Файл: Понятие и классификация источников отрасли права социального обеспечения (Акты международных организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. Согласно Конституции РФ, вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие. Основной закон РФ - это Конституция Российской Федерации, которая была принята в результате референдума 12 декабря 1993 года [30]. К конститутивным законам относится Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 г. Следует отметить, что основные положения Декларации получили законодательное закрепление в Конституции РФ 1993 г. Конституция РФ является базой всего текущего законодательства в Российской Федерации.

В ст. 7 Конституции РФ говорится, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В России охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [30].

Статья 18 Конституции РФ декларирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Кроме того, в ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения.

К международным правовым актам относятся двусторонние договоры Российской Федерации, соглашения, заключенные Правительством Российской Федерации и Правительствами зарубежных государств.

Среди законов следует выделить ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [32], ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [34] и др.

В качестве указов Президента РФ важно отметить «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» [47], «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ» [48]. Среди постановлений Правительства РФ необходимо обратить внимание на постановление «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации» [50].


В качестве нормативных правовых актов министерств и ведомств приведем в пример Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» [53], Постановление Правления ПФР «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования» [52].

Среди нормативных правовых актов субъектов РФ необходимо обратить внимание на Социальный кодекс Белгородской области, Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, Социальный кодекс Ярославской области, Закон Красноярского края «Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае».

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям. Наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе. Именно данная классификация положена в основу настоящей дипломной работы.

2. Общая характеристика международных правовых актов

2.1. Акты международных организаций

Современное законодательство Российской Федерации находится в тесном взаимодействии с принципами и нормами международного права. Данное взаимодействие осуществляется на основании положений ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и является тенденцией современного периода развития.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» [74] определено, что общепризнанными принципами и нормами международного права, которые являются частью правовой системы РФ, признаются, в частности, нормы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека [1], Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в международных договорах РФ [2].

Важным показателем включения норм международного права в российскую правовую систему является процедура применения международного акта. Международное сотрудничество проявляется в постоянном расширении сферы применения принципов и норм международного права, в их активном внедрении в национальное законодательство. Международное сотрудничество выражается также в формировании механизмов международного судебного контроля и защиты прав и свобод личности.


Право социального обеспечения нашей страны также не стоит в стороне от указанных процессов. Однако, влияние норм международного права в содержание российских актов, регламентирующих отношения по праву социального обеспечения, в настоящее время недостаточно. В настоящее время включение норм международных правовых актов о социальном обеспечении в российское законодательства происходит несколькими способами:

- путем прямого применения международных актов после ратификации;

- путем включения международных норм в текст законов;

- посредством реализации положений ратифицированных или нератифицированных актов с помощью внутреннего законодательства.

Важную роль в международно-правовом регулировании социального обеспечения играют декларации, конвенции и пакты Организации Объединенных Наций (ООН). Безусловно, они являются источниками общепризнанных принципов и норм международного права.

Основополагающим нормативным актом является Всеобщая декларация прав человека [1]. Право на социальное обеспечение не закреплено в Конвенции о защите прав человека и основных свобод [3], ратифицированной нашим государством.

Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. ратифицирована  Конвенция ООН о правах ребенка [4]. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. Статья 26 Конвенция ООН провозглашает, что государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством. Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка, а также любых соображений, связанных с получением благ ребенком или от его имени [48].

Указом Президиума ВС СССР 18 сентября 1973 г. ратифицирован. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Данный документ вступил в силу для СССР 3 января 1976 г. Статья 9 указанного нормативного акта устанавливает, что участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование [2].

Значение документов ООН состоит в том, что они выражают те цели и задачи, во имя которых создавалась эта организация. Поскольку эти цели выражены в Уставе ООН [16], положения деклараций представляют собой обязательства не юридического, а морального характера, которые должны учитываться государствами-членами ООН.


Значение конвенций и рекомендаций Международной Организации Труда (МОТ) в правовом регулировании социального обеспечения заключается в том, что в них содержатся минимальные социальные стандарты, которые должны быть отражены в национальном законодательстве. Кроме этого, конвенции МОТ способствуют унификации законодательства о социальном обеспечении, Уставу МОТ [17], решения Международной конференции труда принимаются в форме конвенций и рекомендаций. Указанные документы выступают источником международных трудовых и социальных стандартов. Однако, их юридическая сила и порядок применения различны. Со времени образования МОТ в 1919 году, было разработано и принято свыше 180 конвенций и более 190 рекомендаций.

На сегодняшний день система социального обеспечения нашего государства согласуется с международными стандартами, которые установлены в Конвенциях МОТ. Так, Конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» [48] предусматривает основные виды социальных рисков и устанавливает девять соответствующих им основных областей социального обеспечения. Таким областями являются медицинское обслуживание, пособия по болезни, по безработице, по старости, пособия в связи с производственной травмой, семейные пособия, пособия по беременности и родам, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Государство, которое ратифицирует Конвенцию № 102, принимает на себя обязательства, по крайне мере, по трем из указанных областей. В отношении них устанавливаются минимальные нормы с точки зрения охватываемых слоев населения, предоставляемых пособий и их размеров. 

Конвенция МОТ № 103 об охране материнства, ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1956 г., нацелена на максимальное обеспечение социальной защиты женщины во время отпуска по беременности и родам, после выхода из него [6].

Действие Конвенции МОТ № 157 об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения как обусловленные, так и не обусловленные уплатой взносов, а также на системы, связанные с обязательствами, возложенными законодательством на предпринимателей, в отношении любой отрасли социального обеспечения [9].

Действие Конвенции МОТ № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения распространяется на медицинское обслуживание; пособия по болезни, по материнству, по инвалидности, по старости, по потере кормильца, в случае производственной травмы, по безработице [7].


Многие положения Европейской социальной хартии [14] в полной мере соответствуют правоотношениям, сложившимся в нашей стране. В свою очередь, международные стандарты социального обеспечения в оставшейся части (например, защита от бедности, право на жилье и т.д.) могут быть восприняты Россией в качестве ориентиров для развития внутреннего законодательства, а не в качестве обязательств, поскольку экономические возможности для их реализации в настоящее время отсутствуют.

Европейская социальная хартия была ратифицирована Российской Федерацией в 2009 году. Нормы законодательства о социальном обеспечении и иных отраслей законодательства (семейного, трудового, жилищного) в целом соответствуют положениям этих актов. 

В 1964 году был принят Европейский кодекс социального обеспечения [11], в нем Договаривающиеся стороны в преамбуле отметили целесообразность принятия данного международного документа на более высоком уровне, чем нормы, определенные Международной конвенцией о труде № 102 в отношении минимальных норм социального обеспечения. 

Нормы права социального обеспечения получили выражение в ряде других нормативных актов. Например, в Декларации социального прогресса и развития [15], Копенгагенской декларации о социальном развитии [13], Таллиннских руководящих принципах для деятельности в области развития людских ресурсов применительно к инвалидам [12], Принципах защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 1991 г.; Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, 1993 г.; Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, 1994 г.; Мадридской декларации 2007 г. Данные документы не являются международными договорами, не имеют общеобязательного характера и представляет собой программные, политические акты.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

Важную роль в международно-правовом регулировании социального обеспечения играют декларации, конвенции и пакты Организации Объединенных Наций (ООН). Безусловно, они являются источниками общепризнанных принципов и норм международного права. Значение конвенций и рекомендаций Международной Организации Труда (МОТ) в правовом регулировании социального обеспечения заключается в том, что в них содержатся минимальные социальные стандарты, которые должны быть отражены в национальном законодательстве. Кроме этого, конвенции МОТ способствуют унификации законодательства о социальном обеспечении.