Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к обучению у младших школьников).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 966
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников
1.1. Понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической
1.2 Специфика развития мотивации обучения в младшем школьном возрасте
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мотивации к обучению у младших школьников
2.1 Выявление уровней мотивации к обучению у младших школьников
2.2 Реализация комплекса заданий по развитию мотивации к учению на уроках окружающего мира
2.3 Динамика развития мотивации к учению у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Формирование мотивации обучения в младшем школьном возрасте можно назвать одной из главных проблем современной школы.
Проблема формирования мотивации к учению лежит на стыке обучения и воспитания; она является важнейшим аспектом современного обучения. Формирование мотивации - это воспитание у школьника идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в обществе, в сочетании с активным поведением ученика, взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию младшего школьника.
Мотивация к обучению складывается из многих компонентов, изменяющихся и вступающих во взаимосвязь друг с другом. Поэтому становление мотивации - это не просто положительное или отрицательное отношения к учению, а стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых отношений между ними.
Актуальность данной проблемы обусловлена задачами повышения уровня успешности обучения в образовательном учреждении. Для значительной части учащихся, материал, изучаемый на уроках, недосягаем ввиду индивидуальных особенностей, а так же отсутствия интереса к достижениям поставленных требований. Проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, родителей, учащихся.
Именно в начальной школе нужно создать предпосылки формирования мотивации учения, так как ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная: строится новая система отношений, появляются новые права и обязанности. Для подготовки учеников к переходу в среднюю школу необходимо сформировать учебно-познавательный мотив - интерес не только к новым знаниям, но и, что более важно, к способам их получения.
Формирование учебной мотивации - это создание условий, при которых появляются внутренние побуждения к учению. При этом педагог стимулирует развитие мотивационной сферы учеников, используя систему психологически продуманных приемов.
Важной стороной изучения и развития мотивации является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При таких отношениях между педагогом и учащимися в классе складываются более тёплые отношения, у детей нет страха, что они будут высмеяны за неправильный ответ, что учитель поставит плохую отметку или накажет за несовпадение ответов или мнений, можно сказать, что создаётся атмосфера психологического комфорта. Это очень важно для ребенка, особенно в начальной школе. Именно гуманные отношения способствуют становлению положительных мотивов учения.
О мотивации к обучению говорили многие педагоги и психологи, такие как: Эльконин Д. Б., Давыдов В. В., Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н., Павлов И. И. и другие.
Цель работы - теоретически доказать и экспериментально проверить эффективность комплекса заданий по развитию мотивации к обучению у младших школьников.
Объектом исследования является процесс формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
Предмет – совокупность приемов, обеспечивающих формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Цель исследования – изучить на теоретическом уровне особенности формирования учебной мотивации у младших школьников и апробировать на практике педагогические приемы, которые способствуют формированию мотивации у третьеклассников в учебной деятельности.
Задачи исследования:
- Проанализировать понятие об учебной мотивации в психолого- педагогической литературе;
- Рассмотреть особенности формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста;
- Изучить методические рекомендации по формированию учебной мотивации у младших школьников;
- Организовать и провести диагностику развития учебной мотивации у третьеклассников на начальном этапе опытно-поисковой работы;
- Подобрать приемы формирования учебной мотивации на уроках в третьем классе.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической, психологической литературы по проблеме формирования мотивации в учебной деятельности;
- эмпирический (методики: методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной в переработке Н.Ц. Бадмаевой, методика А.К. Марковой);
- формирующий этап работы;
- методы обработки и интерпретации эмпирических данных (сравнение результатов контрольной групп).
Гипотеза исследования – развитие мотивации к обучению у младших школьников будет более эффективным, если:
- Рассмотреть сущность понятия «мотивация к обучению».
- Провести диагностику для выявления уровня развития мотивации к учению у младших школьников.
- Использовать на уроках современные образовательные технологии (интерактивные, игровые, информационные); применять разнообразные формы проведения учебных занятий (урок-викторина, урок-путешествие, урок-игра и другие).
Теоретико-методологическую основу работы составляют исследования по изучению особенностей учебной деятельности детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин); теории развития мотивации в онтогенезе (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев); типологии и структуры мотивов (М.Р. Гинзбург, М.В. Матюхина, А.К. Маркова).
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что результаты данного исследования могут быть применены учителями начальных классов при формировании мотивации к обучению.
1. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников
1.1. Понятие об учебной мотивации в психолого-педагогической
литературе
Успех учебной деятельности зависит не только от усвоения обучающимися знаний, но и от мотивации обучения, то есть от стремлений самоутверждаться, достигать высоких результатов. Чем выше уровень мотивации, тем больше факторов побуждают ребенка к деятельности, тем больших результатов он может достичь. Развитие у обучающегося положительной учебной мотивации является основой эффективности учебного процесса. Управление процессом учения требует от учителя понимания сущности мотивации учебной деятельности, основных закономерностей ее функционирования и развития.
Анализ литературных источников показывает, что в современной психологии и педагогике отсутствует единство в определение сущности понятия «мотивация».
Под понятием «мотивация» понимают несколько психологических явлений, а именно:
- систему факторов или совокупность причин, которые направляют человека к выполнению определенных действий или бездействия, побуждают к активности;
- осознанное использование целой системы возбудителей, которые способствуют активизации деятельности;
- процесс развертывания системы возбудителей, непосредственно происходит в структуре соответствующей деятельности[1].
Отсутствие единства определение понятия мотивации свидетельствует о разносторонности аспектов этого вопроса, а также о сложности и многозначности самой мотивации. В педагогике и педагогической психологии мотивация имеет различные определения.
В частности, И.А. Макарычева считает, что мотивация - это совокупность причин, которые определяют различные проявления активности обучающихся[2]. Т.В. Газизова считает, что мотивация является многомерным образованием отдельных мотивов, потребностей, целей, намерений, интересов, идеалов, ценностей. Она подчеркивает, что «учебная мотивация состоит из ряда побуждений, постоянно меняются и вступают в новые связи друг с другом. Поэтому становление мотивации - не просто рост положительного или усиление негативного отношение к учебе, а усложнение структуры мотивационной сферы, побуждений, входящих в нее»[3].
Мотивацию трактуют по-разному:
-
- как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяют поведение;
- как совокупность мотивов;
- как побуждение, вызывающее активность организма и определяет ее направленность;
- как процесс психической регуляции конкретной деятельности;
- как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности;
- как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
Разница в определении сущности мотивации в целом и учебной мотивации в частности проявляется и в различных подходах к определению понятия мотива, среди которых И.Г. Милина выделяет такие[4].
Мотив как побуждение. Согласно данному подходу, мотивом является не любое побуждение (стимул), а именно внутреннее осознанное побуждение, что собственно и определяет, насколько человек готов к деятельности.
Мотив как потребность. При этом стимуле в деятельности выступает именно потребность. Однако есть различия в разных авторов, связанные с соотнесением мотива и потребности, а именно: потребность и является мотивом, потребность есть частью, потребность и мотив связан опосредованно, потребность дает толчок к возникновению мотива и тому подобное.
Мотив как намерение. Сторонники данного подхода понимают мотив как намерение, поскольку он отражает в себе планы человека на будущее, имеет соответственно цель, замысел действовать определенным образом в той или иной ситуации. Соответственно, общие характеристики с мотивом и дают основания рассматривать мотив как намерение.
Мотив как цель. В данном случае потребности отделяются от мотива, а движущей силой активности выступает собственно предмет удовлетворение потребности, который обязательно должен осознаваться человеком. То есть мотивом является цель, к которой стремится человек.
Мотив как состояние. В основе данного подхода лежит утверждение, что любое побуждение к деятельности может возникнуть в результате пребывания человека в определенном состоянии. То есть между потребностью и предметом его удовольствия находится определенное состояние, которое содержит захвата, моделирования «погребальную» состояния, предшествующего состояния удовольствия и представляет собой собственно мотив деятельности.
Мотив как оценивание. Благодаря удовлетворению, которое является положительным оценочным отношением, выполняет оценочную функцию, у человека появляется мотивационная установка на выполнение определенной деятельности. И одно удовольствие способствует тому, что человек решает действовать определенным образом в будущем.
Мотив как эмоции. Возникновение и удовлетворение потребностей происходит благодаря мотиву и эмоциям. То есть сила потребностей проявляется через определенное эмоциональное переживание. Мотив имеет эмоциональную составляющую, а эмоция может выступать же мотивом. В этом и проявляется их взаимосвязь.
Мотив как устойчивые свойства личности. Представители этого подхода утверждают, что на поведение человека, кроме внешних стимулов, влияют и устойчивые качества личности. Поэтому в формировании мотива они непосредственно участвуют, определяя характер деятельности.
Мотив как первопричина активности. В данном подходе, мотивом может выступать любые внешние и внутренние обстоятельства, которые определяют деятельность личности. Эти обстоятельства являются «мотиваторами», среди которых выделяют: интересы, склонности, особенности внешней ситуации, возможности личности, условия достижения цели, личностные моральные принципы.
Различные подходы к определению сущности мотивации порождают различные трактовки мотива. Мотив - это важнейшая составляющая мотивационной сферы человека, это реальное побуждение, которое заставляет человека действовать в определенной жизненной ситуации, при определенных условиях.
В словаре справочнике по педагогической психологии указывается, что «учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность»[5].
Эффективность учебной деятельности напрямую зависит от мотивов, которые побуждают младшего школьника к активности и определяют его направленность. Для формирования интереса и положительной мотивации к учебной деятельности учитель должен развивать именно мотивы учения. Мотивы, стимулирующие обучающихся к обучению, разделяют на социальные и познавательные учебные мотивы[6].
Социальные мотивы, которые способствуют воспитанию у младших школьников положительного отношения к учению, формируются, в первую очередь, родителями, а потом учителем. Эта группа мотивов проявляется в стремлении детей, чувствах ответственности, долга. Среди широких социальных мотивов выделяют большие группы мотивов по источнику возникновения, содержанию и направленностью[7].
Познавательные мотивы формируются в процессе изучения различных учебных предметов, имеющих целью расширение и углубление знаний, умений и навыков, привитие интереса к знаниям и процесса их получения. на формирование познавательных мотивов влияют как индивидуальные психологические факторы, так и педагогические условия процесса обучения.