Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Перечень игр для занятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время продолжается поиск путей эффективного обучения детей, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Повышенная способность восприятия окружающего мира характерная для младшего школьного возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Именно в это время нужно не упускать момент развития личности.

Д.Б. Эльконин в своих научных исследованиях отмечает, что игра – это сложное психологическое явление, которое при применении в обучении даёт эффект психического развития [12, с. 59].

Слово "игра", "играть" в русском языке имеют много значений. Слово "игра" употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Е.А. Поправский говорит, что слово "игра" у греков означало собою действия, свойственные детям, мы иногда в речи применяем выражение "придаваться ребячеству", у евреев слово "игра" соответствовало понятию о театральной шутке. В современном мире на всех европейских языках слово "игра" означает обширный круг взаимодействий, с одной стороны не обременяющих на тяжелую работу, с другой стороны – доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот круг понятий стало входить все, и начиная от детской игры в солдатики, до трагического воспроизведения героев на сцене театра. [1, с.24]

Игра в детстве имеет развивающее значение. Большой интерес для дошкольного и начального школьного возраста представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками [11, с.97].Наблюдая за ребёнком в процессе игры, мы наблюдаем разные показатели психического развития ребёнка. Как играет? Как на него влияют игровые моменты? Какое идёт развитие от игры? На все эти вопросы ведущие учёные продолжают отвечать и проводить научные исследования в педагогике и психологии. Задача создания изучения теории игры открывается в работах виднейших психологов А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Обоснованное и исчерпывающее изложение истории создания игры, её основных понятий и экспериментальных исследований содержаться в трудах Д.Б. Эльконина. [19, с.57]

Игру мы понимаем как «особый тип деятельности ребёнка, воплощающий в себе его отношения к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющее своё специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий».


В работе педагогов образовательных учреждений игра будет являться средством воспитания и обучения ребёнка, и в обязательном порядке должна включаться в целостный педагогический процесс. Педагог руководит игрой, адаптирует ребёнка в игре, воздействует на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом [11, с.67].

Ряд исследователей пытаются найти общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями в игре. Это означает, что «в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребёнка, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития».

Одним из важнейших направлений работы педагогов в начальном образовании необходимости изучения применения дидактических игр как ведущей деятельности в процессе обучения. Игра является источником приспособления к новой среде, сообщения новых знаний, расширения кругозора. Игрой можно развить интерес ребёнка к труду взрослых, оценку общественной жизни, внимание героических подвигов людей, повлиять на выбор будущей профессии. Дидактические игры формируют сознание направленности ребенка, которое начинает складываться в пришкольное и начальное школьное время.

Актуальность исследования курсовой работы состоит в развитии с помощью дидактической игры деятельности детей младшего школьного возраста, что является одной из влиятельных процессов обучения детей современного мира. Обучение устремлено на индивидуальный и межличностный подход к каждому ребенку. Применение дидактических игр обеспечивает развитие способностей и творческого отношения к жизни детей младшего школьного возраста. Мы заинтересованы в знаниях о развитии каждого обучаемого ребенка. И не случайно педагог должен применять теоретические и практические знания профессиональной подготовки. Преобразование и обновление работы педагогов школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Цель исследования: Развитие дидактической игрой в процессе обучении детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: Развивающая способность игры детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: Дидактическая игра, одно из средств обучения детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что применение игр даст эффективное развитие личности младших школьников, если будет:


- использование игровых приемов в образовательном процессе;

- учет возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

- создание комфортных условий для создания развитой личности.

Задачи исследования сформулированы опираясь на цель, объект, предмет и гипотезу:

- проанализировать применение основных видов игр и их классификацию;

- дать характеристику стратегию дидактических игр для детей младшего школьного возраста;

- выявить роль игры в развитии личности ребёнка;

- рассмотреть дидактические игры как фактор развития личности и способ обучения детей младшего школьного возраста;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем дана характеристика дидактических и развивающих игр как метода обучения младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и рекомендации, сформулированные в исследовании использования дидактических игр, могут применяться в работе педагога; разработана программа проведения уроков с использованием дидактических и развивающих игр при обучении из вариативной части для факультатива.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

1.1 Исследование проблемы дидактической игры в педагогике

Дидактические игры – основа развития ребёнка, особенно игры обучающие. Игры создаются нами взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Ребёнка легко обучить, развить интерес к игре, проводимой на занятиях дошкольных учреждений. Использование игр облегчаетиразвиваетпроцессзапоминанияматериала,формируетприемыработыспамятью. Применение дидактических игр заставляет детей видеть главное, накапливать и систематизировать полученные знания. Ученые считали, что главное – научить детей учиться, развивать их умственные способности. Данная идея получила свое научное обоснование и глубокую экспериментальную разработку в исследованиях А.П. Усовой в 50-х годах 20 века. Коллектив ученых под руководством А.П. Усовой разработал концепцию о дошкольном обучении как единстве образовательной, обучающей и воспитательной работы.


Обучение, с помощью дидактических игр, как процесс целенаправленного, организованного с помощью специальных методов и разнообразных форм, активное обучение при взаимодействии взрослого и ребенка или между детьми под наблюдением взрослого. Применение дидактических игр в школьном возрасте, если предусматривается систематичность, планомерность и целенаправленность, то этот процесс развития познавательных способностей детей, вооружение их системой элементарных знаний, формирование умений и навыков в объеме, предусмотренном программой воспитания и обучения школьников младшего возраста. Начальная школа является ответственным этапом детства. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности. Игра в детстве имеет развивающее значение по разным направлениям. Школьник младшего возраста в процессе игры думает, ему предоставляется возможность развить свои способности, соревноваться с другими сверстниками. Анализ исследования учёными – экспертами приемов изучения действительности, эффективного формирования умственной деятельности дошкольника развития сравнением, обобщением, абстрагированием, использование способов рассуждения, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие словесно-логического мышления. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Детская игра, как форма общения, как форма деятельности, с пониманием деятельности взрослых, либо как проявление умственного развития. Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом. В игре происходит подготовка к полифоническому мышлению, пониманию многообразных связей, того, что «все может быть всем» [3, с. 81] . Детская игра – школа мышления и суждения. Играть значит то же, что и экспериментировать. Всякая новая игра – открытие непознанного, радость победы и удовлетворения [3, с.111].

В современном мире появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом обучения детей дошкольного и школьников младшего возраста. Правильная организация игровой подготовкой школьников младшего возраста влияет на формирование нового будущего пути в жизни включения детей в учебную работу, обеспечивается эмоциональный всплеск ребёнка с помощью воспитательных действий. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.К. Бондаренко [1, с.67], Л.А. Выготским [3, с.56]. Как утверждается в исследованиях, происходит взаимосвязь обучения и игры, определяется структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В игре ребенок, как пластилин, познаёт то, что известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять педагогам в целях решения определенных образовательных задач. Игра должна являться средством воспитания и обучения, должна включаться в целостный педагогический процесс. Педагог руководит игрой, предоставляя возможность показать себя в игре, воздействует на личность ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом [8, с.93].


Т.Н. Суханова в работе «Игра – познание предметного мира» отмечает, что игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. А для общества развитие ребёнка для лучшей его адаптации в социальной среде в будущем. Вся деятельность ребёнка подчинена познанию окружающего мира и себя в нём. Развитие личности и его деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: совершенствуется познания о предметах и явлениях. Ребёнка интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие в современном мире - постоянно изменяющемся и развивающемся. И все эти качества дидактические игры, при правильной организации, формируют с положительным результатом, которому отвечает обучение школьников средствами дидактической игры.

1.2 Виды дидактических игр

Педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». До школы дети осваивают первые ступени по признакам предметов, учатся обобщать, классифицировать, сравнивать. Дидактическая игра при проведении занятий у школьников младшего возраста должна присутствовать. Она помогает ребёнку облегчить развитие познавательной деятельности. Нелегкая задача стоит перед педагогом научить ребенка думать, приучить его к умственному труду. Педагогу необходимо помнить, что умственный труд очень тяжел. А чтобы приучить детей к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным, занимательным. Это достигается разными методами, среди которых особое место дидактическая игра.

По содержанию дидактические игры подразделяются на:

  • математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);
  • сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);
  • речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);
  • музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);
  • природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);
  • для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)