закон не только и не столько защищает права ребенка, сколько устанавливает гарантии их обеспечения. Закон предусматривает обеспечение прав ребенка на: охрану здоровья (статья 10); профессиональная подготовка и занятость (статья 11); отдых и оздоровление (ст. 12); использование социальной инфраструктуры для детей (статья 13); защита от информации, вредной для здоровья, нравственного и физического развития (статья 14); защита в трудных жизненных ситуациях (ст. 15)[10].

Тем не менее, содержание этой статьи сомнительно, так как эти стандарты включают в себя: бесплатное медицинское обслуживание; гарантированное профориентация, занятость, защита работы, оплата труда; квалифицированная юридическая помощь.

Похоже, нет необходимости говорить об утопизме таких «минимальных стандартов» в современных российских условиях.

В результате закон во многом просто теряет смысл. Гарантии - это условия, которые гарантируют эффективную реализацию правовых норм. Различают экономические, политические, идеологические, социальные и правовые гарантии. Необходимым условием существования и укрепления правопорядка является наличие развитой законодательной системы. Это означает взаимосвязь и взаимодействие нормативных актов, в которых действие одного закона не противоречит действиям других, а реализация одного права регулируется таким образом, чтобы не препятствовать реализации других прав.


2 Анализ состояния деятельности органов социальной защиты населения Академического района г. Москвы

2.1 Характеристика отдела социальной защиты населения

Отдел социальной защиты населения администрации Академического района г. Москвы является структурным подразделением администрации Академического района г. Москвы.

Отдел проводит государственную политику и осуществляет государственное управление в сферах социальной и демографической политики Москвы, социальной защиты населения, охраны труда на территории Москвы.

В своей деятельности Отдел социальной защиты населения администрации Академического района руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Москвы, законами Москвы, постановлениями и распоряжениями Губернатора Москвы, постановлениями и распоряжениями Правительства Москвы, Положением об администрации района Москвы, Регламентом администрации Академического района г. Москвы, правовыми актами администрации, а также Положением об отделе социальной зашиты населения администрации Академического района г. Москвы.

Отдел социальной защиты населения осуществляет деятельность по предоставлению жителям района различных видов государственных социальных услуг. Отдел социальной защиты Академического района находится по адресу: Нахимовский проспект 46.

Отдел социальной защиты населения Академического района подчиняется напрямую главе администрации, а оперативное руководство деятельностью отдела осуществляется заместителем главы администрации, который курирует в соответствии с установленным распределением обязанностей, вопросы социальной и демографической политики Москвы, социальной защиты населения, охраны труда на территории Академического района.

Также в пределах своей компетенции Комитет по социальной политики и Комитет по труду и занятости населения Москвы осуществляют организацию деятельности отдела и методическое руководство им.

Отдел социальной защиты населения координирует и контролирует деятельность подведомственных учреждений: Московского государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Академического района»; Московского государственного учреждения «Территориальный центр социальной помощи семье и детям»; Московского государственного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей–инвалидов Академического района»; а также Московского государственного бюджетного учреждения «Социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних «Вера». Работа Отдела социальной защиты населения администрации Академического района направлена на реализацию Федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации, законов Москвы, Постановлений Правительства Москвы, поручений Губернатора Москвы или других руководителей города, а также на реализацию целевых городских и районных программ в области социальной защиты населения.


Основными задачами отдела социальной защиты являются:

- осуществление в пределах своей компетенции мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина;

- обеспечение в пределах своей компетенции взаимодействия администрации с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, находящихся на территории района;

- информирование жителей района о деятельности Губернатора Москвы, Правительства Москвы, а также администрации Академического района по вопросам социальной и демографической политики Москвы, социальной защиты населения и охраны труда;

- участие в осуществлении мероприятий по представлению к государственным наградам Российской Федерации, премиям, стипендиям и наградам жителей района, работников предприятий, организаций, расположенных на территории Академического района;

- анализ социально-экономического положения Академического района и тенденций его развития по вопросам социальной и демографической политики Москвы, социальной защиты населения, охраны труда;

- участие в разработке и обеспечении реализации на территории района планов, программ и иных актов, составляющих основу государственного планирования социально-экономического развития Москвы, в части вопросов социальной и демографической политики Москвы, социальной защиты населения, охраны труда;

- развитие системы социальной защиты населения на территории района;

- обеспечение проведения на территории района политики Москвы в сфере социальной защиты населения;

- осуществление на территории района мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в Москве, реализацию семейной политики в Москве;

- осуществление мероприятий по профилактике безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и несовершеннолетних с ограниченными возможностями, защите их прав и законных интересов;

- участие в обеспечении формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории района;

- участие в организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи;

- участие в реализации мероприятий в сфере взаимодействия с общественными объединениями на территории района по вопросам социальной защиты населения и многие другие.

Отдел для осуществления задач, предусмотренных выше, обладает следующими полномочиями:


- осуществление в соответствии со своей компетенцией разработки и предоставления в установленном порядке на согласование проекты распоряжений и приказов администрации Академического района, по поручению главы администрации, заместителя главы администрации или по собственной инициативе;

- в соответствии со своей компетенцией обеспечение выполнения мероприятий федеральных целевых программ, в которых участвует город Москва, а также целевых программ города;

- в соответствии со своими задачами отдел социальной защиты населения администрации Академического района, участвует в формировании, предоставлении на утверждение в установленном порядке и обеспечении реализации программ и планов, а также осуществляет контроль за их исполнением;

- обеспечение рассмотрения обращений граждан, в соответствии с действующим законодательством; организация приема приёма граждан и представителей организаций по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

- обеспечение предоставления мер социальной поддержки, государственной социальной помощи, экстренной социальной помощи, а также помощи в трудной жизненной ситуации различным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством;

- осуществление подготовки различных аналитических материалов, прогнозов и предложений по определению перспективных направлений, а также основных приоритетов развития социальной сферы в Академическом районе;

- организация работы по социальной поддержке семьи, женщин и детей, которая предусматривает: реализацию государственной социальной политики по улучшению положения семьи, женщин и детей, социальное обслуживание детей, назначение пособий, компенсаций и предоставление других мер социальной поддержки семьям, имеющим детей; обеспечение выполнения мероприятий, направленных на укрепление института семьи, пропаганду семейных ценностей, осуществление взаимодействия с общественными объединениями семей и детей; - организация деятельности по социальной защите ветеранов, граждан пожилого возраста, включая разработку и реализацию мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, осуществление развития и совершенствования форм и видов социального обслуживания ветеранов и граждан пожилого возраста, а также взаимодействие с общественными объединениями ветеранов и граждан пожилого возраста;

- осуществление деятельности по социальной поддержке инвалидов, включающую развитие деятельности социальных реабилитационных учреждений, организацию на территории Академического района работы по реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, а также взаимодействие с общественными объединениями инвалидов;