Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Перечень игр для занятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

2.1 Игра, как основа развития личности ребёнка

Общество современного мира осознает, что большая ответственность лежит на педагогах за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательных программ направленно на использование всех возможностей и ресурсов для эффективности учебно-воспитательного процесса. Но игра является малым средством в сфере воспитания и развития ребенка. Игра тесно связана с развитием личности в период дошкольного развития и приобретает особое значение на формирование поведения в коллективе сверстников, самостоятельных действий в доказательство своего «Я», выполнение определенных правил. Игре принадлежит значительная роль в развитии личности, в формировании обогащения его внутреннего содержания.

Ребенок играет, у него закрепляются определённые действия, улучшает и овладевает ими: игра становится для него школой подготовки к жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, потребность разыгрывать те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и ему легче будет приспособиться в дальнейшей деятельности. Игра подготавливает детей младшего школьного возраста к продолжению дел для среднего и старшего школьного возраста, развивая в них способность, необходимую для выполнения деятельности в будущем.

Игра формирует воображение, способность к преобразованию действительности в образе и перевоплощение её в действии. Игра формирует дорогу для ребёнка от чувств к организованному действию и наоборот. Через игру формируются все стороны психической жизни личности ребёнка. Он примеряет на себя, обогащается, совершенствует своё стремление к выполнению игровых моментов и в результате происходят изменения самой личности ребенка, только конечно под чутким руководством педагога.

Применение игр облегчает адаптацию обучения в школе. Участвуя в развитии ребенка на разных этапах детям свойственны разные игры. И в возрасте 6-7 лет у ребенка наступает переход от игры к направленному учению. [19, с.112] Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому. Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в дополнительном учебном процессе. Если спросить младшего школьника, чем он занят помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем». Игрой выполняется подготовка к труду, проявляя своё творчество, тренировка сил и способностей, в развлечении у школьника. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, поэтому в младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Дети, играя, стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся роли с проявлением щедрости, смелости, благородства. В ролевой игре они облегчается контакт со сверстниками и легче изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности. [19, с.68]


В результате мы видим, что ролевая игра выступает методом самовоспитания. В процессе игры дети вырабатывают совместную деятельность, способность к взаимоотношению друг с другом. У младших школьников уже осознано выполняется обсуждение сюжета и распределение ролей, целенаправленно выбирая их. [13, с.76]

Педагогу особое внимание следует обращать на организацию игр, направлять формирование умений общаться друг с другом и с другими людьми.

При этом педагогу необходимо использовать индивидуально-личностный подход к ребенку. Характерно, что очень стеснительные дети, которые сами не могут играть в сценах из-за своей стеснительности, довольно легко разыгрывают импровизированные сюжеты на куклах.

Сюжетные игры воспитывают любознательность и формируют волевые чувства ребёнка и служат средством познания действительности, создания коллектива, самовоспитания. У детей наблюдается интерес, не только к ролевым играм, но и к настольным играм, а также дидактическим и познавательным. В играх имеются различные элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач.

В современное время в детских играх происходят существенные изменения: игровые интересы становятся устойчивей, игрушки теряют для детей свою привлекательность, у многих на первый план начинают выступать компьютерные игры, а только в учебное время развивается интерес к спортивным и конструктивным играм. Игра постепенно удаляется на задний план, занимает меньше времени в досуге ребёнка, а заменяется чтением, посещением кино, просмотрами телевидения. Родителям необходимо помнить насколько важно значение игры для всестороннего развития младшего школьника, дающей так много радости ребенку, поэтому следует при выработке его режима дня оставлять достаточно времени для игровой деятельности.

Игра организованная педагогически грамотно мобилизует и развивает умственные способности детей, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

На протяжении всей главы прослеживается роль игры в развитии личности младших школьников, эффективность влияния игры на личность школьника младшего возраста. Применение дидактических игр способствуют повышению успеваемости учащихся первых классов и развитию эрудиции и самовоспитания.


​​​​​​​2.2 Разработка и внедрение дидактических игр при обучении детей

Широкое использование дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, изучение этого вопроса продолжительное время развивается в педагогике, в настоящее время разные направления дидактических игр описаны в трудах ученых, проанализирована практическая деятельность педагогов. И их передовой обобщённый опыт помогает педагогам познакомиться с применением дидактических игр, познакомиться с их мнением, выводами использования проведения игр на занятиях.

Один из выдающихся авторов педагогических систем дошкольного и начального школьного образования и воспитания Ф. Фридрих, который разработал систему дидактических игр. Основным элементом дидактической игры он использует стихи, песни, рифмованные присказки, написанные самим Ф. Фребелем и его учениками с целью усилия обучающего воздействия игр, знакомясь с ними, изучаем цель и задачи игры, подрабатываем к современному обучению дошкольников. Позиция Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка. Обязательно для обучения игрой детей младшего школьного возраста создаются дидактические материалы для сенсорного воспитания. [19, с.56]

Для младшего школьного возраста в период с 5 до 8 лет ребёнок стремится познать мир чувственно, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания. Более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие; различение и восприятие сложных форм предметов, звукосочетаний; увеличение запаса слов; развитие мышления: наряду с обобщением по внешним признакам начинается группировка по материалу, качеству и значению; установление простейших причинных связей в знакомых явлениях. В собственной педагогической практике обучения школьников младшего возраста я использую словесные методы обучения, подбирая и перерабатывая дидактический материал из разных источников. Для работы подбор дидактических игр и их проведение не является выполнением обязанности педагога, необходимо понаблюдать, проанализировать, поставить цели для следующей игры, чтобы исключить свои увиденные ошибки. Младший возраст школьников ответственный период в формирование игровой деятельности. Содержание игры создает базу для общения ребёнка с взрослым и сравнение действий детей при игре. Например: в играх для развития связной речи [Приложение 1, с.30] подбор слов регулирую в зависимости от словарного запаса ребёнка, и если 50% отвечают дети, то выполняется закрепление и познание нового. Для них становятся интересными взаимодействие в игре. Игры развития связной речи помогают детям быстро ориентироваться в предметном мире, легко объединять предметы не только по внешнему признаку, но и по значению, они особенно способствуют развитию словарного запаса ребёнка.


На шестом году жизни происходят значительные изменения в познавательной сфере детей. При формировании игрой развития грамматического строя речи [Приложение 1, с.31] дети становятся любознательнее, активнее в поисках ответов на поставленные вопросы взрослыми, они с удовольствием развивают своё воображение, их не совсем связная речь не сбивает с толку, потому что есть мы, и мы рядом, и должны правильно подсказать суждения об окружающем. Подобранные игры этого цикла закрепляют произношение звука в словах, обучают составлению предложений, совершенствуют  доказательную форму речи ребёнка.

Игры на развитие мышления [Приложение 1, с. 32]в младшей группе лучше активизируются, если включать дополнительные движения с любыми игровыми предметами. Дидактические игры «Скажи наоборот», «Составь слово», «А я бы…», «Паутинка дружбы» предусматривают развитие творческого воображения, фантазии, обучение свободному рассказыванию, подготовка ребёнка к готовности взаимодействию, адаптации в обществе, вниманию, дружелюбию. К пяти годам дети становятся спокойнее, у них появляется возможность торможения нервных процессов. Движения у них уже более координированы, они осваивают прыжки, могут ловить мяч. Но сохранять длительно одну и ту же позу им еще трудно. Дети этого возраста уже понимают прелесть игры со сверстниками. Взрослый при этом участвует на вторых ролях. Поэтому ему нужно всё продумать, как стать таким режиссёром игры, который поведёт и заинтересует ребёнка. Дидактические игры должны способствовать развитию личности ребенка.

Игры для развития элементарных математических представлений [Приложение 1, с.34] для детей младшего дошкольного возраста направленно на увлечение процессами и одновременно обучением с помощью игровых моментов, результат их не всегда интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны. Самая главная цель развить зрительное восприятие формы плоскостных фигур,  формирование умений различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры. Обучающие задачи при проведении такого цикла игр научить сравнивать их по величине, закреплять знания цветов, анализировать положение предметов в пространстве. Игровые действия во время игры – это способ проявления активности ребенка. Опустить руку в "чудесный мешочек", нащупать фигурку, описать ее и др. Итак, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решать поставленные задачи. Наблюдая, из опыта моей работы рекомендуется постоянно обновлять содержание игры, усложнять или упрощать правила, менять используемый игровой материал, определять наиболее удобное время проведения игры, определение количества играющих. Подготовка самого педагога к игре включает: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, определить свое место в игре, методы руководства игрой. Перед игрой детей нужно подготовить: дополнить их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения. Все эти факторы очень важны для обучения младших школьников.


2.3 Перечень игр для занятий с применением игровых ситуаций обучения

Анализируя педагогический опыт, мы прекрасно видим, что в обучении дошкольников достаточно активно используются различные виды игр: дидактические игры, составленные взрослыми, содействующие в занимательной форме формированию познавательной активности ребенка; игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.); настольно-печатные и словесные игры; подвижные (спортивные игры и упражнения) с ориентировкой на физическое развитие и т.д., которые способствуют развитию ребёнка в разных направлениях. Но вся игровая деятельность недостаточно эффективно используется для социализации младших школьников, и чаще всего рассматривается как дополнительное педагогическое средство. А именно педагогу диктует время необходимость организации игровой деятельности, где ребёнок может более полно реализовать свои творческие возможности, обогатить социальный опыт, и лишь благодаря этому он будет более подготовлен к вхождению в социум и легче адаптируется в обществе.

Есть рекомендованные дидактические игры педагогическими новаторами, но для каждого учителя требуется их доработка, это зависит от уровня подготовленности детей к игре, их возрастной категории. Из своего педагогического опыта работы воспитателя пользуюсь играми разнообразной направленности применяемых при обучении детей младшего дошкольного возраста, даёт хороший результат в повышении уровня образованности и воспитанности ребёнка, эти игры необходимо применять в свободное время, для развития коллективного общения и усовершенствования физических данных ребёнка, перечень которых, предлагается в Таблице №1.

Перечень игр Таблица №1

Направленность игр

Наименование игр

Знакомство, установление доверительных отношений

«Веревочка», «Паутинка», «Кто Я», «Паровозик», «Поезд друзей»,

Формирование гуманистических чувств

«Ласковые шаги», «Какой я хороший», «Пресс-конференция», «На корабле»

Поддержание положительного эмоционального фона

«Жизнь взрослых», «Таможня», «Пойми меня», «Скульптор»,

Игры на сотрудничество, сплочение коллектива

«Артисты пантомимы», «Окно», «Театр-экспромт»

Формирование культуры поведения

«Золотой ключик», «Мост», «Башни», «Сиамские близнецы», «Спина к спине»,

Внимание, расслабление, создания положительного настроения

«Море, суша, небо», «Гроза», «Болото», «Вопрос соседу»,