Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
С точки зрения поведенческой психологии [17]: «Методы бихевиоризма положили начало формированию школы поведенческих наук в менеджменте. Руководители производств и компаний прониклись идеями бихевиоризма, и для себя видели применение инструментов этой концепции для эффективного межличностного взаимодействия и как следствие – эффективность производственных процессов на всех уровнях. Развитие бихевиористских идей стало возможным, благодаря двум теориям, разработанным в 1950-х социальным психологом Дугласом Мак-Грегором:
Теория Х. Классическая концепция, современными специалистами считается негуманной («жесткий менеджмент»), но имеющей место быть и в наши дни. Большая часть сотрудников ленивы, лишены чувства ответственности, но ценят стабильность и безопасность, поэтому нуждаются в контроле авторитарного руководства. Такая система менеджмента основана на поддержании у людей страха потерять свое рабочее место. Распространены штрафные санкции.
Теория Y. Современная, прогрессивная концепция, опирающаяся на лучшие проявления человеческих качеств, для этого на производстве создается дружелюбная атмосфера, ставятся интересные задачи и привлекаются все сотрудники, чтобы показать, что компания развивается благодаря их мотивации, находчивости и стремлению к постоянному саморазвитию. Стиль руководства – демократический. Сотрудникам нравиться развиваться вместе с компанией».
Учёные - адепты когнитивной психологии, являющейся одним из оппонентов теории бихевиоризма, провели интересные эксперименты по изучению лидерства в группе [18]: «Приложение идей когнитивного подхода к лидерству, осуществленное в последнее время, было направлено на решение двух основных вопросов.
Во-первых, пристальное внимание исследователей привлекли те причины, которые выдвигают лидеру для объяснения плохого выполнения группового задания последователями, а также то, каким образом причинная интерпретация влияет на оценку, даваемую лидером своим последователям, и на его поведение по отношению к ним.
Во-вторых, ученых интересовало, каким образом определенный индивид в группе людей начинает восприниматься как лидер, каковы механизмы и условия возникновения «имиджа» лидера у членов группы и каково влияние поведения лидера, соответствующего или, наоборот, противоречащего этому «имиджу», на лидерство этого индивида в группе. Здесь исследовались имплицитные теории людей о том, что такое эффективное лидерство».
Учёных интересовало [18]: «В первой из рассматриваемых областей исследования одним из магистральных направлений является изучение содержания ответов лидера на различные уровни (в особенности плохие) выполнения групповой задачи последователями. Исследования обращены к широкому кругу поведенческих реакций лидера на «плохое» и «хорошее» выполнение задач последователем, в особенности на то, как «плохой исполнитель» воспринимается лидером. Основная идея такова: когда последователь выполняет задание на определенном уровне, лидер собирает (воспринимает) информацию о его (ее) поведении и затем на основе этих блоков информации приписывает причины поведения своим последователям. Впоследствии, опираясь на порожденную им интерпретацию поведения последователя, лидер производит ответную реакцию по отношению к нему.
Можно, вслед за С. Грином и Т. Митчеллом, представить эти положения в виде простейшей модели: «поведение последователя — причинное приписывание — поведение лидера». Несмотря на исключительную простоту, данная модель и ее дальнейшие разработки являются работающими моделями, поскольку обеспечивают сжатую формулу для постановки эмпирических исследований».
Сам эксперимент проходил так [18]: «лидерам сообщались особенности выполнения задания последователями, а затем изучались причины, ими приписываемые, и поведенческие ответы, совершаемые на их основе. Следует отметить две особенности выполненных по этому вопросу исследований. Во-первых, большая группа авторов (С. Грин, Т. Митчелл, Р. Вуд, Д. Илджен, Л. Калб, Дж. Рассел) рассматривает не поведение лидера, а только то, как влияет выполнение задания последователями на причинное приписывание лидера. Во-вторых, в последнее время возрастает интерес исследователей (Д. Илджен, Р. Л идеи) к ситуационным факторам, которые опосредствуют исследуемые взаимосвязи. Вот основные экспериментальные факты:
1. Лидер и последователи различаются по их взглядам на причины плохого выполнения задания. Лидеры склонны приписывать причины к внутренним факторам, а последователи — к внешним. Если последователь на плохом счету у лидера, вероятность приписывания к внутренним факторам возрастает. Если последователи находят оправдание для плохого выполнения задания, то лидер с меньшей вероятностью использует приписывание к внутренним факторам.
2. Когда лидер реализует приписывание к внутренним факторам, то его ответом на плохое выполнение задания последователем с большей вероятностью будет наказующее поведение или усиление контроля над последователем. Особенности поведенческого ответа лидера определяются предшествующими заслугами последователя, тем, были ли последствия серьезными или нет, а также были или не были у последователя оправдания для подобного результата.
3. На оценку последователя лидером воздействует множество ситуативных факторов. Было обнаружено, что лидер отвечает на плохое выполнение задания последователем более позитивно тогда, когда его собственное" вознаграждение зависит от результатов последователя. Когда такая взаимосвязь очевидна, способности «плохого» последователя оцениваются с большей вероятностью высоко и делаются попытки поиска новой схемы вознаграждения последователя».
У гештальт-психологов своё мнение о том, как стать лидером [19]: «Вы можете развить задатки лидера, если будете постоянно практиковаться в следующих направлениях:
На первом месте всегда должны быть люди, стратегия - на втором. В самых тяжелых ситуациях не теряйте веру в то, что вы со всем справитесь. Постоянно раскручивайте маховик перемен вашей компании. Представьте себе, что ваша компания - это три взаимно пересекающих круга: в какой области компания может стать лучшей, какая экономическая модель оптимальна для компании, чем удастся увлечь сотрудников. Сосредоточьтесь на том, где эти круги пересекаются, остальное забудьте.
В одном из своих эссе философ Исайя Берлин пересказывает древнегреческую притчу:
Лиса знает обо всем понемногу, а еж знает что-то одно, но очень важное. Лиса мыслит сложными категориями, а еж - простыми. В их противостоянии побеждает еж».
Приведённые точки зрения различных направлений социальной и психологических наук, к сожалению, не приводят к однозначному выводу по поводу выбора наилучших характеристик для идеального лидера. Все они сходятся только в обязательном наличии харизмы у предполагаемого наилучшего лидера. В остальном мнения могут сильно разниться.
КАЧЕСТВА, ПРИСУЩИЕ СОВРЕМЕННЫМ УСПЕШНЫМ ЛИДЕРАМ.
Успешных лидеров среди наших современников очень много. Дадим краткую характеристику всего трём из них, приведя те их качества, которые наиболее ярко в них выражены.
Начнём с политиков. Одной из самых ярких звёзд современного политического небосклона является Владимир Владимирович Путин, которого характеризует необычное сочетание качеств: необычайная простота в общении и харизма, скромность и остроумие, решительность и терпение, бесстрашие и осторожность в суждения и в делах, расчётливость, дальновидность и щедрость, когда затронуты принципиальные вопросы.
Стивен Джобс, который [21] «совершил революцию не менее чем в шести индустриях: персональные компьютеры, мобильные телефоны, музыкальная дистрибуция, производство анимационных фильмов, электронные книги, интернет-планшеты», согласно [21]: «был требовательным и авторитарным перфекционистом, часто категоричным в суждения. В начале 1980-х, при работе над Macintosh он проявлял деспотизм, грубость и упрямство. Стив Джобс обладал способностью убеждать себя и других верить почти всему, используя сочетание обаяния, харизмы, бравады, гипербол, маркетинга, умиротворения и настойчивости. Он и неформальный и формальный лидер компании с авторитарным подходом и легендарно деспотическим характером. Джобс всегда стремился к универсальному, единственно возможному, по его мнению, совершенству и неиндивидуализированной красоте и простоте. Ему требовался полный контроль над любой ситуацией, и в стремлении получить его Джобс был эгоистичен до бессердечия».
Джефф Безос [21] - «создатель и директор компании Amazon». Чтобы понять его, необходимо ознакомиться с его жизненными правилами [22]:
«Правила жизни Джеффа Безоса
♦ Много спать. Джефф Безос говорил, что спит не менее 8 часов каждую ночь и считает сон лучшим средством от стресса, поэтому даже не использует будильник и предпочитает просыпаться естественным путем.
♦ Хорошо начинать день. Бодрое и приятное начало дня - залог успеха на его остаток. Основатель Amazon старается разнообразить свой утренний рацион. Миллиардер не любит устраивать по утрам совещания и назначать ответственные мероприятия. Он предпочитает проводить это время с семьей.
♦ Не смешивать работу с личным. Джефф Безос придерживается концепции «work-life balance» (дословно: баланс жизни и работы). Речь идет о нахождении гармонии в жизни, когда семейная ее часть четко отделена от профессиональной. Безос против сверхурочной работы, но в рабочее время не отвечает даже на «семейные» звонки.
♦ Жениться на хорошей женщине. Джефф Безос говорил, что удачный брак - залог его успеха в бизнесе. Безос ставит семью на первое место в своей системе ценностей. Он рассказывал, что до встречи с будущей женой долго пытался наладить личную жизнь, но безуспешно. «Мне нужна была женщина, которая вытащит меня из разряда второсортных людей, будет давать мне идеи и помогать реализовывать их», - отмечал он.
♦ Концентрация на главном. Отказаться от многозадачности. Джефф Безос всегда занимается делами по очереди, а не распыляется на выполнение нескольких задач сразу. Безос убежден, что в каждом деле нужно добиваться максимальной концентрации, а многозадачность мешает продуктивности.
♦ Бороться за свои идеи. В основе создания Amazon лежала гениальная идея. Он поверил в свою идею и заставил поверить в нее остальных. Amazon первое время размещался в гараже, а теперь в нем трудятся более 500 тыс сотрудников. Безос постоянно спорит, доказывая ценность очередной своей «странной идеи».
♦ Экономить и искать налоговые лазейки. Безоса все считают скупым: в Amazon нет никаких бесплатных кафе, теннисных кортов, массажных кабинетов, как в Google. Наоборот, даже за кофе сотрудникам приходится платить. Однако, возможно, именно эта черта Безоса и привела его к успеху. Безос мог бы открыть магазин где-нибудь в Калифорнии, где живет больше людей и был бы больше спрос на товары, но там бы пришлось платить налоги. А в Сиэтле по местному законодательству онлайн-компании могли избежать уплаты налогов.
♦ Придумывать новые проекты. Джефф Безос неоднократно отмечал, что всегда необходимо быть оригинальным. Бизнес-идея должна быть свежей, необычной. Но можно браться и за проекты, начатые другими - главное, не застаиваться.
♦ Много читать. Джефф Безос всегда обожал читать. Свой персонал он заставляет в обязательном порядке прочитать книгу американского коучера Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». «Черным лебедем» автор называет редкие и труднопрогнозируемые события, которые имели значительные последствия для мира. Исходя из этой теории, все значимые открытия и исторические события - это «черные лебеди»: создание Интернета, распад СССР, мировой экономический кризис. Безос добивается, чтобы его сотрудники несли ответственность за свои поступки и взвешивали ценность каждой идеи.
♦ Рисковать, чтобы потом всю жизнь не жалеть о не сделанном. Когда-то он решился на самый важный шаг в своей жизни - уволиться с работы, чтобы запустить свой проект. Безос вспоминал, что тогда он подумал: «Когда мне стукнет 80, я пожалею о том, что не рискнул. Даже если бы я потерпел поражение, я презирал бы себя меньше, чем за нерешительность». Отсюда бизнесмен вывел еще одно правило жизни, которое постоянно повторяет: «Меня часто спрашивают: «Почему»? Это хороший вопрос. Но куда более ценный: «Почему нет?».»
Подборка лидеров современности приводит к следующим выводам:
- современный успешный лидер – это достаточно рисковая личность, очень часто не считающаяся с мнением окружающих на деле, однако обладающая достаточно сильным даром убеждения, таким, что окружение обычно удовлетворено доводами вожака;
- современный успешный лидер – лицо, достаточно открытое народу, имеющее достаточную харизму для того, чтобы люди, окружающие его считали лидера «своим» если не «в доску», то хотя бы «самым лучшим из того что есть»;
- современный успешный лидер – личность, жертвенная, имеющая какие-то свои идеалы и принципы, и ради них готовая совершать действия, которые люди в обычное время называют поступком, а во время войны назвали бы подвигом;
- и, наконец, современный идеальный лидер – лицо, обычно не сильно замазанное различными грязными проступками, представляемое какой-то частью своего окружения как личность избранная для своей руководящей миссии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Ответ на вопрос: каков социально-психологический портрет современного руководителя – оказался достаточно непростым. Одной из проблем является изменчивость современного общества, ударными темпами строящего своё информационное общество. Одним из последствий может оказаться появление искусственого интеллекта, который в недалёком будущем может принять бремя руководства в больших и малых человеческих коллективах. Поэтому была построена модель руководителя в переходное время и полученный ответ через десять лет, возможно, придётся пересмотреть из-за радикальных перемен происходящих в обществе, ставшем на путь массовой информатизации и роботизации. Были исследованы влияния как наследственных так и социальных факторов на успешное формирование и развитие современного лидера. Рассмотрены различные качества, присущие хорошим руководителям, приведены примеры как из прошлого, так и из настоящего времени. Были приведены и проанализированы точки зрения представителей самых распространённых психологических учений. Успешное ведение дела и грамотное руководство оказалось совершенно неоднозначно объяснено этими психологическими школами. Каждая школа, используя свои принятые только в ней методики и принципы, аргументировала взгляды на правильное и идеальное руководства, на параметры современного идеального лидера, на его психологические качества. Картинка, в результате, получилась довольно интересной, но противоречивой. Автор работы пришел к таким выводам о современном успешном руководителе: