Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Перечень игр для занятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры подразделяются:

  • игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;
  • настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;
  • словесные.

Игры с предметами и игрушками - это игры с мозаикой, бирюльками, различными природными материалами (листьями, семенами, камушками), математическими объёмными телами и фигурами (бочонки, шары, матрешки, грибки и другие). Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

И если педагог добился основной цели овладения детьми новыми знаниями, задания в играх усложняются, педагог сопровождает дошкольников шагать по знаниям постепенно, упражняясь в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяя предметы по признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), развивая логическое мышление.

Разнообразие природного материала (семена растений, листья, веточки деревьев, разнообразные цветы, камушки, ракушки).Педагог-воспитатель использует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. Создаётся связь с окружающей их природной средой, развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь и бережное отношение к природе.

Настольно-печатные игры – это игры очень разнообразны, с разными развивающими задачами, которые методично решаются при использовании парных картинок, лото, домино. Подбор картинок - среди разных картинок находим два предмета совершенно одинаковых. Например, две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или два цветка, внешне ничем не отличающиеся. Подбор картинок по определённому признаку помогает дошкольнику научиться классификации. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Запоминание картинок проводятся определения состава, количества и расположения. Например, в игре «Какого изображения не хватает?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них удалили. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Этими видами настольно-предметных игр закрепляется у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – научить и развить у детей логическое мышление, развить умение из отдельных частей получить целое. Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. Например, в игре «Кто это у меня на рисунке?» Ребёнок должен показать, не называя вид изображения на картинке, чтобы его поняли. Это трудное задание развивает не только речь детей, но и воображение, творчество. Развитие ценных качеств личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа и если получается результат, то педагог на правильном пути для совершенства своих дошколят, которые явно со временем превратятся в Личность.


Словесные игры это игры на словах и действиях, где дети учатся с помощью взрослого, углублять знания о предметах, действиях, процессах, в этих играх требуется иметь ранее знания, которые показаны в новых связях, в новых обстоятельствах. Дошкольникам приходится решать задачи; описывать предметы, выделять характерные их признаки; отгадывать по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по свойствам, признакам.

С помощью словесных игр у детей возникает возможность самовыражаться, желание задуматься над поставленной задачей игры – это выполнение умственного труда ребёнком. Игра позволяет активизироваться и ребенок легко преодолевает трудности умственной работы, что он выполняет задание игры под чутким руководством педагога и не замечает, что его учат.

Для педагога главное знать, чтобы его проводимая дидактическая игра определяла поставленные задачи для выполнения целей обучения игрой.

Перед игрой воспитатель обязательно вызывает к ней интерес различными методами – использованием загадок, сюрпризов, считалочек, таким образом, он концентрирует внимание, завлекает на игру. При проведении дидактической игры педагог знакомит детей с игровыми действиями и правилами, учит последовательности выполнения.

От воспитателя зависит успех проведения игры. И если он, обучая детей, сохраняет игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети начинают понимать, что их активность, смышлёность приветствуется, и поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Педагог с начала и до конца активно ведёт ход игры. Акцентируя удачные моменты, обязательно подбадривая, применяя шутки, необходимо поддерживать застенчивых, вселяя в них уверенность в своих силах. За непослушание или ошибку хода игры играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Задания для разыгрывания фантов могут быть самые разнообразные. Например: перевоплотиться в животного, издать звуки, выполнить смешные действия, придумать короткую историю и т.д. И в итоге конец игры для детей тоже получается забавным и интересным, всё происходит в общении и контакте, в поддержке друг друга и самовыражении.

Словесные игры помогаю школьнику младшего возраста самостоятельно решать мыслительные задачи, описывать предметы, выделять характерные признаки, отгадывать по описанию – это воспитывает желание заниматься умственным трудом. [1, с.132].


​​​​​​​1.3 Классификация стратегий дидактических игр

Дидактическая игра направлена на развитие умственных способностей школьника, с выполнением разнообразных методических задач, поставленных целью обучения школьников младшего возраста. Дидактические игры представлены для обучения в занимательной игровой форме, где дети с помощью педагога находят решения, преодолевая определённые трудности, приходят к определённому результату. Дидактическая игра - это звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Игра является дополнением организационного обучения начального и дошкольного учреждения, которая позволяет ребёнку реализовывать представления об окружающем мире, деятельности и отношениях людей, и в результате происходит углубление познания мира и адаптация его к современным условиям жизни. Вместе с тем дидактическая игра формирует игровую деятельность ребёнка - игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, игровыми ситуациями. В педагогическом процессе дошкольника игра, выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, с обязательным руководством игрой педагогом. Игра является средством обучения детей младшего школьного возраста, отвечающим возрастным особенностям ребёнка. Выполняя функцию средства обучения, игра может служить основной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Ребёнок познаёт признаки предметов, учится их классифицировать, обобщать, сравнивать.

Игра как метод обучения увеличивает интерес детей к занятиям, развивает внимание и сосредоточенность, обеспечивает лучшее восприятие и запоминание программного материала. Учебные и познавательные задачи игры тесно связаны, поэтому во время проведения игры следует включать элементы занимательности: поиска, сюрприза, отгадывания.

Через игры на занятиях школьник получает возможность от педагога успешно осуществлять не только задачи умственного развития и воспитания, но и формирование таких качеств, как умение доводить начатое дело до конца, подчинять свои действия достижению поставленной цели.

Во время игры перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Всё это - содействие развития у школьников младшего возраста ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Дидактические игры дают возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных умственных и практических задач – это выполнение развивающих задач. В процессе проведения игры выполняется решение задач нравственного воспитания, развитие у детей общительности.


Воспитателю предшкольной подготовки и учителю начального образования следует следить за умением играть вместе, регулировать свое поведение, быть выдержанным и справедливым, честным и уступчивым, требовательным и добродушным. Если педагог имеет умелое руководство дидактическими играми, значить он смог выполнять правильное определение места и роли в целостном воспитательном процессе, подбор и продумывание их программного содержания, четкого определения задач, межпредметными связями, и другими формами обучения. Формирование игровой деятельности и развитие интереса к дидактическим играм у школьников младшего возраста выполняется по-разному. Необходимо учитывать, что дошкольники от 4,5 до 6 лет при правильной организации справляются с усложняющими задачами, наоборот, как с младшим дошкольным возрастом, для привыкания к игровым ситуациям необходимо подсказывать игровые действия. Игровая деятельность младшего школьного возраста становится более осознанной и быстро они адаптируются в игровых ситуациях, учитель направляет игру на достижение результата. У школьников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей не появилось угнетённого состояния, была непринужденность, чтобы они чувствовали радость от участия и удовлетворение от решения поставленных задач. При организации дидактической игры необходимо правильное сочетание наглядности, слов педагога и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д.

Словесными пояснениями и указаниями воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, подсказывает и делится своим опытом наблюдений за другими детьми. Нельзя подробно, долго и многословно объяснить, нельзя показывать свои недовольства частыми замечаниями и указаниями, нельзя комментировать ошибки хода игры, даже если они и вызваны стремлением выправить игру. Если слишком много взрослого в игре дети теряют к ней интерес. По ходу игры педагог использует разнообразные средства воздействия на школьников. Например, если он участник игры, то должен незаметно направлять игру, поддерживать их инициативу и радость игры. Он может и не включаться в игру, но обязательно быть умелым режиссером, руководить развитием игровых действий, следить за выполнением правил и незаметно для детей вести их к определенному результату. При проведении дидактических игр надо следить за тем, чтобы не произошло усиленного обучающего момента, ослабления игрового начала, придать особенность игры, как занятия, не увлекаясь занимательностью, чтобы не уйти от задачи обучения. Прежде чем начинать дидактическую игру педагогу необходимо проанализировать будущее развитие игры по темпу умственной активности детей, большей или меньшей успешностью, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями – это всё зависит от возможности педагога ориентироваться в психовозрастной характеристики школьника.


Многие игры, рассчитаны на школьников более старших, и с ними проводя игру, предусматривается сотрудничество ребят по организации – это совместный выбор картинок, игрушек, маршрутов, учитывая интерес детей, они активнее включаются в игру для сравнения, обсуждения особенностей предметов, способов их классификации. Это способствует развитию имеющихся у детей знаний, их применения в реальных ситуациях. При выполнении заданий между учителем и детьми происходит взаимный обмен знаниями, опытом. Многие дидактические игры предполагают взаимный контроль и самооценку действий сверстников. Педагог обязан помочь ребенку сделать правильный выбор, подтолкнуть детей к положительному влиянию друг на друга, исключить отрицательное действие. Ситуации игр дети воспринимают внимательнее, чем серьёзные обсуждения. При проведении игры дети чувствуют себя более расслаблено и комфортно. Эти факторы очень важны для обучения школьников. В процессе игр у детей формируются следующие целевые ориентиры: появление познавательного интереса при общении с взрослыми и сверстниками; стремление показать свою самостоятельность; стремление задавать вопросы поискового характера; самооценки собственной деятельности; испытывать удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности; контролировать отрицательные проявления эмоций, радоваться своим успехам и сверстников. Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: это игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, это средство развития личности ребёнка. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций. Главная стратегия работы педагога - принести радость от игровой деятельности, которая должна перейти в радость учения. Для школьника обучение должно быть радостным!

Проведение дидактических игр используется как метод обучения школьника, который повышает интерес к занятиям, стремление познать новое, развивает сосредоточенность и внимательность. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, обращается внимание на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрприза, отгадывания.

Одно из главных дидактических требований к проведению игры мы видим это соблюдение системности, т.е. нужна система игр с последовательно развивающимися и усложняющимися сценариями, с определёнными задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры могут быть очень интересными, но нельзя использовать их вне системы, чтобы получить желаемый обучающий и развивающий результат. Мы наблюдаем, что дидактическая игра оказывает огромное воздействие на чувства ребёнка, речь, взаимоотношения и поведение детей.