Файл: Понятие и классификация источников отрасли права социального обеспечения (Акты международных организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования несомненна. В статье 7 Конституции Российской Федерации установлено, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [30]. Становление России как правового и социального государства, признание приоритета прав и свобод человека и гарантирование государством этих прав во многом зависят от эффективности и качества законодательства о социальном обеспечении. Изложенное подчеркивает актуальность темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость.

Целью работы является анализ источников права социального обеспечения, выявление проблем исследуемого института и разработка путей их решения. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Проанализировать понятие источников права социального обеспечения.

2. Изучить классификацию источников права социального обеспечения.

3. Охарактеризовать акты международных организаций, двухсторонние международные договоры.

4. Исследовать структуру федерального законодательства права социального обеспечения: конституционные основы, законы, подзаконные нормативные правовые акты.

5. Проанализировать региональное и муниципальное законодательство, акты социального партнерства в сфере социального обеспечения.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе нормотворчества в области социального обеспечения.

Предмет исследования составляют нормативные правовые акты в сфере социального обеспечения.

Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания рассматриваемых явлений. В работе использовался ряд общенаучных методов: метод анализа и синтеза применялся при решении задачи отслеживания системности и структурированности источников права социального обеспечения. Из частнонаучных методов исследования в работе нашли применение метод сравнительного правоведения, выразившийся в анализе зарубежного законодательства права социального обеспечения, а также формально-юридический метод - для анализа правовых норм и формулирования предложений по совершенствованию российского законодательства в данной сфере.

Степень разработанности темы исследования. Отдельные аспекты исследуемой темы нашли отражение в трудах таких авторов как В.С. Андреев, В.С. Аракчеев, М.О. Буянова, Ю.В. Васильева, В.П. Галаганов, Т.С. Гусева, К.Н. Гусова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьев, Е.Е. Мачульская и др.


Нормативную основу исследования составляют международные правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы министерств, ведомств РФ, нормативно-правовые субъектов РФ в сфере социального обеспечения.

Эмпирической основой исследования послужили решения Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации.

Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. Понятие и классификация источников права социального обеспечения

1.1. Понятие источников права социального обеспечения

Прежде, чем приступить к анализу источников права социального обеспечения, представляется целесообразным проанализировать понятия «источник права», «социальное обеспечение», «право социального обеспечения». Категория «источник права» является одной из ключевых в правоведении. Еще в конце XIX в. известный русский ученый Н.М. Коркунов отмечал, что «без изучения основных вопросов об источнике права, а также специфических особенностей тех или иных видов источника права нельзя судить вообще о природе и характере самого права» [77, с. 99].

Представители современной правовой науки рассматривают понятие «источник права» в двух аспектах: узком и широком. Широкий подход к пониманию источника права определяет исследуемую категорию как «причины и закономерности, обусловливающие возникновение и содержание права».

Источник права в узком смысле трактуется как «способ закрепления и существования норм права в позитивных предписаниях, как внешняя форма выражения права, придающая ему характер официальных правовых норм».  По мнению М.Г. Чельцовой, «под источником права понимаются те факторы, которые определяют содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения» [82, с. 48].

Ю.А. Петровская указывает, что источник права – это «постоянно развивающаяся и воспроизводящаяся система социально-экономических отношений», «общественные (прежде всего экономические) условия, оказывающие решающее воздействие на содержание правовых норм, социальную обусловленность права вообще» [78, с. 230]. И.А. Кубрак утверждает, что понятие «источник права раскрывается в правовых идеях и взглядах на право, в представлении о праве, играющем немаловажную роль в процессе формирования позитивного права» [75, с. 73]. А.Н. Слиткова под источником права понимает «специальные юридические конструкции, с помощью которых правовые нормы не только воспринимаются как таковые с присущими им характеристиками, но и функционируют в качестве именно юридических норм» [80, с. 205]. Анализ приведенных концепций позволяет сделать вывод о том, что источник права является формой закрепления (внешнего выражения) норм права.


Далее перейдем к анализу понятия «социальное обеспечение».

В Конституции Российской Федерации п. 1 ст. 7 сформулировано положение, гласящее, что Российская Федерация является социальным государством. Особое место в системе основных конституционных прав человека занимает, как и другие социальные права, право на социальное обеспечение. Конституция России признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права; перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Анализ правовых актов показал, что в действующем законодательстве определение данного понятия отсутствует.

В научной литературе существуют различные точки зрения относительно данной правовой категории. Так, Е.И. Холостова рассматривает социальное обеспечение как «совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и ребенке, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности» [81, с.30].

А.В. Мигунова под социальным обеспечением понимает «форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества» [76, с. 39].

М.Г. Седельникова определяет социальное обеспечение как «распределение пенсий, пособий и предоставление социальных услуг нетрудоспособным и приравненным к ним категориям граждан по постоянно действующим основаниям, нормам и правилам, определенным общефедеральным законодательством как обязательных для всех участников и уровней» [79, с. 114].

Анализ приведенных концепций позволяет сделать вывод о том, что социальное обеспечение - это политика государства, направленная на материальное обеспечение социально уязвимых слоев населения. Социальное обеспечение реализуется в организационно-правовых формах, закрепленных в правовых актах с целью компенсации или минимизации последствий наступления трудной жизненной ситуации, за счет бюджетных и внебюджетных государственных фондов. 


В свою очередь, право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие между гражданами и органами системы социального обеспечения в связи с предоставлением гражданам отдельных видов социального обеспечения.

С точки зрения В.Ф. Шайхатдинова, «право социального обеспечения – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм, правовых институтов и подотраслей, регулирующих отношения между лицами, застрахованными по обязательному социальному страхованию или нуждающимися в государственной социальной поддержке, помощи и социальном обслуживании, с одной стороны, и государственными органами Российской Федерации и субъектов РФ, органами местного самоуправления – с другой, по материальному обеспечению из государственных внебюджетных социальных фондов или за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» [83, с. 92].

Впервые идея о самостоятельности права социального обеспечения была высказана на международном симпозиуме в Праге в 1966 г. Этот вывод был поддержан учеными из СССР. Начало создания отечественной отрасли и науки права социального обеспечения положил профессор В.С. Андреев.

Право на социальное обеспечение является центральным, занимая ведущую роль в системе социальных прав человека. Сказанное подтверждается той ролью и значением права на социальное обеспечение, которое оно занимает в жизни современного общества. Право социального обеспечения, как и любая другая самостоятельная отрасль права, имеет различные нормативные правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права. Речь идет об источниках права социального обеспечения.

Поскольку право социального обеспечения является достаточно молодой наукой, проблема ее источников исследована не в полной мере. До того как стать самостоятельной отраслью, право социального обеспечения регулировалось нормами трудового, колхозного, административного права.

В настоящее время источниками исследуемой отрасли права признаются «нормативные правовые акты государственных органов, которые содержат нормы права социального обеспечения и являются внешней формой выражения воли государства в процессе правотворческой деятельности» [81, с. 31].

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Социальное обеспечение - это политика государства, направленная на материальное обеспечение социально уязвимых слоев населения. Социальное обеспечение реализуется в организационно-правовых формах, закрепленных в правовых актах с целью компенсации или минимизации последствий наступления трудной жизненной ситуации, за счет бюджетных и внебюджетных государственных фондов. 


1.2. Классификации источников права социального обеспечения

Нормы права социального обеспечения не закреплены в едином документе, а содержатся в текущих законах и других нормативных актах. В связи с этим встает вопрос о классификации источников права социального обеспечения. Право социального обеспечения характеризуется сложной системой юридических источников. Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям:

1) по юридической силе (законы и подзаконные акты);

2) по сфере действия (общефедеральные, республиканские в составе РФ, областные, краевые, муниципальные, отраслевые, локальные);

3) по органам, принявшим нормативный правовой акт (федеральные, региональные, акты органов местного самоуправления);

4) по форме акта (законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления и разъяснения Минтруда и т.д.);

5) по источникам финансирования (федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет);

6) по содержанию (отраслевые и комплексные);

7) по видам регулируемых общественных отношений (акты, регулирующие пенсионное обеспечение; акт о социальных пособиях и компенсационных выплатах; акты о социальном обслуживании отдельных категорий граждан);

8) по обеспечиваемым субъектам (общего действия - распространяется на всех, специального действия - для отдельных категорий граждан, например, инвалидов, детей, женщин) [81, с. 33].

Среди перечисленных выше классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.

По юридической силе можно выделить следующие источники права социального обеспечения:

1) Конституция РФ;

2) международные правовые акты;

3) законы;

4) указы Президента РФ;

5) постановления Правительства РФ;

6) нормативные правовые акты министерств и ведомств;

7) нормативные правовые акты субъектов РФ;

8) муниципальные акты;

9) локальные (+ социально-партнерские соглашения).

Классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе представлена в Приложении 1. Как следует из Приложения, по степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения.