Файл: Понятие и классификация источников отрасли права социального обеспечения (Акты международных организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 380

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проведенный анализ показал, что в целом российская система социального обеспечения согласуется с международными стандартами, установленными в конвенциях МОТ, в частности в Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Полагаем, ратификация конвенций МОТ послужит дополнительной гарантией сохранения уровня социального обеспечения, не ниже предусмотренного в ратифицированных международных документах. Это особенно важно в связи с происходящим реформированием системы социального обеспечения в России. Данный факт будет способствовать повышению авторитета нашей страны на международной арене как социального государства, законодательство которого основано на нормах международного права. 

2.2. Двухсторонние международные договоры

Двусторонние договоры, участницей которых является Российская Федерация, играют важную роль в области социального обеспечения. Принцип построения договоров основывается на Конвенции МОТ № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» [7], в соответствии с которой по взаимному соглашению между заинтересованными государствами расходы по выплате пособий по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца либо распределяются между ними, либо их несет то государство, на территории которого проживает получатель.

К примеру, при определении права на пенсию учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обоих государств, а назначение и исчисление размера пенсии осуществляется государством в соответствии со страховым (трудовым) стажем, приобретенным на его территории, с применением положений Договора национального законодательства вне зависимости от места жительства пенсионера. Данный принцип зафиксирован в Договорах между Российской Федерацией с Королевством Испания [19], Республикой Беларусь [28], Латвийской Республикой [20], Республикой Болгария  [29], Чешской Республикой [22].

В данных договорах установлено, что переезде лица, которому назначена пенсия (за исключением социальной пенсии) или получающего пособие в случае трудового увечья или профессионального заболевания, с территории одного государства на территорию другого для проживания выплату продолжает государство, которое назначило соответствующий вид социального обеспечения. Кроме этого, в перечисленных договорах закреплено положение о равноправии граждан одного государства, проживающих на территории другого, в отношении прав и обязанностей в области социального обеспечения с гражданами последнего.


Положения перечисленных договоров дают право уполномоченным органам осуществлять мониторинг изменения законодательства иностранных государств в области социального обеспечения. Этот мониторинг позволяет выявлять пробелы и коллизии в межгосударственном правовом регулировании в области социального обеспечения.

Таким образом, международные стандарты социального обеспечения, реализуемые с помощью двусторонних договоров, содержатся в Конвенциях МОТ № 118 [7], № 157 [9], пересмотренной Европейской социальной хартии (п. 4 ст. 12) [10], Европейской конвенции о социальном обеспечении (ст. 8, 9) [14]. Данные международные документы не ратифицированы Российской Федерацией. Поэтому при заключении межгосударственных договоров наше государство, минуя ратификацию перечисленных международных актов, устраняет пробелы в правовом регулировании социального обеспечения соответствующих категорий населения,

Данный факт говорит о том, что Россия признает необходимость реализации международных стандартов социального обеспечения. Наша страна также применяет данные стандарты в межгосударственном сотрудничестве только с определенными странами, с которыми имеются тесные политические и экономические связи, в том числе и в области труда.

Следует особо оговорить, что двусторонние договоры предоставляют государствам возможность принятия дополнительных обязательств в области социального обеспечения, которые не предусмотрены в актах международных организаций и межгосударственных объединений. В качестве примера можно привести Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан «О социальных гарантиях граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и/или работающих на комплексе «Байконур» [25]. Данное соглашение регламентирует вопросы социального обеспечения граждан Российской Федерации и Республики Казахстан в связи с арендой комплекса «Байконур», проживанием на его территории и территории города Ленинска (в котором также размещены объекты космодрома «Байконур») российских граждан (как правило, персонала космодрома «Байконур»), членов их семей. Необходимость договорного регулирования в данном случае продиктована территориальными аспектами между договаривающимися сторонами в связи с арендой РФ комплекса «Байконур», находящегося на территории иностранного государства [925

Особое внимание следует уделить вопросам реализации права граждан на пенсионное обеспечение с учетом требований международных стандартов социального обеспечения, которые реализуются посредством двусторонних договоров.


Пенсионные права граждан формируются в течение достаточно длительного периода. Период их реализации также весьма продолжителен. Как указывается в Конвенции МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца», пенсионное обеспечение может устанавливаться бессрочно (пенсии по старости (статья 19), пенсия по случаю потери кормильца вдовам (статья 25) либо на определенный срок [8].

При переезде пенсионера в другую страну необходимо сохранить приобретенные ранее пенсионные права и обеспечить их реализацию. Достижение данной задачи реализуется посредством межгосударственного сотрудничества. В частности, на необходимость принятия двусторонних и многосторонних соглашений в области социального обеспечения, указано в п. b ч. 4 ст. 12 пересмотренной Европейской социальной хартии [10].

На сегодняшний день Российская Федерация заключила ряд соглашений в области пенсионного обеспечения с государствами, которые ранее входили в состав бывшего Союза ССР: Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной, Эстонской Республикой, Республикой Молдова, Грузией, Литовской Республики, Азербайджанской Республики.

Перечисленные соглашения построены по принципу территориальному принципу, который регламентирован Конвенцией МОТ № 118 [7]. Так, в соглашениях по вопросам пенсионного обеспечения закреплено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Также установлено, что все расходы, которые связаны с осуществлением пенсионного обеспечения, осуществляет государство, которое предоставляет обеспечение.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

Современное законодательство Российской Федерации находится в тесном взаимодействии с принципами и нормами международного права. Данное взаимодействие осуществляется на основании положений ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и является тенденцией современного периода развития. Двусторонние договоры, участницей которых является Российская Федерация, играют важную роль в области социального обеспечения.

3. Общая характеристика федерального законодательства


3.1. Конституция РФ как основополагающий источник права социального обеспечения

По сравнению с ранее действовавшими конституциями СССР и РСФСР в ныне действующей Конституции РФ значительно увеличен перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина. Данный факт является важным условием развития права социального обеспечения. К наиболее значимым конституционным положениям, имеющим отношение к праву социального обеспечения, относятся ст. 2 и 7 Конституции РФ [30].

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Данной норме соответствуют положения ст. 7 Конституции РФ. В ней не только закреплен социальный характер российского государства, но и охраняются и гарантируются такие права, как право на труд и здоровье, пенсионное обеспечение и обеспечение пособиями, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Безусловно, все перечисленные нормы выступают базовыми для правового регулирования и реализации иных прав и свобод, закрепленных в гл. 2 Конституции РФ («Права и свободы человека и гражданина») [30].

Глава 2 Конституции РФ включает нормы права, позволяющие гражданам в полной мере реализовать их права на те или иные виды социального обеспечения. Это положение относится к гражданам Российской Федерации, к иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые пребывают на территории РФ на законных основаниях.

К примеру, ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. С приведенной данной нормой связано положение ч. 1 ст. 38 Конституции РФ. В ней закреплен принцип государственной защиты материнства, детства, семьи. Нормы ст. 37 Конституции РФ закрепляют право каждого на реализацию своих трудовых возможностей и способностей, в том числе гарантии социального обеспечения каждого при безработице [30].

Подчеркнем, что в ст. 41 Конституции РФ содержится норма о нраве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Указанное право предоставляется в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, иных поступлений. Кроме этого, в нашей стране финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. Также в современных условиях государством поощряется деятельность, которая способствует укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.


Безусловно, только механическое закрепление в тексте Конституции РФ определенных возможностей не дает гарантии их реализации. В связи с этим Основной Закон установил правовые механизмы для реализации каждого права на отдельные виды социального обеспечения.

Во-первых, речь идет о досудебной и судебной формах защиты прав граждан. Данные положения закреплены в ст. 45-46 Конституции РФ. Здесь оговорено, что каждый человек вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. При этом каждому гарантируется судебная защита нрав и свобод [30].

Во-вторых, ч. 3 ст. 46 Конституции РФ регламентирована возможность каждого гражданина на обращение в межгосударственные органы но защите прав и свобод человека. Это возможно в случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты и в соответствии с международными договорами.

В-третьих, гарантии реализации права на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и на бесплатной основе.

В-четвертых, нормы ст. 53 Конституции РФ устанавливают ответственность государства за вред, который причинен незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц [30].

В-пятых, в Основном законе также закреплено положение о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, перечисленные гарантии позволяют каждому гражданину реализовать его право на социальное обеспечение, в том числе путем применения различных механизмов защиты, включая внесудебный и судебный.

Особо следует оговорить, что Конституция РФ играет важную роль при решении вопросов о разграничении предметов ведения и полномочий. Указанное обстоятельство является злободневным, поскольку за последние годы принято достаточно большое количество нормативных актов по вопросам определения компетенции в области социального обеспечения. Основой их принятия выступают конституционные положения (ст. 71, 72, 76, 132 Конституции РФ). В сфере социальной политики к вопросам местного значения отнесены: обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями; опека и попечительство [30].

Особое место среди исследуемых норм занимает п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Согласно данной норме, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.