Файл: Бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности (Бухгалтерский баланс и его порядок составления на примере ДОК «Каховский»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) отдельный – составляют структурные единицы организаций.

- по форме:

а) шахматные – к ним относятся оборотные ведомости;

б) горизонтальные – к ним относится бухгалтерский баланс (форма №1);

в) вертикальные.

- по способу "очистки":

а) баланс-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующими называют статьи, суммы по которым вычитаются из суммы той или иной статьи (классификация хозяйственных средств);

б) баланс-нетто – это баланс очищенный от повторного счета, из которого исключены регулирующие статьи (современные балансы).

1.3 Структура, строение и порядок составления бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс имеет вид двусторонней таблицы, в левой части которой (актив) отражается состав и размещение хозяйственных средств, правая часть является пассивом и отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. Равенство актива и пассива в бухгалтерском балансе является обязательным.

Балансовая статья является основным элементом бухгалтерского баланса, она соответствует конкретному виду обязательств, имущества и источников его формирования. Балансовые статьи могут быть двух видов: агрегированные – имеющие расшифровку в том числе, и детализирующие – расшифровывают агрегированные строки.

Разделы баланса представляют собой группы объединенных балансовых статей. Балансовые статьи объединяют в разделы или группы исходя от их экономического содержания. Каждая статья баланса пронумерована, это упрощает нахождение отдельных статей по ссылке. В бухгалтерском балансе предусматривается для отражения состояния средств две графы для цифровых показателей: на начало и на конец отчетного периода. Состояние средств и их источников на дату составления баланса отражают во второй графе.

Объединение в определенные разделы статей актива и статей пассива происходит, исходя из их экономической однородности.

Актив баланс состоит из двух разделов:

- внеоборотные активы;

- оборотные активы.

Пассив баланса содержит три раздела:

- капитал и резервы;

- долгосрочные обязательства;

- краткосрочные обязательства.

Разделы в пассиве баланса расположены по степени закрепления источников, в активе – по возрастанию ликвидности.


Исходя из принцип сохранения (поддержания) и наращивания финансового капитала сформирована система показателей бухгалтерского баланса в составе финансовой отчетности и основывается на разграничении трех основных частей баланса: собственного капитала, обязательств и активов.

Предприятие в результате своей деятельности (привлечение капитала извне на определенных условиях финансовых результатов организации), получает контроль над доходообразующим имуществом – активами.

Обязательства т.е. заемный капитал является собственной частью привлеченных финансовых ресурсов, которые представлены в виде экономических требований, безусловно признаваемых организацией. Требования основываются на императивных правовых нормах, существующих заключенных договорах, правил делового оборота и с вовлечением в хозяйственный оборот организации ценности, которые принадлежат третьим лицам.

Собственный капитал отражает вторую составную часть финансовых ресурсов, признаваемую учетным способом сумму экономических организации перед учредителями, собственниками и участниками в связи с предоставлением ей ценностей, в период основания, а также в результате реинвестирования заработанной прибыли в течении всего периода ее деятельности с момента учреждения.

Бухгалтерское соответствие размеров экономических ресурсов отражает валюта баланса в активной и пассивной частях. Разграничение в пассивной части баланса капитала и обязательств соответствует порядку и срочности погашения обязательств, а также их характеру перед собственниками.

Отражение в балансе размера собственного и заемного капитала помогает обеспечить контроль над его ожидаемым наращиванием. Дать оценку наращению капитала каждого из участников финансирования организации можно лишь в случае, если точно установлена капитальная базовая стоимость.

В бухгалтерском балансе на характеристике собственного капитала и обязательств основываются формирование минимальной нормы рентабельности активов и продаж, определение цены привлечения капитала в организацию, оценка паритетности экономических выгод, достижение равновесия экономических интересов заинтересованных лиц.

Формируя бухгалтерский баланс и его активные части, следует учесть, что уместным и существенным раскрытие информации об экономических ресурсах организации признается с точки зрения:

- обеспечения дифференцированной оценки доходности активов;

- возможности оценки риска дифференцированных вложений капитала;


- поддержания достаточной ликвидности активов;

- возможности оценки продолжительности оборота активов.

Оценить риски вложений капитала, а также провести сравнительный анализ доходности позволяет раздельная оценка рентабельности активов от финансовой, основной и инвестиционной деятельности.

Только после формирования основных принципов (правил) бухгалтерского учета в организации может быть составлен бухгалтерский баланс. Принципы ведения бухгалтерского учета нормируются Планом счетов и некоторыми другими нормативными документами, Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", Положением о бухгалтерском учете и отчетности, Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Исходя из концепции сохранения и наращивания финансового капитала сформирована система показателей бухгалтерского баланса в составе финансовой отчетности и основывается на разграничении трех основных элементов баланса: активов, обязательств и собственного капитала.

Под техникой составления бухгалтерского баланса понимается совокупность всех необходимых учетных процедур. Это трудоемкий процесс, который в методическом плане доступен только специалистам в области бухгалтерского учета.

Он состоит из следующих этапов:

- проведение ежегодной инвентаризации перед составлением годового бухгалтерского баланса;

- формирование оборотных ведомостей или Главной книги при журнально-ордерной форме счетоводства;

- изучение особенностей формирования показателей баланса;

- формирование статей бухгалтерского баланса.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. При проведении инвентаризации организациям необходимо руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России. Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок, сроки их проведения, а также состав инвентаризируемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризаций обязательно.

Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные записи, подтвержденные оправдательными документами. При ведении учета с помощью журнально-ордерной формы счетоводства баланс составляется на основании данных Главной книги. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главную книгу из ряда журналов-ордеров и оборотных ведомостей. Обороты по кредиту каждого счета записываются в Главную книгу только из журналов-ордеров.


Хозяйственные операции записывают в журналы-ордера по мере их совершения и формирования документации. Систематическая запись в журналы-ордера является одновременно хронологической записью. Проверенные месячные итоги из журналов-ордеров записывают в Главную книгу.

Статьи бухгалтерского баланса заполняются на основании остатков по счетам Главной книги при журнально-ордерной форме счетоводства. Ряд статей составляется с привлечением данных аналитического учета (ведомостей, журналов-ордеров или иных аналогичных по назначению регистров). Статьи баланса отражаются в двух разрезах: графа 3 "На начало отчетного года"; графа 4 "На конец отчетного периода". Данные графы 3 должны соответствовать данным графы 4 предыдущего года с учетом произведенной на начало отчетного года реорганизации, а также изменений в оценке показателей бухгалтерской отчетности. В графе 4 показываются данные о стоимости активов, капитала, о резервах и обязательствах на конец отчетного периода (месяц, квартал, год).

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

    1. Аналитические возможности и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике

В соответствии с действующими нормативными документами баланс составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Эта оценка является учетной (балансовой) и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например в случае ликвидации предприятия. Текущая «цена» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции.

Анализ активов, обязательств и капитала предприятия проводится по балансу с помощью одного из следующих способов:

- анализа непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;

- формирования уплотненного сравнительного аналитического баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;


- дополнительной корректировки баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.

Анализ непосредственно по балансу – трудоёмкий и малоэфективный процесс, из-за того, что слишком большое количество расчетных показателей не позволяет выделить главные тенденции в финансовом состоянии предприятия.

Как отмечают Л.В. Донцова и Н.А. Никифорова, один из создателей балансоведения, Н.А. Блатов, рекомендовал исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия при помощи сравнительного аналитического баланса. Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения его показателями структуры, а также расчетами динамики.

Польза аналитического баланса заключается в том, что сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом. Схемой аналитического баланса охвачено много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс фактически включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа.

На основе баланса производится оценка эффективности размещения капитала предприятия, его достаточности для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности, размера и структуры заемных источников, а также эффективности их привлечения.

Наиболее важными задачами анализа баланса являются:

- анализ размещения капитала;

- анализ источников формирования капитала;

- оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия;

- оценка кредитоспособности и риска банкротства;

- оценка финансовой устойчивости.

В экономике любого государства баланс выполняет следующие основные функции [36]:

- баланс знакомит собственников, менеджеров и других лиц, осуществляющих управление имущественным состоянием хозяйствующего субъекта с экономическим потенциалом предприятия. Из баланса они узнают, чем владеет собственник и за счет каких источников сформировано имущество предприятия;

- по балансу определяется возможность предприятия выполнить взятые на него обязательства перед третьими лицами и наличие финансовых трудностей у него;

- динамика имущества предприятия позволяет оценить способность руководителей сохранять и приумножать вверенные им материальные и денежные ресурсы;

- на основе данных баланса осуществляется оперативное финансовое планирование деятельности любого предприятия, которое становится неотъемлемой частью контроля за движением денежных потоков и получением прибыли;