Файл: Бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности (Бухгалтерский баланс и его порядок составления на примере ДОК «Каховский»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНАС В СИСТЕМЕ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.3 Структура, строение и порядок составления бухгалтерского баланса
2.1 Содержание и строение бухгалтерского баланса ДОК «Каховский».
2.2 Анализ состава и структуры статей актива баланса
ВВЕДЕНИЕ
Все решения, определяющие деятельность предприятия и его развитие, основываются на полном и всестороннем анализе его финансовой информации, состоянии его активов и пассивов. Базовым источником о финансовой информации является бухгалтерский баланс.
Бухгалтерский баланс является одним из основных финансовым отчетом организации, он позволяет получить полное, наглядное представление о финансовом и имущественном положении организации. На базе бухгалтерского баланса производится оценка эффективности привлечения капитала, а также эффективности его размещения и достаточности для дальнейшей и текущей деятельности организации. Систематический анализ и изучение баланса позволяет выявить сильные и слабые точки в развитии предприятия, а также обозначить дальнейший путь предприятия с целью повышения его эффективности работы. Данные факты позволяют судить о значимости баланса развитии предприятия, поскольку дает объективную оценку текущей деятельности и базу в принятии управленческих решений, определяющий перспективу развития предприятия.
Из всего перечисленного следует, что баланс является информативнейшей формой, позволяющей принимать взвешенные управленческие решения.
Всё это объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Цель курсовой работы состоит в раскрытии методики составления бухгалтерского баланса в теории и на практике, а также рассмотрения его аналитических способностей на примере ДОК «Каховский».
Организация ДОК «Каховский» - это деревообрабатывающий комплекс в селе Каховка, и является одной из главных инфраструктур данного района. Помимо деревообработки организация занимается выращиванием сельскохозяйственных культур таких как соя, пшено и ячмень.
Были поставлены основные задачи курсовой работы:
- рассмотреть роль и назначение бухгалтерского баланса;
- дать характеристику видам бухгалтерского баланса;
- раскрыть строение и структуру бухгалтерского баланса.
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНАС В СИСТЕМЕ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Изучая бухгалтерский баланс, следует основываться Федеральным законом о бухгалтерском учете, Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99), Указами и нормативными документами, раскрывающими основы по предоставлению и составлению бухгалтерской отчетности. Этими документами установлены методики формирования и содержания бухгалтерской отчетности, которые приближены к нормам Международного стандарта учета и финансовой отчетности.
Бухгалтерская отчетность - это совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансового положения предприятия за отчетный период и по установленным формам [25,с.380].
Система показателей отчетности – это особый вид записей, которые являются кратким извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности предприятия и его подразделений за определенный период. Отчетность содержит количественные и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели, которые формируются на основе данных бухгалтерского учета, статистического и оперативного учета [46].
Финансовая отчетность является основой для составления основных выводов о финансовом состоянии организации и ее анализа в динамике лет.
Формирование отчетности в организации требуется как для внутреннего управления, так и для представления внешним пользователям в целях принятия обоснованных выводов и решений.
На сегодняшний день, под влиянием рыночной экономики были существенно пересмотрены теория и принципы бухгалтерского учета, а вместе с ними и система показателей отчетности. Бухгалтерский учет является подтверждением информационной основы для формирования финансовой отчетности, в связи с этим основным отличием в современной бухгалтерии является то, что вместо процедурных учетно-экономических задач встали задачи, связанные с обеспечением потребностей внешних пользователей (акционеры, банки, кредиторы, налоговая инспекция и т.д.) другими словами различные пользователи имеют разный подход к оценке учтенных объектов, с этим связана множественность методологических приемов определения результатов хозяйственной деятельности [28, с.23].
Бухгалтерский баланс является основной и главной определяющей формой отчетности, которая позволяет представить финансовое положение организации любому пользователю на определенный момент времени. На практике различают несколько видов баланса, которые различаются методами оценки и номенклатурой статей.
Организационный (вступительный) баланс открывает начало деятельности бухгалтерского учета на предприятии. В только создаваемых предприятиях такой баланс будет довольно простым, так как отражаемое в нем имущество в основном будет складываться из вкладов учредителей и организационных расходов.
Операционные (промежуточный и годовой) бухгалтерские балансы, как правило оформляются на одной и той же форме бланка, поэтому друг от друга могут не отличаться, разница просматривается в способе оформления балансов. Промежуточный баланс оформляется на основе книжных данных. При формировании итогового баланса проводятся подготовительные работы:
- годовой баланс помимо того, что является завершающим отчетный год, так и вступительным, служащим основанием для открытия счетов в новом отчетном году. В зависимости от возможностей предприятия, может быть составлен ликвидационный баланс, который отличается от других оценкой своих статей, производимой по реализационной стоимости, некоторые статьи, такие как «Доходы будущих периодов» и «Расходы будущих периодов», в ликвидационном балансе могут отсутствовать. Вместо этих статей появляются другие, на пример, «Стоимость фирмы», «Стоимость патента». Составлением ликвидационного баланса занимается ликвидационная комиссия после разъяснения всех проблем с кредиторами, реализации имущества (если это требуется) и урегулирования расчетов с дебиторами. Обязательным приложением к ликвидационному балансу является проект распределения активной массы между кредиторами в очередности, установленной законодательно.
От степени ухудшения финансового состояния предприятия зависит то, в каком виде могут быть составлены ликвидационные балансы:
- вступительный;
- промежуточный;
- заключительный.
Сводный баланс формируется методом соединения отдельных заключительных балансов. Сведение баланса производится в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива путем суммирования показателей статей каждого баланса друг с другом. Составлением такого баланса занимаются различные министерства и ведомства.
Сводно-консолидированный баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом отношении.
Все бухгалтерские балансы принято разделять на две большие группы: статические и динамические.
Статические балансы составляют на какую-либо дату или при наступлении какого-либо события. В статических балансах бухгалтерскую информации показывают на заранее установленную или определенную дату, и, следовательно, в таких балансах отражается состояние активов и обязательств организации не в динамике, а как результат деятельности организации за какой-либо период. Для обеспечения сравнимости данных с предыдущими периодами в статических балансах могут предусматриваться графы (или строки) для отражения подобной информации.
Самым распространённым видом статического баланса является отчетный бухгалтерский баланс, который представляется по итогам деятельности предприятия за отчетный год.
Динамические балансы предназначены для отражения изменений показателей в деятельности организации за какой-либо период. Цель основной части динамических балансов – это оперативное управление торговой или производственной деятельностью предприятия. Шахматные оборотные балансы или оборотные ведомости являются одними из видов таких балансов. Как правило, информация в таких балансах обобщается ежемесячно. В сравнении с отчетным периодом формирования промежуточной отчетности, ежемесячное составление отчетности является более коротким периодом, что позволяет собрать более полную и оперативную информацию об изменениях в состоянии расчетов и движении активов. Основной целью динамических балансов является обеспечить руководство организации информацией для принятия текущих решений, реализуемых в течение сравнительно короткого (не выше одного месяца) временного отрезка, следует считать, что большая часть динамических балансов, хотя и формируется на основе бухгалтерской информации, всё таки относится к категории управленческого или производственного (оперативного) учета. К категории динамических балансов относят также ликвидационные балансы.
Статический и динамический балансы описывают с разных сторон финансовое положение предприятия. В связи с этим пользователям бухгалтерской информации разрабатывать баланс необходимо с точки зрения его полезности для определения дальнейшей стратегии развития предприятия. От этого зависит какая информация отражена в балансе более подробно: финансовые результаты или имущественный комплекс предприятия.
Чаще всего на практике составляются статистические балансы, отражающие состояние в денежной на определенную дату хозяйственных средств предприятия. Эти средства классифицируются по источникам формирования, юридической принадлежности, составу, размещению и т.п., поэтому база построения бухгалтерского баланса основана классификация хозяйственных средств организации.
В бухгалтерском учете можно выделить большое количество видов бухгалтерского баланса, которые зависят от цели их формирования. На практике предлагается выделять бухгалтерские балансы по следующим особенностям:
- по срокам составления:
а) вступительный - составляется на момент возникновения юридического лица и отражает имущественную массу, внесенную в качестве вклада в УК;
б) текущий - формируется в течение всего времени существования хозяйствующего субъекта. Начальный (на начало периода), промежуточный (включается в состав промежуточной отчетности), конечный (в конце финансового года, включается в состав годовой отчетности - генеральный);
в) заключительный - составляется на дату окончания функционирования организации, при реорганизации;
г) санируемый - составляются с целью выявления реального финансового положения, когда предприятие находится в состоянии банкротства;
д) ликвидационный - составляется при ликвидации организации с целью формирования информации об имуществе, которое будет распределяться между кредиторами;
е) разделительный - формируется при реорганизации в форме разделения на основе заключительных балансов;
ж) объединительный - формируется при реорганизации в форме присоединения, слияния на основе заключительных балансов.
- по источникам составления:
а) инвентарный - составляется на основании инвентаризации имущества и обязательств организации;
б) книжный - составляется на основе данных бухгалтерского учета, основа - Главные книги;
в) генеральный - составляется на основе данных Главной книги, которые подлежат обязательной инвентаризации.
- по объему информации:
а) индивидуальный - баланс 1 юридического лица;
б) сводный - баланс 1 организации с различными филиалами;
в) консолидированный – это объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом состояниях.
- по характеру деятельности:
а) баланс основной деятельности – это баланс, составленный на основании деятельности, соответствующий профилю организации, ее уставу;
б) Баланс неосновной деятельности - организация может составлять отдельный баланс по другим видам деятельности, включается в баланс основной деятельности.
- по формам собственности:
а) государственные, муниципальные, кооперативные, коллективные, частные, смешанные и совместных организаций, а также общественных организации. Они различаются, в основном, по источникам образования собственных средств.
- по объекту отражения:
а) самостоятельный - такой баланс имеют только организации, являющиеся юридическими лицами;