Файл: Сетевая форма организации бизнеса (История сетевого бизнеса в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность представленной работы определяется изменением особенностей и условий функционирования предприятий в современной экономике. В связи с глобализацией международных экономических отношений, усилением конкуренции на различных типах рынков все большее количество предприятий по всему миру для совершенствования управления и процессов организации непосредственной деятельности уходят от сложной и многоуровневой организационной структуры и централизованно координируемой иерархии посредством установления более гибких и мобильных, разнородных структур, которые скорее напоминают сети, чем традиционное определение упорядоченной по уровням организационной структуры типичного предприятия, где, независимо от масштаба предприятия и выбранного типа организационной структуры, тем не менее, выделяется определенное количество уровней и соответствующих отношений. В соответствии с изменением структуры многочисленных компаний изменяются и системы отношений между субъектами бизнеса: привычный алгоритм и последовательность иерархических команд и взаимодействия сменяется построением цепочки заказов на поставку продукции во внешнюю среду и формированием отношений с другими предприятиями. В результате во внутреннюю среду предприятия проникают непривычные для нее основы и принципы рыночных отношений, в результате которых формируются так называемые внутренние рынка. Закономерным следствием всего происходящего становится появление новой формы бизнеса – сетевых организаций. Сеть представляет собой систему фирм, предприятий или специализированных экономических субъектов. Координация их деятельности и процессов взаимоотношений между ними осуществляется на основании рыночных принципов. Интересно при этом, что само формирование и дальнейшее развитие сетевого бизнеса стало результатом менеджеров преодолеть системные ограничения, связанные с традиционными формами организации предпринимательской деятельности, определить наиболее эффективные направления распределения ресурсов, принятия управленческих решений и формирования более эффективных подходов к координации работы предприятия в соответствии с условиями и требованиями внешней среды.

В зарубежных странах развитие и активное функционирование сетевых структур началось довольно давно. В Россию данные тенденции пришли не так давно, но заняли прочное место в национальной экономике и системе предпринимательства. При этом, несмотря на наличие определенных сложностей, связанных с внедрением, использованием, отношением к данной форме организации бизнеса, по мнению экспертов, сетевой бизнес обладает полноценным потенциалом развития в условиях российской экономике. Это подтверждает и тот факт, что в рамках сетевого подхода появляются все новые предприятия и структуры, в том числе, в рамках проектов, посвященных информационным технологиям и инновационным технологическим решениям. В этой связи можно согласиться с мнением многих экспертов, утверждающих, что сетевые структуры являются тем типом построения бизнес-отношений, которые соответствуют особенностям и требованиям современной экономики, поскольку в их основе лежит эффективная информационная модель, построенная на основе новой технологической и управленческой парадигмы. Сказанное подтверждает актуальность и практическую значимость исследования.


Цель работы – характеристика особенностей, содержания, тенденций распространения и перспектив развития сетевой формы организации бизнеса.

Для достижения цели в работе поставлены и решены соответствующие задачи:

  1. определить понятие сетевой формы организации бизнеса;
  2. рассмотреть причины и преимущества образования сетей;
  3. охарактеризовать основные этапы эволюции сетевого бизнеса;
  4. исследовать особенности развития сетевых форм предпринимательской деятельности в России;
  5. обозначить проблемы развития сетевого бизнеса;
  6. охарактеризовать потенциальные резервы роста и развития, перспективы сетевого бизнеса.

Объект исследования – совокупность факторов и условий, особенностей и тенденций развития сетевых форм организации бизнеса.

Предмет анализа – сетевые компании как способ организации предпринимательской деятельности в современной экономике.

Распространение и популярность сетевых структур в современной системе предпринимательских отношений стала причиной формирования научно-практического интереса к данной сфере и механизмам ее функционирования. Различные аспекты организации, управления сетевыми структурами и их особенности изучены в работах таких авторов, как В.С. Акопов, А.А. Афанасьев, Б. Берман, Я. Гордон, В.А. Горидилов, Т.В. Матюшина, Н.А. Рогалева, С.Н. Хоботова и других. При этом наличие определенных особенностей функционирования и управления сетевыми компаниями, их потенциал с учетом особенностей российской экономики и прочие вопросы, связанные с обеспечением их деятельности, оставляет неисследованными многие вопросы в обозначенной сфере.

Научно-практическая значимость представленного исследования определяется возрастающей ролью компаний сетевого бизнеса в современной экономике, особенностями их функционирования и потенциалом дальнейшего развития.

1. Теоретические основы функционирования сетевой формы организации бизнеса

1.1. Определение понятия и особенностей сетевого бизнеса


Современные условия развития национальных и мировой экономики, сопряженные с высоким уровнем риска, глобализацией экономических отношений, ростом уровня конкуренции и увеличением количества параметров конкурентоспособности наряду с постоянными системными проявлениями и влиянием кризисных тенденций поставил перед субъектами предпринимательства одну из ключевых задач: проблему выбора эффективной формы хозяйствования, которая была бы максимально гибкой, мобильной и эффективной в сложившихся экономических и социальных условиях. Многосложные и многоуровневые системные организации в результате этого становятся зачастую нежизнеспособными ввиду своей громоздкости и сложности в управлении. Одновременно при выборе организационной формы ведения бизнеса и стратегии его развития необходимо ориентироваться и на то, чтобы используемая структура была инновационной, соответствовала особенностям и параметрам развития и функционирования отрасли, в которой работает предприятие, была способна быстро и качественно реагировать на изменения внешней среды и соответствовала требованиям сохранения и поддержки высокого уровня конкурентоспособности. В условиях экономической нестабильности и периодического возникновения кризисных явления перечисленным требованиям максимально соответствует сетевая форма организации бизнеса [12, c. 146].

Как в отечественной, так и в зарубежной литературе не встречается однозначного определения понятия и описания содержания сети с точки зрения построения на ее основе бизнес-структур. Это может быть объяснено, прежде всего, тем, что на практике встречается огромное количество разнообразных видов сетевых форм организации бизнеса, которые зачастую не позволяют однозначно выделить их ключевые признаки. С другой стороны, в процессе исследования особенностей и параметров сетевых форм организации бизнеса исследователи обращают внимание на различные аспекты, причины и факторы возникновения сетей и их дальнейшего функционирования. Это приводит к появлению разночтений и значительного количества определений.

Однако в общем представлении, тем не менее, сеть может быть определена как образование устойчивых взаимосвязей между экономическими субъектами и агентами, которые при этом обладают большей или меньшей степенью самостоятельности. Это определение позволяет не только обобщить основные свойства и показатели сети, но и ее ключевые свойства:

– сеть представляет собой устойчивое образование, связи в котором функционируют на определенном основе;


– участниками сети являются самостоятельные экономические агенты [12, c. 148].

В соответствии с этим определение данных признаков позволяет охарактеризовать представить полноценную характеристику сети, которую от других форм организации бизнеса отличает формирование собственной внутренней среды в отличие от рынка, в рамках которого отношения между субъектами бизнеса отличаются большей стихийностью, тогда как отношения участников сети – более стабильны, а значит, предсказуемы и характеризуются пониженным уровнем риска. В качестве ключевой характеристики сетей зачастую встречается указание на формирование участниками сети стратегических коалиций. Несмотря на то, что в явном виде такие коалиции встречаются далеко не всегда, этот параметр позволяет говорить о том, что внутри сети имеется определенная стратегия развития, правила, нормы и принципы взаимодействия и общие цели, которые участники сети разделяют в долгосрочной перспективе. В качестве одной из основных целей формирования и использования сетевой формы организации бизнеса выступает повышение уровня конкурентоспособности, рост потенциала компании, формирование условий, необходимых для устойчивого развития компаний, являющихся участниками сети [11, c. 298].

Для сетевых форм организации предпринимательской деятельности характерны:

– полная самостоятельность субъектов сети;

– юридическая независимость участников, входящих в сеть.

В рамках сети компании работают на основании договоров и соглашений, достигнутых на основе взаимной договоренности. Единство ресурсной и информационной сети позволяет использовать единую информационную сеть, а имеющиеся в ней данные использовать для принятия качественных управленческих решений и превентивных решений, направленных на предупреждение и минимизацию рисков. Этими особенностями определяются ключевые отличия сетевой формы организации бизнеса – рисунок 1.

Рис. 1. Основные отличия сетевой формы организации бизнеса от иных форм

В соответствии с этим могут быть определены ключевые задачи образования и развития сетевых форм организации бизнеса:

– создание общей ресурсной базы для сокращения величины издержек эксплуатации и воспроизводства в сети;

– формирование общего информационного пространства, в которой организуется обмен данными, необходимыми и востребованными сведениями, компетенциями и параметрами информации, что позволит представить рынку максимально эффективный продукт;


– создание основы для распределения рисков между субъектами сети;

– максимизация совокупной величины получаемых доходов за счет возникновения системного (синергетического) эффекта [8, c. 193].

Согласно цели и задачам формирования сети определяются основные факторы, оказывающие влияние на устойчивость и эффективность ее функционирования:

– наличие общего информационного ресурса, качественно и эффективно исполняющего свои функции;

– параметры и уровень устойчивости в сети информационных связей;

– согласованность и эффективность работы и взаимодействия участников;

– наличие или отсутствие координационных и/или совещательного органа для разработки стратегии, направлений работы, принятия общих управленческих решений;

– формирование и практическое использование внутрисетевых норм, принципов и стандартов, связанных с принятием решением, мотивацией, производственными и сбытовыми процессами, обслуживанием клиентов, организацией основных бизнес-процессов, внедрением инноваций);

– уровень и степень доверия между субъектами сети;

– наличие внутрисетевой корпоративной культуры [8, c. 194].

Таким образом, наличие многочисленных форм и особенностей, причин появления и развития сетей обуславливает отсутствие единого подхода к определению сетевой формы организации бизнеса. Но в общем представлении, тем не менее, сеть может быть определена как образование устойчивых взаимосвязей между экономическими субъектами и агентами, которые при этом обладают большей или меньшей степенью самостоятельности. Это определение позволяет не только обобщить основные свойства и показатели сети, но и ее ключевые свойства: сеть представляет собой устойчивое образование, связи в котором функционируют на определенном основе; участниками сети являются самостоятельные экономические агенты.

1.2. Причины возникновения сетей и их преимущества

Любые явления в экономике вызваны влиянием определенных причин и факторов. Исследователи сетевых форм организации бизнеса в качестве основных причин возникновения и активного развития данной формы называют следующие аспекты общественного-политического и социально-экономического развития:

– рост уровня конкуренции на национальных и международных рынках в связи с развитием различных форм производства и развитием глобализации;