Файл: Понятие и классификация источников отрасли права социального обеспечения (Акты международных организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 369

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

Конституция РФ выступает в качестве источника права социального обеспечения. Основной Закон нашей страны выполняет ряд функций:

- закрепляет основные права и свободы человека и гражданина в области социального обеспечения и социальной защиты (ст. 2, 7, 37-39, 41 и иные Конституции РФ);

- устанавливает гарантии для реализации гражданами их прав на отдельные виды социального обеспечения (ст. 45, 46, 48, 53, 55 Конституции РФ);

- определяет основы разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 71, 72, 76, 132 Конституции РФ).

3.2. Роль и значение законов и подзаконных актов в системе источников права социального обеспечения

К числу нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти в сфере социального обеспечения относятся федеральные законы. Анализ законодательной базы позволяет сделать вывод о возможности классификации федеральных законов, регламентирующих сферу социального обеспечения, на три группы.

Первую группу составляют законы о финансировании социального обеспечения. В частности, здесь можно назвать Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» [45].

Во вторую группу следует отнести нормативные акты об управлении в сфере социального обеспечения. В качестве примеров можно указать на Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [36], «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [39], «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [42], «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [40].


Третью группу составляют нормативные акты об отдельных видах социального обеспечения. В соответствии с этим основанием могут быть выделены нормативные акты о пенсионном обеспечении, о пособиях, о компенсационных выплатах, о социальном обслуживании, о государственной социальной помощи и т.д.

1. Законодательство о пенсионном обеспечении.

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ установлены Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» [38]. Данный закон регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, а также ответственность. Законом устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ. Определяются субъекты правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, их права и обязанности. Устанавливаются тарифы страховых взносов, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ и дифференцируемые в зависимости от категорий страхователей. Устанавливаются порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов страхователями.

Обязательное пенсионное страхование определяется как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование является составной частью обязательного социального страхования, которое регулирует ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [35]. Среди видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию названный Закон предусматривает: пенсию по старости; пенсию по инвалидности; пенсию по случаю потери кормильца.

 Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» [44] право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Страховое обеспечение тех или иных видов обязательного социального страхования, как предусматривает ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [35], осуществляется на основании специальных законов. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» [37] предусматривает в отличие от трудовых пенсий другие виды пенсий. Это пенсии по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет (федеральным государственным служащим и военнослужащим); пенсия по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф); пенсия по инвалидности (военнослужащим и гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф); социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам). Указанные пенсии названным категориям лиц выплачиваются за счет средств федерального бюджета.


Есть еще другие категории лиц, которым выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета, но эти лица получают пенсии согласно другому специальному Закону «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Осенью 2013 года было решено накопительную часть пенсии за 2014 год (около 244 млрд. руб.) перевести в распределительную, эту же сумму «заморозить» на счетах Минфина, с тем, чтобы потом передать ее прошедшим проверку и вступившим в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений фондам. В июне 2013 года новую пенсионную формулу презентовал Минтруд России, а 19 ноября 2013 года Госдума приняла в первом чтении ряд законопроектов о реформировании пенсионной системы: ФЗ «О страховых пенсиях» [44], ФЗ «О накопительной пенсии» [46].

2. Законодательство о пособиях, о компенсационных выплатах.

Правила назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам установлены ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [41]. Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются следующие выплаты:

1) пособие по временной нетрудоспособности;

2) пособие по беременности и родам;

3) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

4) единовременное пособие при рождении ребенка;

5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

6) социальное пособие на погребение.

Помимо этого, пособия выплачиваются при наступлении несчастного случая на производстве, их выплата регламентирована ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [34].

Вторыми по значимости в иерархии федеральных нормативных правовых актов в сфере социального обеспечения являются акты Президента и Правительства РФ, документы министерств, служб, агентств, Пенсионного Фонда России (ПФР) и Фонда Социального Страхования РФ (ФСС РФ). 

Указы Президента РФ регламентируют социальное обеспечение государственных служащих. К примеру, Указы Президента РФ «Об утверждении перечня соответствия отдельных государственных должностей федеральной государственной гражданской службы и государственных должностей федеральных государственных служащих должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым исчисляется размер пенсии за выслугу лет», «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)» [49].


Кроме этого, Президентом РФ принимаются акты, касающиеся социального обеспечения отдельных групп населения. В частности, Указы Президента РФ «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» [47], «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ» [48].

Правительство РФ принимает достаточно большое количество нормативных актов в области социального обеспечения с целью конкретизации положений федеральных законов и актов Президента РФ. В качестве примеров нормативной деятельности Правительства РФ следует отметить постановления Правительства РФ «О правилах обязательного медицинского страхования», «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ», «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год», «О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке».

Далее в иерархии федеральных нормативных правовых актов идут документы министерств, служб, агентств. Приняты и действуют следующие нормативные акты: приказы Минздравсоцразвития России «Об утверждении правил обращения за федеральной социальной доплатной к пенсии, ее установления и выплаты», «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» и др.

Наряду с названными актами органов государственной власти приняты и действуют нормативные акты Пенсионного Фонда России (ПФР). Организацию персонифицированного учета в субъектах РФ осуществляют территориальные органы ПФР. Вопрос организации персонифицированного учета регулируется ФЗ «О персонифицированном учете», Постановлением Правления ПФ РФ «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению» [52], Приказом Минздравсоцразвития России «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах».


Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

К числу нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти в сфере социального обеспечения относятся федеральные законы. Анализ законодательной базы позволяет сделать вывод о возможности классификации федеральных законов, регламентирующих сферу социального обеспечения, на три группы: законы о финансировании социального обеспечения; нормативные акты об управлении в сфере социального обеспечения; нормативные акты об отдельных видах социального обеспечения (о пенсионном обеспечении, о пособиях, о компенсационных выплатах, о социальном обслуживании, о государственной социальной помощи и т.д.). Нормативные акты министерств и ведомств также могут выступать в роли источников права социального обеспечения. На основании норм таких актов гражданам производятся некоторые социальные выплаты или предоставляются социальные услуги.

3.3. Общая характеристика иных источников права социального обеспечения

Вопросы социального обеспечения отнесены Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В силу этого региональное и муниципальное законодательство принимает активное участие в правовой регламентации отношений по реализации прав па отдельные виды социального обеспечения.

Социальная политика, проводимая в Красноярском крае, основывается на государственной политике РФ. Постановлением Правительства Красноярского края утверждено Положение о Министерстве социальной политики Красноярского края. Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения; оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения; контроль в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения.

Разработаны законы, регулирующие отношения по социальному обслуживанию населения на территории Красноярского края в соответствии с федеральным законодательством , например, Закон «Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае» [70].

Для осуществления мер государственной социальной помощи приняты: Закон Красноярского края «О потребительской корзине в Красноярском крае» [69], «О порядке установления величины прожиточного минимума в крае» [63]. Кроме этого, разработаны законы Красноярского края по социальной поддержке отдельных категорий населения разбиваются на несколько групп в зависимости от того, кому направляется предусматриваемая социальная помощь (пособия, субсидии, социальные услуги).