Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя (Лидерские качества, формируемые средой).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
-воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
-среда между ребенком и воспитателем активна.
Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью».
Заложенные воспитанием качества срабатывают в более зрелом возрасте. Они проявляются, и как положительные характеристики современного руководителя: порядочность, честность, справедливость, тактичность. Они же выходят наружу, и как отрицательные черты: завистливость, жадность, неуёмность, подхалимаж. Современные «мажоры» в своём большинстве прекрасный образец сочетания хорошего образования с плохим воспитанием.
Можно придти к следующему выводу: среда и образование безусловно влияют на развитие лидерских качеств и других талантов личности, заложенных природой. Более того они могут сыграть решающую роль при формировании идеального лидера, если дают проявиться ему с лучшей стороны, подталкивая к принятию правильных решений.
3. МОЖНО ЛИ СТАТЬ ИДЕАЛЬНЫМ И УНИВЕРСАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ ДЛЯ ЛЮБОГО СОВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА?
Во-первых, нужно разобраться с понятием «современный коллектив». А, именно насколько, в психологическом плане, отличаются наши современники от прежних поколений и годятся ли оценки, принятые для предков их потомкам?
Во-вторых, а что за эфемерное существо – идеальный лидер и чья точка зрения должна подтверждать его идеальность – статического наблюдателя со стороны, непосредственного члена данного коллектива или эксперта, входящего в этот коллектив, но поставленного со стороны и потому независимого от предполагаемого идеального лидера? Следует отдельно выделить: какие черты лидера делают его идеальным? Ведь, как говорится «На вкус и цвет – товарищей нет». То, что одному покажется – мотовством, для другого – просто щедрость. То, что один считает трусостью, второй может посчитать разумной осторожностью. Или, то, что для одного является – демократизмом руководителя в отношениях с сотрудниками, для другого - просто-напросто неумение руководить другими людьми и неимение авторитета у коллектива.
В-третьих, как понять универсализм лидера? Насколько широко это понятие? Означает, ли универсализм директора драматического театра, как лидера, его умением руководить танковой дивизией? Или может ли дирижёр в хоре – стать успешным директором Института математики? Здесь, универсализм рассматривался в плане разных кластеров экономики и сфер жизни. А ведь универсализм можно рассматривать и в плане карьерного роста. А именно, может ли один человек достойно руководить во всех структурах иерархии или корпорации, интересам которой он служит? Может ли руководитель сельской общины возглавить страну? И «хватит ли пороху» у командира отделения возглавить армию, а если хватит, то был ли он вообще успешным командиром отделения – ведь и назначения опять же идут сверху на основании тех скупых данных о человеке, которые дают окружающие, зачастую не затруждающие себя объективностью предоставленной информации?
На эти вопросы не существует однозначных ответов. Конечно, есть знаменитый «принцип Питера», по которому «бутерброд должен упасть маслом вниз». По этому «принципу» - каждая личность имеет пределы своей компетентности, подойдя к которому она начинает имитировать руководящую деятельность, занимаясь чем угодно - её отвлекающим, но только не самим руководящим процессом. Если процитировать буквально [10]: «В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности». К «принципу Питера» нужно конечно относиться с определённой долей юмора, однако поставленные в книге [10] вопросы, в принципе должны интересовать профессиональных психологов.
Но, как говорят французы «перейдём к нашим баранам». Современный коллектив и в самом деле имеет определённые отличия с коллективами, которые создавались десятилетия и столетия до него. Эти отличия вызваны ещё и социальными и технологическими аспектами нашего времени. Идёт формирование информационного общества, происходит технологическая революция. Результатом ломки социально-экономических отношений будет формирование коллективов, в которых только часть должностей займут люди, остальные нагрузки лягут на нехрупкие плечи роботов и экспертных систем. Сколько времени займет переход к полностью автоматизированной экономике, сказать не может никто, но ООН заранее предупреждает о потерях рабочих мест, которые через десятилетие могут составить по данным различных экспертов от 800 миллионов до 1 миллиарда. В Сети есть перечни новых профессий (например, сайт Atlas100.ru).
Согласно [11] «Коллектив - это группа людей, которые имеют общую цель и задачи. Участники его всегда действуют сообща, иначе они просто не смогут достичь необходимого уровня развития. Современное общество все чаще заменяет понятие коллективов простым словом "команда"». Последнее воспринимается как более мобильное и ёмкое понятие и, конечно же, относится к относительно небольшим коллективам. Вообще, существует несколько видов коллективов. Как отмечено в [11]: «Есть несколько видов коллективов, каждый из которых имеет свои особенности. Итак, различают статусы:
Официальные. Обычно это коллективы, которые были созданы на определенном предприятии. Они имеют особые права и обязанности и действуют в соответствии с имеющимся законодательством. Здесь всегда есть подчиненные и вышестоящие люди, и на основе их положения в группе строятся взаимоотношения.
Неофициальные. Здесь люди объединяются сами по себе. Такой коллектив не оформляется юридически и не имеет определенного лидера. Здесь люди объединяются из-за общих интересов, желания действовать совместно, возможно, у них есть какие-то личные симпатии. Спустя какое-то время в таком коллективе определяется лидер. Но формально его никто таковым не назначает.
Далее коллективы можно разделить по механизму образования. Здесь также выделяют два вида: те, которые были созданы по распоряжению начальства и те, в которые люди объединились неофициально, по собственному желанию. В зависимости от того, как долго существует или планирует существовать объединенная группа людей, различают временные и постоянно действующие коллективы в организации.
Есть в понятии коллектива виды, которые делят в зависимости от их размера. Малые. В состав такого коллектива входит не более семи участников. Средние. Здесь счет идет уже на десятки, но не может превышать тридцати человек.
Большие. Такие коллективы встречаются, к примеру, на особо крупных предприятиях, когда в одной группе одновременно может работать от нескольких десятков до нескольких сотен человек.
Последние два вида коллективов могут также делиться еще на несколько групп или подгрупп». Разумеется, требования к руководителю разных видов коллективов сильно различаются и не только своими бюрократическими процедурами. Общие же требования к руководителю современного коллектива, связанного с бизнесом, видимо такие [12]: «1. Для руководителя необходима вера в свое дело, смелость, целеустремленность, решительность и умение показать эти качества своим подчиненным.
2. Должен уметь ценить время подчиненных.
3. Быть строгим и требовательным, но не придирчивым.
4. Должен уметь принимать критику и критиковать, а также уметь поощрять и наказывать.
5. Быть приветливым и тактичным, иметь чувство юмора.
6. Уметь вести дебаты и переговоры».
Идеальный лидер должен обладать вышеуказанными чертами. Интересно сравнить требования к лидеру сейчас и годов 50 назад. По мнению советского психолога Е.Е. Вендрова [13]: «Среди других экзаменов, которые должен выдержать настоящий руководитель, на первом месте — отношение к нему людей. В работе он не пытается демонстрировать ни железной начальственной непреклонности, ни панибратства. Без внешних эффектов, буднично налаживает работу. Придерживается таких принципов: не хозяйничать, а хозяйствовать; ничего не скрывать от людей: ни хорошего, ни плохого, чтобы они имели правильное представление о действительном положении дел; поощрять «рукастых» работников, строго взыскивать о нерадивых; чтобы лучше понять подчиненного, представлять себя на его месте».
Если оставить в стороне замечания о наличие чувства юмора у современного руководителя, то складывается впечатление, что говорится об одном и том же, но разными словами. Здесь, конечно, нужно учесть нюансы, связанные с различиями в политическом строе и экономических отношениях. Однако психологические требования к хорошему руководителю сильно не изменились. Поменялась психологическая среда, требующая большей мобильности, коммуникабельности, технологичности, наличия определённого сетевого имиджа от личности, живущей в эпоху формирования информационного общества.
Но если в пределах одной общественной сферы или бизнеса творческая руководящая личность может в принципе с блеском проявить себя, то какие шансы у этого же человека стать хорошим лидером в другой среде?
В принципе может, это можно видеть на примере великого Нельсона Манделы, который для этого, однако, требовал: «Если я не могу измениться сам, когда того требуют обстоятельства, как я могу этого ждать от других?»
Универсальным лидером может стать только тот, кто перекраивает свои методы и стиль в полной гармонии с изменившейся средой и общественным климатом.
К личным качествам универсального лидера можно отнести [12]: «справедливость принятых решений, наличие моральных качеств, высокий уровень культуры, хорошее и доброжелательное отношение к другим людям, уверенность в себе, нестандартное мышление, изобретательность, коммуникабельность, умение доверять своим подчиненным, готовность к сотрудничеству, умение находить «общий язык» с представителями других компаний и наличие этических норм. Эти качества должны быть развиты у каждого сотрудника, но у управленца они должны быть развиты ещё сильнее и больше, ведь на нём лежит намного больше ответственности и обязательств».
А в этическом плане там же говорится [12]: «1. Управленец должен заботиться об окружающей среде и минимизировать загрязнения на производстве.
2. Управленец должен руководствоваться общепринятыми правилами и нормами, проводить конкуренцию честными путями, соблюдая правила рыночной игры.
3. Созданные трудом блага должны распределяться так, чтобы не усугублять расслоение общества».
Продолжив цитирование, отметим и деловые качества универсального лидера [12]: «умение планировать и организовывать деятельность организации, ставить цели и распределять задачи между сотрудниками, а так же контролировать и регулировать осуществление поставленных функций. Современный руководитель должен обладать силой убеждения и уметь ловко и непринуждённо координировать своих сотрудников. Очень цениться в управленце стратегическое мышление, правильная оценка обстоятельств, целеустремлённость, инициативность и оперативность в решении проблем».
С другой стороны, универсальный лидер это ещё и [14] «человек, обладающий личностными качествами, которые позволяют ему оставаться лидером в любой ситуации, в которую попадает группа».
Но как лидера воспринимают изнутри коллектива, кто он для членов группы?
Есть мнение, что [14]: «В управлении персоналом используется и классификация лидеров в зависимости от того, как их воспринимает группа. 1) «один из нас — не выделяется среди членов группы, воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере — наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящий должности, в целом — по мнению группы, живет, радуется, печалится, принимает правильные решения и ошибается — как и все остальные члены группы; 2) «лучший из нас» — выделяется из членов группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и др.) качествам и в целом является образцом для подражания; 3) «хороший человек» — воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности-доброжелательности, внимания к другим, готовности прийти на помощь; 4) «служитель» — стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один из сотрудников может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя»».
К каким же выводам можно придти в вопросе, рассматриваемом в данной главе. Думается, что, безусловно, при стечении определённых обстоятельств, сопутствующих личности, при соответствующей духу времени харизме, при достаточно полном наборе других лидерских качеств, заложенных природой и улучшенных образованием можно стать идеальным лидером почти в любом коллективе, за исключением полной психологической несовместимости или предумышленном неприятии с членами данной группы людей.
4. СОВРЕМЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕКОТОРЫХ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
У каждого социального и психологического учения имеется, присущая только ему, точка зрения на понятие «современный руководитель».
Рассмотрим некоторые из них.
С точки зрения психологии управления [16]: «Руководитель — это должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть. Чтобы эффективно управлять организацией, руководитель должен обладать лидерским влиянием, определяемым личными качествами. Однако руководитель не становится лидером только благодаря этим качествам.
Современный руководитель (менеджер) является одновременно:
1) управляющим, наделенным властью;
2) лидером, способным вести за собой подчиненных (используя свой авторитет, положительные эмоции, высокий профессионализм);
3) дипломатом, устанавливающим контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающим внутренние и внешние конфликты;
4) воспитателем, обладающим высокими нравственными качествами, способным создать коллектив и направляющим его развитие в нужное русло;
5) инноватором, понимающим роль науки в современном мире бизнеса, умеющим оценить и незамедлительно внедрить в производство «ноу-хау», изобретения, рациональные предложения;
6) просто человеком, обладающим глубокими знаниями, неординарными способностями, высоким уровнем культуры, честностью, решительностью характера, сильной волей, но в то же время, рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях».
С точки зрения поведенческой психологии [17]: «Методы бихевиоризма положили начало формированию школы поведенческих наук в менеджменте. Руководители производств и компаний прониклись идеями бихевиоризма, и для себя видели применение инструментов этой концепции для эффективного межличностного взаимодействия и как следствие – эффективность производственных процессов на всех уровнях. Развитие бихевиористских идей стало возможным, благодаря двум теориям, разработанным в 1950-х социальным психологом Дугласом Мак-Грегором: