Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Перечень игр для занятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дидактическая игра формирует у детей младшего школьного возраста возрастное психологическое развитие. В игре ребёнок формирует свои волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива. В игре дети младшего школьного возраста совершенствуют нравственные нормы и правилами поведения в коллективе, которые необходимы для адаптации личности в обществе.

По анализу внедрения дидактических игр, можно сказать, что данная методика работы с детьми младшего школьного возраста, научила ребенка умению выделять в окружающем существенное, осознавать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо для будущей учебной и трудовой деятельности ребенка. Для обучения педагогом детей младшего школьного возраста необходима системность, нужна система игр с разносторонними заданиями, которые способствуют развитию целостной личности. Отдельно взятые игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Для всеобщего развития ребёнка я разработала картотеку дидактических игр, некоторые из них представлены в Приложении курсовой работы. Дидактическая игра помогает решать учебные, познавательные задачи, поэтому, при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрприза, отгадывания. В формировании личности ребенка, развитии психики, правильный подбор дидактических игр имеет немаловажное значение. Именно игра способствует развитию памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия у детей младшего дошкольного возраста. Игра – есть способ познания с действительностью, это основное условие развития детского воображения. Игра активирует внимание, память, развивает детское творчество, именно через игру ребенок с самого раннего возраста познает мир. В игре ребенок познает мир, обогащает свой социальный опыт, учится адаптироваться в не знакомых для него ситуациях. Игра – любимая форма деятельности для младших школьников. Эта психологическая проблема дает много направлений для научной мысли, ученым еще многое предстоит открыть в этой области.

Игра как основа воспитания требует неустанных, ежедневных раздумий и наблюдений педагога, родителей, но основные выводы и корректировка лежит на учителе и воспитателе. Рождение ребенка – это огромное счастье, а воспитание ребенка — это огромная ответственность, каждодневный труд и большая творческая радость, дающая осознание того, насколько важно воспитать ребенка правильно, для того чтобы он с легкостью вступил во взрослую жизнь и смог принести пользу обществу.


В процессе выполнения курсовой работы использовались следующие методы исследования: анализ литературы, монографическое изучение педагогического опыта, изучение массового педагогического опыта, применение собственного педагогического опыта. Достигнута цель исследования - анализ развивающей способности игры детей младшего школьного возраста, доказано, что при наблюдении дидактическая игра, одно из основных средств обучения детей младшего школьного возраста, которое обеспечивает эффективность обучения детей младшего школьного возраста. При теоретико-методологическом исследовании изучались материалы:

  • положения гуманистической педагогики и психологии (А.Маслоу, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.);
  • исследования, раскрывающие вопросы развития детской игры (З. Фрейд, Д.Б. Эльконин.).

По результатам педагогической работы, можно сказать о целесообразности внедрения комплекса дидактических игр для детей младшего школьного возраста. Освоение методик исследования по развитию обученности детей с помощью дидактических игр педагог закрепляет теоретическую и практическую значимость обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 2010. - 280 с.

2. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. - М., 2003. -273 с.

3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте /Хрестоматия по вниманию / Ред. А.Н, Леонтьева. - М., 1976. – 184 - 220 с.

4. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 c.

5. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. — М.: Академический Проект, 2004. — 142 с.

6. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.; Педагогика, 1974. – 185 с.

7. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.

8. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 1972. – 255 с.

9. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 2007. – 205 с.

10. Жолнерович Н. Игрушка: её место и роль в воспитании ребёнка. Дидактическая игрушка //Пралеска - 2008.- журнал №1.- с.35-38.

11. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - 192 с.


12. Пидкосистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996. – 286 с.

13. Психология развития. Словарь под ред. Венгера А.Л. ПЕР СЭ, 2005. – 342 с.

14. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика.- М.,2011.-

384 с.

15. Трубайчук, Л.В. Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста / Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс до и после: журнал №5. - 2014. - 13-18 с.

16. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 2007. – 340с.

17.Симонова Л.П. Дидактические игры как элемент воспитания / Л.П. Симонова // Дополнительное образование. – 2004. журнал№1. - 97 - 101с.

18. Фребель Ф. Система дидактических игр.// Дошкольное воспитание,- 2006. журнал№3, - 79 с.

19. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение,

2000. – 264с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игры для развития связной речи

Игра «Узнай на вкус».

Цель: Упражнять детей в употреблении качественных прилагательных: соленый, горький, кислый, сладкий, твердый, хрустящий и т.д.

Материал: Нарезанные овощи и фрукты, тарелки, вилки, платочки.

Ход игры: - Ребята, а сейчас я хочу предложить вам необычную игру. Мы поиграем с вами в дегустаторов, а кто же такие дегустаторы? Дегустатор – это тот человек, который пробует продукты на вкус и говорит вкусно это или нет. Но только мы будем пробовать с вами все с закрытыми глазами. А вы, хорошо прожевав, должны будете мне сказать, что вы скушали и какой был у него вкус. Итак, начнем… (Леша съел банан-сладкий, мягкий. Милена съела яблоко - твердое, сочное, кислое и т.д.)

Игра «Кто больше назовёт действий».

Цель: Закрепить у детей знание о профессиях, развивать умение быстро логически размышлять. Развивать словарный запас детей.

Материал: картинки с изображением людей в рабочей одежде.

Ход игры: - Дети, когда утром вы приходите в детский сад кто вас там встречает или ждет? Воспитатель, он работает в детском саду, он воспитатель. Это его профессия. Мама Арины работает в больнице, лечит людей она-врач. Это её профессия. А теперь посмотрим на картинку кто это? Повар. Что делает повар? (Варит, жарит, печет пирожки, варит компот) и т.д. За каждый правильный ответ ребенок получает смайлик. У кого больше смайликов, тот победил.

Игра «Дополни предложение».

Цель: Учить детей составлять сложные предложения. Упражнять в употреблении предлогов.

Материал: Сюжетные картинки.


Ход игры: Воспитатель показывает картинку, предлагает внимательно рассмотреть ее и произносит предложение, например: Мы гуляем. А теперь давайте попробуем увеличить это предложение. (Мы гуляем в саду. Мы гуляем в саду и качаемся на качелях. Мы гуляем в саду поливаем цветы и кормим птиц.) и т.д. Кто придумает самое длинное предложение, тот победитель.

Игры для развития грамматического строя речи

Игра «Цепочка слов».

Цель: Закреплять произношение звука в словах, определять его местоположение в слове. Развивать словарный запас у детей.

Материал: Мяч. Игра проводится в словесном варианте.

Ход игры: - Ребята, сейчас мы поиграем в очень интересную игру, а называется она «Цепочка слов». Я скажу вам слово, а вы скажете следующее, которое начинается с последней буквы моего слова. Итак, мое слово «СЛОН». Какой звук последний в этом слове? Звук «Н»следующему ребенку и говорит, дальше Таня скажет слово на звук «Н». Так продолжается игра с детьми по очереди. (слон-нос-свет-торт и т.д.)

Игра «Распутай слова»

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры. В предложении слова перепутались. Давайте расставим их по своим местам. Что же у нас получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из. (Из трубы идет дымок)

2. Любит, медвежонок, мёд. (Медвежонок любит мед)

3. Стоят, вазе, цветы, в. (В вазе стоят цветы)

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет. (Белка прячет орехи в дупло)

Игра «Для чего нужен предмет?»

Цель: Закреплять произношение определенных звуков в слогах и словах.

Материал: Тексты чисто говорок.

Ход игры: - Ребята, а вы знаете, есть такие веселые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто весёлые. Я начну их рассказывать, а вы будете продолжать.

Са-са-са–Живет в лесу…(оса, лиса)

Со-со-со – Катилось по дороге …(колесо)

Су-су-су – Я беру в руки …(косу)

Сы-сы-сы – Есть жало у …(осы)

Игра «Что лишнее?»

Цель: Совершенствовать доказательную форму речи, научить классификации наименований.

Материал: Предметные картинки.

Ход игры: Воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например: кошка, собака, корова, воробей, лошадь).

- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, какая картинка лишняя и почему?

Дети рассматривают и говорят: лишняя картинка с изображением воробья. ПОЧЕМУ?


- Кошка, собака, корова и лошадь – это домашние животные, а воробей – это птица.

Игра может проводиться по многим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т.д.

Игры на развитие мышления

Игра «Скажи наоборот».

Цель: Упражнять детей в употреблении антонимов. Игра может проводиться по любой теме.

Материал: Мяч или предметные картинки.

Ход игры: - Ребята, поиграем я вам в игру «Скажи наоборот» я буду говорить слово, бросать мячик, а вы должны придумать слово «наоборот». Например:-Я говорю вам «низкое дерево», а вы мне должны ответить «высокое дерево», «маленький мяч» - «большой мяч» и бросить мячик обратно.

Игра может проводиться с картинками или показом на интерактивной доске. Педагог показывает картинку, например:длинная веревка, а дети должны сказать короткая веревка, маленькая рыбка – большая рыбка. Кто отвечает правильно, получает смайлик. Выигрывает тот, кто наберёт больше смайликов.

Игра «Составь слово»

Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.

Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению.

Игра «А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, фантазии, обучение свободному рассказыванию.

Ход игры. Усаживаемся поудобней и читаем сказку вслух. После прочтения сказки предлагаю немного поразмыслить и порассуждать над героями сказки. А затем предлагаю детям подумать и составить свой рассказ. Что бы я сделал, если бы попал в эту сказку и стал главным ее героем.

Игра «Паутинка дружбы»

Цель: Формировать готовность к открытой коммуникации, вниманию, дружелюбию.

Ход игры:Педагог дает детям клубок ниток и объясняет условия игры. Каждый ребенок по очереди наматывает нить на свои пальцы, при этом рассказывает про себя какую-либо информацию. Затем бросает клубок следующему игроку. В результате игры в центре образуется паутинка, которая связывает всех участников игры.

Игры для развития элементарных математических представлений

Игра «Разложи фигуры в домики»

Цель: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры, сравнивать их по величине, закреплять знания цветов.