Файл: Бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности (Бухгалтерский баланс и его порядок составления на примере ДОК «Каховский»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- располагая балансами дочерних организаций, руководители акционерных обществ могут координировать деятельность своего хозяйственного комплекса;

- данные бухгалтерских балансов широко используются налоговыми службами, кредитными организациями и органами статистики, поскольку они представляют богатый материал для изучения особенностей современной экономической жизни.

Анализ баланса осуществляется как горизонтальным, так и вертикальными методами. Цель горизонтального анализа - выявление абсолютных и относительных изменений величин различных статей баланса за определенный период, оценка этих изменений. В частности, если проводится горизонтальный анализ баланса, данные баланса по базовым данным берутся за 100 %; далее строятся динамические ряды статей и разделов баланса в процентах к их базисным значениям. При этом определяется тренд, то есть основная тенденция динамики показателя. Трендовый анализ носит перспективный (прогнозный) характер. В настоящее время ценность этих показателей снижается из-за инфляции, но эти данные можно использовать при проведении межхозяйственных сравнений.

Цель вертикального анализа - расчет удельных весов отдельных статей в валюте баланса и оценка этих изменений. Относительные показатели сглаживают влияние инфляции. Для удобства расчетов можно совмещать в табличном материале горизонтальный и вертикальный анализ.

Сведения об организации, которые можно получить из бухгалтерского баланса, подразделяются на две категории. К первой относится информация, непосредственно связанная со статьями баланса (абсолютные балансовые показатели) и ко второй - информация, полученная путем расчета различных соотношений статей баланса (относительные балансовые показатели).

Простое ознакомление с показателями баланса само по себе может многое сказать об организации. Такая статья актива, как основной капитал (основные средства, нематериальные активы) может служить ориентиром для банка, так как чем больше наличие недвижимого имущества, тем вернее гарантия возврата заемных средств. Аналогично величина оборотного капитала организации может иметь большое значение для ее поставщиков, поскольку именно она служит показателем состояния текущих расчетов организации с поставщиками.

На стадии предварительного анализа формируется первоначальное представление о деятельности организации, выявляются изменения в составе имущества и источниках его формирования, устанавливаются взаимосвязи между показателями форм отчетности.


Предварительная оценка выполняется в три этапа.

На первом этапе проводят визуальную и простейшую счетную проверку показателей финансовой отчетности по формальным и качественным признакам, в частности, с точки зрения:

- правильности и ясности заполнения отчетных форм (наличие таких реквизитов, как название организации, отчетная дата, необходимые подписи и пр.), соответствия итогов и пр.;

- взаимной увязки показателей различных форм отчетности (например, информация о величине и изменении дебиторской и кредиторской задолженности по балансу должна соответствовать данным ф. № 5, раздел 3 «дебиторская и кредиторская задолженность»).

На втором этапе устанавливается характер изменений, произошедших в анализируемом периоде в составе имущества организации и его источниках.

Прирост основных и оборотных средств можно считать положительным, если темпы их роста ниже темпов роста объемов продаж товаров и услуг и отрицательным, если имело место обратное соотношение. В качестве положительного явления можно также рассматривать увеличение доли денежной наличности и быстрореализуемых ценных бумаг в оборотных средствах, что будет свидетельствовать о расширении возможностей организации по возврату полученных кредитов.

На третьем этапе проводится расчет и оценка динамики ряда аналитических коэффициентов, характеризующих финансовое положение организации. При этом результатам расчетов должна быть дана соответствующая экономическая интерпретация: оценка соотношения собственных и заемных средств организации с позиции его финансовой устойчивости и кредитоспособности; общее заключение относительно платежеспособности и ликвидности организации; характеристика наметившихся тенденций изменения ликвидности организации и факторов, их определяющих [14, с.9].

Таким образом, роль бухгалтерского баланса как основной отчетной формы исключительно велика, поскольку он позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия.

  1. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС И ЕГО ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АДМИНОСТРАЦИИ ДУБОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА

Основной вид деятельности ДОК «Каховский» – лесозаготовки.


На территории предприятия расположены: административно бытовой комплекс, пост охраны, склад ГСМ с ТРК, гаражные помещения, помещения с котельным оборудованием, помещения производственного лесопильного цеха, пилорамы, производственные помещения ремонтно-механических работ, складские и прочие подсобные помещения.

На сегодняшний день бухгалтерский баланс представляет собой документ, в котором обобщаются учетные бухгалтерские данные о финансовых показателях деятельности организации за определенный период.

Несмотря на то, что актуальная для Российской Федерации форма бухгалтерского баланса заполняется данными на вполне конкретные даты, сопоставление этих данных отражает их динамику во времени.

Грамотное прочтение формы бухгалтерского баланса предоставляет полную информацию экономического характера заинтересованному пользователю. К таким пользователям относятся, прежде всего:

- собственники организации;

- финансово-экономическая служба предприятия;

-ИФНС;

- органы госстатистики;

- банки, в которых предприятие получает кредиты;

- инвесторы;

- спонсоры;

- контрагенты, с которыми осуществляется текущее взаимодействие;

- администрации регионов деятельности предприятия.

Бухгалтерский баланс позволяет увидеть не только конкретную финансово-экономическую ситуацию на отчетную дату, но и проанализировать ее изменение в сопоставлении с данными за прошедшие годы. А с учетом перспективных планов развития дает возможность составить прогноз деятельности предприятия и, соответственно, прогнозный бухгалтерский баланс.

Как правило, предоставление бухгалтерского баланса по актуальной форме на 2019 год с определенной периодичностью (год квартал месяц) является достаточным для внешних пользователей. Стандартная форма отчета, используемая для сдачи отчета в ИФНС и органы государственной статистики, так же может удовлетворить внешних пользователей, но возможны варианты трансформации данных в другие похожие на бухгалтерский баланс 2019 года отчетные формы.

Для внутренних целей, главной из которых является текущий анализ деятельности и своевременное принятие мер по корректировке работы предприятия, бухгалтерский баланс – форма 1 на бланке 2019 года – может составляться с любой периодичностью и в очень широком спектре его видов.

Таким образом, значение бухгалтерского баланса выходит очень далеко за границы обычной бухотчетности, создаваемой для ИФНС. Поэтому с особым вниманием следует относиться к его заполнению и знаниям о том, как составить бухгалтерский баланс правильно.


Для представления в ИФНС заполняются формы отчетности утвержденные приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. С 2019 года применяется форма баланса в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н.

В новой форме произошли изменения:

- заполняется отчет в тысячах рублей, использовать единицу измерения в миллионах нельзя;

- ОКВЭД заменен на ОКВЭД2;

- внесена строка, указывающая подлежит ли отчет обязательному аудиту, в положительном случае указываются данные аудитора.

Полная форма баланса содержит перечень статей, рекомендуемые выделять в соответствующих разделах баланса. Но организация может в баланс дополнить свои статьи для увеличения достоверности передаваемой информации, а также может исключить из отчета статьи, для заполнения которых у нее нет данных.

Полная форма баланса имеет графу для отражения примечаний к каждой статье. Организация самостоятельно решает есть ли необходимость использовать эту графу. Очевидно, что она становится необходимой при любом отклонении от стандартной рекомендованной формы бланка.

В сокращенной (упрощенной) форме, которую могут применять некоторые юрлица, удовлетворяющие определенным требованиям, если они сочтут возможным представление отчетности в упрощенном виде, разделение на разделы и графа для примечаний отсутствуют, а статьи объединены с целью укрупнения показателей.

Многих бухгалтеров, вне зависимости от опыта, интересуют примеры заполнения бухгалтерского баланса, особенно если возникают сложные ситуации. На сайтах практически всех информационно-справочных систем имеются примеры заполненного бухгалтерского баланса. Помимо того бланк заполняемый бухгалтерской программой в автоматическом режиме также может служить примером. Но такой бланк требует обязательной проверки. Для проведения данной проверки необходимо понимание всего механизма формирования бухгалтерского баланса. Данные навыки также позволят сделать грамотную настройку программы для заполнения бланков отчетности.

2.1 Содержание и строение бухгалтерского баланса ДОК «Каховский».

Умение «читать» баланс является главным условием осуществления анализа финансового состояния предприятие. Для этого необходимо владеть техникой учета, знать план счетов, знать сущность, экономический смысл и способ оценки каждой его статьи, связи с другими статьями, характер изменения средств и их источников. Без данных навыков нельзя правильно оценить, какими ресурсами располагает предприятие для ведения хозяйственной деятельности, каковы его финансовые возможности. Рассмотрим более подробно содержание основных статей баланса.


В рыночной экономике под активами баланса понимается имущественная масса, которая должна активно работать и приносить прибыль. Статьи актива располагаются по определенной системе.

Статьями баланса называются балансовые показатели отдельных видов средств и источников их образования, которые в соответствии с их экономическим содержанием сгруппированы в активе и пассиве, как правило, в пять разделов. Поэтому необходимо рассмотреть все статьи бухгалтерского баланса ДОК «Каховский».

Раздел 1 "Внеоборотные активы" - представляет собой в общем виде средства, которые используются организацией в своей деятельности более одного года. Важнейшими статьями данного раздела в ДОК «Каховский». являются "Нематериальные активы", "Основные средства", "Прочие внеоборотные активы". Показатели по статьям "Доходные вложения в материальные ценности" и "Незавершенное строительство" в ДОК «Каховский» в 2019 году отсутствуют.

Статья "Нематериальные активы" - строка (110)

По этой строке отражают остаточную стоимость нематериальных активов на начало и конец отчетного периода.

В состав нематериальных активов входят такие показатели как:

  • Объекты интеллектуальной собственности;
  • Организационные расходы;
  • Деловая репутация организации;
  • Прочее.

В балансе показывается остаточная стоимость нематериальных активов. Это первоначальная стоимость минус сумма начисленной амортизации. Это можно делать пропорционально объему продукции, способом уменьшаемого остатка или линейным методом.

Во всех случаях сумму амортизации следует рассчитывать исходя из срока полезного использования активов. Согласно ПБУ 14/2000, этот срок может быть равен времени действия патента (свидетельства, лицензии) или периоду, в течение которого организация планирует получать доходы от нематериального актива. Если же срок полезного использования актива определить нельзя, то считается, что он равен 20 годам.

Статья "Основные средства" - строка 120.

По этой строке указывается остаточная стоимость основных средств, которые находятся в эксплуатации, на реконструкции, модернизации или в запасе.

В состав основных средств входят такие показатели как:

  • Здания;
  • Сооружения и передаточные устройства;
  • Машины и оборудования;
  • Производственный и хозяйственный инвентарь;
  • Рабочий скот;
  • Продуктивный скот;
  • Многолетние насаждения;
  • Другие виды основных средств;
  • Земельные участки и объекты природопользования.