Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ.

Роль личности в истории рассматривалась многими выдающимися людьми как в современности, так и в различные исторические эпохи. И лидер и его возможность повлиять на исторический процесс всегда живо интересовали тех, кто хотел бы ответить на вопрос: «А мог ли другой руководитель вести дела лучше?» или «Что нужно, чтобы стать настоящим вожаком в команде?». Ответы на этот и другие подобные вопросы очень часто не совпадали. Например, Лев Николаевич Толстой, в своём монуметальном произведении «Война и мир», вообще отдавал руководящую роль окружению, играя на интересах которого Наполеон Боннапарт вёл успешную руководящую деятельность. Есть крайности и в другую сторону, когда весь успех дела связывали только с одной личностью, не принимая во внимание большую или маленькую роль окружения. Это можно в оценках деятельности таких безусловно выдающихся личностей, какими были Александр Македонский, Юлий Цезарь или Чингисхан. Всё это настолько заинтересовало, что захотелось узнать, а можно ли и в наше время стать хорошим лидером, и какие качества нужны для этого? В первой главе рассматривается влияние генов на формирование настоящего лидера и даётся ответ, а достаточно ли хорошей наследственности для того, чтобы стать идеальным руководителе. Во второй главе рассматривается вклад социума, окружения и полученного образования в развитии лидерских качеств. Третья глава пытается дать ответ о наличии или отсутствии некоего идеального универсального руководителя для любого коллектива. В четвёртой главе рассматриваются доктрины некоторых социальных и психологических учений и их взгляды на успешность руководства и качества хорошего лидера. В пятой главе рассмотрены три выдающихся лидера, и рассказаны рецепты созревания и формирования этих вожаков различных сфер современного мира. Также приводятся их взгляды и концепции. При создании всех пяти глав автор работы руководствовался прежде всего методами анализа и синтеза из многочисленных источников, в качестве которых представали как опытные и маститые психологи, так и простые учителя средних школ, обладающие большим жизненным опытом. В поисках истины пришлось перечитать множество как интересной и практичной литературы, так и попросту серьёзных научных трудов по психологии. К сожалению, полностью однозначного ответа на поставленные вопросы получить не удалось, однако многое из того что интересовало автора работы было тщательным образом проанализировано и исследовано.


Практические исследования автор вёл среди своего окружения, а интересующий его материал искался как в открытых библиотечных фондах, так и в электронных каталогах Интернета. На все источники даны ссылки в конце работы, в списке использованной литературы, блогов и сайтов.

1. ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА, ФОРМИРУЕМЫЕ ВНУТРЕННЕЙ ГЕННОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬЮ.

Генетический отбор играет огромную роль в формировании видов в мире животных и растений. Эволюционные процессы оставляют надежду оставить потомство только тем, у кого наиболее сильно выражены конкурентные качества, а именно выносливость, трудолюбие, решительность, смекалка, осторожность, дар предвидения поступков и другие способности, которые наиболее ценны в той или иной природной среде. Наиболее успешные представители того или иного вида закрепляют свои преимущества, передавая свои гены как можно большему количеству оставляемого потомства. В результате, формируется генотип тех, кто выжил в сложной конкурентной борьбе. Несмотря на длительную социальную историю, человеческая раса сохранила многие черты и качества, присущие представителям животного, а порой и растительного мира. Межличностная конкуренция в коллективе, не приводя к фатальным случаям, как при естественном отборе в природе, тем не менее, может быть достаточно жёсткой и бескомпромиссной. И гены здесь могут сыграть не последнюю роль. Согласно [1], генотип человека влияет на гендер, на многие параметры мозга (а значит и IQ человека), на некоторые патологии типа синдрома Дауна. Исследованием того как наследственные факторы влияют на психические качества занимается психогенетика. Из её исследований «доказано влияние индивидуальных генетических особенностей на темперамент, агрессивность, показатели интроверсии-экстраверсии, поиск новизны, избегание вреда (ущерба), зависимость от вознаграждения (поощрения), IQ, память, внимание, скорость реакции, быстроту дизъюнктивного реагирования (реагирования на ситуации со взаимоисключающим выбором) и другие качества» [1]. Общеизвестно, что далеко не каждый человек может стать лидером в коллективе, однако известно много случаев, когда дети известных лидеров сами становились хорошими руководителями. В случаях, когда гены почему-то «не срабатывают», говорят что «природа на детях отдохнула», однако это видимо является спорным моментом, так как во многих этих случаях никто не удосужился проверить ДНК человека, о котором идёт речь. Чаще всё же говорят: «Весь в отца», «Весь в мать», «Яблоко от яблони далеко не падает». Конечно же, «влияние генов на характер не прямое. Но они определяют чувствительность к гормонам, а те уже «рулят» нашими эмоциями. Так, ген DRD4 определяет чувствительность нейронов к дофамину (гормон радости, предвкушения, азарта)» [2].


Согласно Елене Жмакиной [3], «Все гены строго специфичны, то есть отвечают за синтез определенного белка. Один ген может оказывать множественное действие, воздействуя на развитие сразу нескольких признаков. Разные гены могут принимать участие в формировании одного признака. Все гены между собой могут взаимодействовать. На проявление действия гена оказывает влияние внешняя среда. Гены способны действовать на двух разных уровнях. Первый - это сама генетическая система, в которой определяется состояние генов и их работа, стабильность и изменчивость. Второй уровень можно рассматривать уже при работе в клетках организма.»

Продолжая, Елена Жмакина замечает [3]: «Все клетки нашего организма имеют диплоидный набор хромосом (его еще называют двойным). 23 хромосомы яйцеклетки сливаются с таким же количеством хромосом сперматозоида. То есть каждый признак представлен двумя аллелями, вот их и называют аллельными генами...Гены, которые расположены в разных парах хромосом, называются неаллельными...Уже давно выяснили, что взаимодействие неаллельных генов по типу полимерии влияет на большинство количественных признаков у человека. Сюда можно отнести: рост, массу тела, интеллектуальные способности, устойчивость организма к инфекционным заболеваниям и некоторые другие.».

Гены влияют на лидерские качества. Почему же не возникает бесконечной цепочки лидеров, у которых вроде и «кровь благородная голубая» и все наследственные царские признаки налицо. Всё дело в окружающей нас социальной среде, которая имеет тоже существенное влияние на формирование и развитие личности. Может быть, по этой причине американские миллиардеры выделяют своим отпрыскам отдельный малый бизнес, чтобы роскошь и вседозволенность не развратила их ещё нежные души. И может быть, поэтому у вроде нормальных российских бизнесменов рождаются и воспитываются абсолютно неадекватные «мажоры».

2. ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА, ФОРМИРУЕМЫЕ СРЕДОЙ, ВОСПИТАНИЕМ И ОБРАЗОВАНИЕМ.

По Аристотелю: «человек – это социальное животное». Наша продвинутая социальность является одним из тех признаков, которые выделяют нас среди других представителей животного мира. Окружение человека сильно влияет на его поступки и во многом характеризует его. Как говорил Макиавелли, «свита делает короля». От людей, окружающих лидера, зависят как его репутация, так и качество исполнения его распоряжений, а значит и отношение людей, которые зависят от него, но не относятся к его близкому окружению. Социум, окружающий человека, формирует его характер, закаляет или ломает его. Фактически [4], «Неизгладимый отпечаток накладывает на формирование личности среда обитания, такие как: социум, семья. Социум влияет на становление личности всеми своими проявлениями: школа, улица, институты власти, менталитет». Также следует отметить [5], что «Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются». Личностные качества будущего лидера, его харизма, темперамент, положительные и отрицательные черты характера ощущают постоянное влияние, своего рода давление со стороны окружающего его общества.


И здесь [6], «Положительные качества характеризуются их бесспорной пользой, которую они приносят самому обладателю качеств и окружающим людям. Отрицательные всегда несут вред самому субъекту и его окружению.».

Рассмотрим человеческие качества по отдельности. Что можно сказать о харизме? У харизматического лидера и речь с изюминкой, и манера общения особенная, запоминающаяся. Однако речь – это целиком общественное достояние, она с генами не даётся. Как говорил выдающийся русский языковед Алексей Алексеевич Леонтьев [7]: «Действительно ли каждому отдельному человеку свойственно говорить, как ему свойственно дышать или ходить, и действительно ли язык народа — это простое «среднее арифметическое» индивидуальных языков? Если так, значит, человек, изолированный от общества, все равно стал бы говорить, разве что его речь была бы несколько иной, чем речь других людей. Науке же известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных, как Маугли из повести Киплинга. И ни один из этих детей не умел говорить. Значит, умение говорить — не врожденная способность человека. Язык, как и все другие человеческие способности, входит в социальный опыт человечества, развивается вместе с человеческим обществом и усваивается каждым отдельным человеком только благодаря общению с другими людьми.»

Умение говорить – это не единичный дар общества личности. Харизма – это также всепроникающее обаяние, привлекающее других, желание больше общаться и узнать о харизматичной личности. Хотя это во многом это врождённые качества, однако, огромную роль здесь играют образование и самообразование. Знаменитый древнегреческий оратор Демосфен с рождения обладал дефектами речи, однако непоколебимое упорство, многолетние тренировки на берегу моря, его знаменитые опыты по выработке речи с камнями во рту и «разговоры с морем, как со стихией, похожей на бурлящую толпу» сделали его одним из лидеров и лучших ораторов Эллады. В Большой Российской энциклопедии [8] о Демосфене говорится, что «Первые выступления Демосфена в народном собрании не имели успеха. У него был несильный голос, неясный выговор, и он не владел необходимым для оратора искусством позы, жестов, мимики и голосовых модуляций. Упорным трудом Демосфен преодолел эти недостатки и постепенно превратился в подлинного мастера публичного красноречия…». Современные способы общения требуют от руководителя ещё большей открытости, «вхожести в общество», своеобразной электронной харизмы, когда подчинённый может быть на другом конце континента или вообще за океаном и, видя лицо на экране своего компьютера, должен испытывать доверие к человеку, возглавляющему бизнес. Развитие Интернета и общественных электронных сетей привели к тому, что даже высшие руководители могущественного государства имеют собственные аккаунты на форумах и со стороны даже может показаться, что они, как их сторонники, переживают за каждый «лайк» под своим сообщением. Всё это говорит о всё возрастающем влиянии социальной среды на личность каждого человека и в немалой степени на современного руководителя. Социальная среда воспитывает нас. Люди подражают наиболее успешным своим представителям, старательно ища рецепты для собственного успеха. Любое общественное объединение, объединённое, как высокими так низменными целями, является своеобразной школой для её участников, и часто на самом верху оказываются те, которые лучше всех выполняют «правила игры» и «негласные законы» социума. Современный руководитель в любой социальной среде вынужден подчиняться многим писанным или неписанным правилам и законам своего окружения, должен изучить их. Самообразование – это одно средств поддержания собственных профессиональных и непрофессиональных качеств на высоком уровне. Это один из ключей для проникновения в незнакомое по личному опыту, но разрекламированное или, в самом деле, продвинутое общество. Плохое знание языка и нравов в сочетании с недостаточной квалификацией обычно становится большим препятствием для продвижения по карьерной лестнице человека, пришедшего в новую социальную среду в надежде найти и реализовать свою лелеемую с детства мечту. Это одно из объяснений популярности многочисленных образовательных курсов и программ. И - это одна из причин, по которой люди терпят обучение в школах, зачастую, не оправдывающее возлагаемых на неё надежд. К примеру, человек может проучиться 11 лет в школе и не научиться иностранному языку, а в каком-то обычном курсе иностранных языков он начинает бегло говорить уже после трёх месяцев обучения. Общество обучает, оно же и мотивирует обучение, принимая в свою привилегированную прослойку тех, кто может свободно и успешно общаться в нём. Мотивирует настолько, что в лучшие учебные заведения поступить можно либо при очень больших талантах, либо при очень больших деньгах, либо по протекции какого-нибудь дядечки или тётеньки сверху.


Уже, само обучение в престижном учебном заведении, говоря о статусе адепта, его окончившего, обеспечивает ему психологические преимущества в коллективе. А в социальном плане, если помнить о корпоративной солидарности бывших сокурсников, может стать причиной для стремительного карьерного роста. Поэтому образование – это не пустой звук для современного лидера. Многие руководители, возглавив коллектив, стараются хотя бы формально улучшить свои позиции в образовательном плане. Общество отвечает на этот запрос организацией заочного, вечернего и дистанционного обучения, которое при соответствующей мотивации обучаемого может и в самом деле дать ему качественное и доступное образование.

Образование, несомненно, нужно для современного руководителя, но зачем ему ещё нужно и отдельное воспитание? Разве пример Дональда Трампа не доказывает, что отсутствие манер при соответствующем способе поведения и ведения дел может очень даже не мешать в карьерном росте, а может и стать своеобразной фишкой руководителя. Однако, как говорил великий Конфуций «Ли – прежде всего». Правила поведения в обществе тоже требует изучения и освоения. Очень велика роль семьи в развитии будущей личности, кем бы она потом не стала успешным руководителем или хорошим подчинённым. Как говорится, «вежливость – правило королей». Плохо быть невеждой, но и не лучше быть невежей.

Как говорил великий педагог Василий Сухомлинский: «Пусть не поймут меня так, будто я принижал роль математики и других естественных наук. <…> Но все же знания о человеке ещё важнее. И если не сегодня, то завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений будет стоять первым, ибо мы живём в век человека».

Воспитание начинается с детства и оно базируется на определённых принципах. Выдающийся психолог Лев Семёнович Выготский [9] «считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться. Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания. Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты. Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:

-ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);