Файл: Россия на международном валютно – финансовом рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 10.06.2019).

Общая сумма государственного долга снизилась на 210761 млн долл. Наиболее значительная часть снижения государственного долга пришлась на банки – 111009 млн долл., на прочие сектора экономики – 92155 млн долл.

Соотношение внешнего долга и экспорта России приведено в таблице 7.

Таблица 7

Соотношение внешнего долга и экспорта России

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2018 г. к 2016 г., %

Внешний долг, млрд долл.

518,50

511,80

518,10

99,9

Экспорт, млрд долл.

281,80

358,00

362,00

128,4

Отношение внешнего долга к экспорту, раз

1,84

1,43

1,43

77,7

Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 19.06.2019).

За последние три года соотношение внешнего долга с экспортом не достигало опасной границы. Максимально приближенное значение к пороговой отметке было достигнуто в 2016 г., когда внешний долг превышал экспорт страны на 236,7 млрд долл. В последующем данный показатель снизился до отметки 1,43 в 2017-2018 гг., что объясняется существенным увеличением суммы экспорта и незначительным уменьшением суммы внешних заимствований.

В политике внешнего заимствования важную роль играет расчет по долговым обязательствам перед иностранными кредиторами и заемщиками [5, с. 24].

Анализ показателей внешней долговой устойчивости приведен в таблице 8.

Таблица 8

Показатели внешней долговой устойчивости России

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Коэффициент «Внешний долг/ВВП», %

39

33

30

Коэффициент «Платежи по внешнему долгу/ВВП», %

10

9

8

Внешний долг на душу населения, долл.

3486

3527

3343

Источник: Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 26.06.2019).

За исследуемый период коэффициенты «Внешний долг/ВВП» и «Платежи по внешнему долгу/ВВП» сократились на 9% и 2%, что говорит об увеличении внешней долговой устойчивости России. Внешний долг на душу населения имеет неоднородную тенденцию. В 2017-2018 гг. внешний долг снизился на 184 долл. с отметки 3527 долл. до 3343 долл. на душу населения. При этом в целом данный показатель за 3 года снизился на 4,3% или на 143 долл.


График погашения внешнего долга России по состоянию на конец 2018 г. представлен в таблице 9.

Таблица 9

График погашения внешнего долга России по состоянию на конец 2018 г. (основной долг), млрд долл.

Показатель

Задолженность по состоянию на 2018 г.

Сроки платежей

всего до 1 года

всего от 1 года до 2 лет

свыше 2 лет

Всего

490697

91270

48472

260206

Органы государственного управления

49764

2079

2655

44717

Новый российский долг

49026

1982

2563

44188

Долг бывшего СССР

544

70

70

384

Центральный банк

13086

2853

0

0

Банки

95499

21700

7906

32891

Прочие секторы

332347

64638

37912

182598

Источник: Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 26.06.2019).

По данным Центрального Банка Российской Федерации [29] за ближайший год планируется выплатить обязательства на общую сумму 91270 млрд долл., наибольшая часть выплат которой приходится на прочие секторы и составляет 64638 млрд долл. В срок от одного года до двух лет планируется выплатить 48472 млрд долл., а в срок свыше двух лет – 260206 млрд долл., причем наибольшая часть выплат так же приходится на прочие секторы и составляет 37912 млрд долл. и 182898 млрд долл. соответственно.

Государственные гарантии России в общей сумме внутреннего долга отражены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Государственные гарантии России в общей сумме внутреннего долга

Источник: Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 10.06.2019).

Государственные гарантии России в общей сумме внутреннего долга в 2013 г. составили 15,20% , в 2014 г. – 18,21% , в 2015 г. – 22,54% , в 2016 г. – 24,38% , в 2017 г. – 23,74% , в 2018 г. – 23,78%. Прослеживается тенденция увеличения государственных гарантий в сумме внутреннего долга. Отношение государственного долга России к ВВП составляет к концу 2018 г. 14,7% ВВП [26].


Присоединение России к МВФ предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования [2, с. 78].

В настоящий момент Россия выступает в МВФ в качестве кредитора. Помимо этого, Россия участвует в различных операциях, которые предусмотрены статьями соглашения МВФ, включая участие в «Новых соглашениях о заимствованиях», покупку облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран.

Таким образом, на данный момент Россия является страной-участницей МВФ, по условиям договора с которым ЦБ РФ находится в состоянии, независимом от государства, что, в свою очередь, делает наше государство не полностью суверенным. Поэтому Россия и многие другие страны хотят для себя найти новую финансовую платформу, которая будет отвечать их интересам и интересам стран-партнеров. В таких условиях Россия сможет свою национальную валюту вывести на уровень резервных валют. Интеграционные процессы России в международный валютно-финансовый рынок требуют правильных решений, системы анализа, контролирования развития международных финансовых отношений.

Глава 3. Направления совершенствования позиции России на международном валютно-финансовом рынке

3.1. Перспективы развития России на международном валютно-финансовом рынке


Основной задачей для России является переход к реальной свободной конвертируемости рубля, становление его в качестве региональной, а впоследствии, и мировой валюты. Но для этого необходимо детальная и всеобъемлющая разработка валютной стратегии России.

На данном этапе формируются два ее направления: использование рубля как региональной валюты и создание мирового валютно-финансового центра в России.

Однако в среднесрочной перспективе решение данной задачи не предвидится по ряду причин, связанных с нестабильностью национальной валюты и политической обстановки в стране, ухудшением международных отношений с западными партнерами, снижением объема иностранных инвестиций, а также продолжающимся застоем в экономике [34, с. 40].

Интеграционные процессы России в международный валютно-финансовый рынок требуют правильных решений, системы анализа, контролирования развития международных финансовых отношений. Правовые акты должны способствовать эффективному управлению финансовых отношений, учитывая реалии существующей экономики. Проблемы внешнего долга России оказывают неблагоприятное влияние на макроэкономические факторы.

Необходимо тщательнее продумывать стратегию кредитных линий, благотворительность в угоду политической ситуации экономически невыгодна, признание на международной арене не должно происходить за счет собственных российских интересов.

В настоящее время государственный бюджет связан с нефтяным курсом, курс национальной валюты сдерживает Центробанк, но экономические законы диктуют реальность, благосостояние населения падает [1, с. 48].

Достоверная информация о государственной задолженности и возможностях использования внешних ресурсов позволяет четко сформулировать проекты, которые помогут пошагово прийти к устойчивому развитию государства и гарантировать его платежеспособность, поднимая репутацию на международном уровне.

Правовая нестабильность создает неудовлетворительный климат инвестирования российской экономики. Сумма привлеченных финансовых ресурсов неадекватна потребностям большого государства и продуктивного применения, что является отрицательным моментом, так как применяются платные возвратные средства. Значение их на душу населения очень мало.

Все эти тенденции свидетельствуют о неразвитости российской рыночной инфраструктуры, непредсказуемости доходности деятельности и рентабельности финансовых ресурсов.

Существующая реальность диктует следующие шаги для укрепления России на международном валютно-финансовом рынке:


  • реструктуризация основных обязательств и покупка долгов русских заемщиков зарубежными кредиторами;
  • выдача новых кредитов под большие проценты;
  • привлечение финансовых ресурсов для российских предприятий;
  • предоставление ссуд оффшорными средствами;
  • частные бизнес-планы для желающих разместить финансовые средства на внешнем рынке.

Банковские учреждения, которые станут партнерами государственных корпораций, в период финансового дефицита получат огромные сверхприбыли.

Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать вывод, что тактическими целями развития России на международном валютно-финансовом рынке должны стать совершенствование стратегии кредитных линий, повышение уровня привлеченных финансовых ресурсов на душу населения.

3.2. Совершенствование заемной политики России

С целью совершенствования заемной политики России необходимо осуществлять следующие мероприятия:

1. Оптимизировать структуру государственного долга в части соотношения между внутренними и внешними заимствованиями.

На практике решение вопроса относительно баланса между внешними и внутренними государственными заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового валютно-финансового рынка, эффективности выполнения задач развития отечественного рынка государственных ценных бумаг, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего, с точки зрения поддержания сравнительно низкого уровня инфляции и с учетом приоритета заимствований на внутреннем рынке.

2. Оптимизировать структуру государственного долга в части соотношения между краткосрочными и долгосрочными заимствованиями.

В процессе управления государственным долгом приоритет должен отдаваться средне- и долгосрочным обязательствам. Это позволит распределить долговую нагрузку во времени между различными группами инвесторов и обеспечит более эффективное управление им. Однако управление краткосрочными долговыми обязательствами является важным и трудным процессом, поскольку сроки выплат по ним очень малы и государство может не выплатить их [7, с. 60]. Чтобы избежать проблем, которые могут возникнуть во время роста краткосрочных долгов, государству необходимо провести изменения в структуре краткосрочных и среднесрочных долгов и перевести их в состояние долгосрочных или же вечных долгов, по которым выплачиваются только проценты.