Файл: Основные функции в системе менеджмента (Общие функции менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Как самостоятельный вид деятельности «менеджмент» зародился и начал развиваться во второй половине XIX века. На протяжении всего периода развития «менеджмент» совершенствовался, используя достижения передового опыта, техники и науки.

Основными составляющими каждой организации являются люди, задачи и управление.

Что и как происходит в управлении организацией, отвечает его функциональная характеристика. Для любой организации существуют общие или основные функции управления (менеджмента). К ним относятся: прогнозирование, планирование, организация, регулирование, мотивация, координация, контроль и учет.

Функции управления (менеджмента) являются одной из важнейших характеристик процесса управления и несут в себе набор действий и решений, на которых основывается весь организационно-производственный процесс предприятия.

В данной работе используются труды отечественных (Иванова И.А., Титов В.Н., Афанасьев В.Я. и др.) и зарубежных (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури и др.) ученых.

Актуальность данной темы состоит в том, что для успешного управления современной организацией необходимо, чтобы все функции менеджмента выполнялись комплексно и в полной мере.

Предметом данной курсовой работы является – основные функции менеджмента.

Целью данной работы является раскрытие основных функций менеджмента и их место и роль в системе.

Задачи курсовой работы:

  1. Раскрыть сущность понятий «менеджмент», «система менеджмента»;
  2. Рассмотреть менеджмент как особую функцию и процесс управления;
  3. Раскрыть сущность и классификация функций менеджмента;
  4. Рассмотреть общие функции менеджмента.

Глава 1 Теоретические аспекты менеджмента

1.1 Сущность понятий «менеджмент», «система менеджмента»

Термин «менеджмент» в России появился не так давно. В 80-е годы в период перестройки начали возникать первые обучающие кооперативы, культурные центры, где изучали менеджмент, а затем стали возникать целые институты менеджмента, как, например, Международный институт менеджмента в Санкт-Петербурге и другие. [1]


В переводе с английского термин «менеджмент» означает управление. Специалисты по управлению быстро согласились с данным определением и приняли термин «менеджмент», чтобы изменить российское управление и посмотреть разницу между ним и достижениями мирового опыта и науки.[2]

В Америке термин «менеджмент» имеет достаточно широкое значение. Под менеджментом понимают и способ обращения с людьми, и систему административного управления, и сферу профессиональной деятельности специально подготовленных людей (менеджеров), а также науку управления.[3]

В России до сих пор не сложилось одного точного определения термина «менеджмент». Одни авторы понимают под менеджментом «самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента».[4] Другие авторы считают «менеджмент» - это управление в условиях рынка, рыночной экономики...». Третьи авторы видят управление, как функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающую сохранение их определенной структуры, поддержание режима активности, реализацию программы, цели деятельности, а менеджмент - это «наука об эффективности управления предприятием; она включает в себя учение о принципах организации предприятия (юридическая часть), о стратегии его развития (идеологическая часть), о подборе персонала (социологическая часть) и способах оптимизации его работы (психологическая часть)». [5]

В данных определениях «менеджмента» можно заметить, что авторы связывают менеджмент с управлением только предприятием или деятельностью фирмы, еще по какой – то причине управление направлено только на рыночные условия, будто в других отношениях управления не существует.

Но среди американских ученых тоже не найдется однозначного понимания термина «менеджмент». Так, один из самых известных специалистов и основателей этой дисциплины Питер Друкер писал, что управление – «это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу». [6]


Авторы известного учебника М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури дают такое определение: «Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации». [7]

Не менее известные теоретики менеджмента С. Норткон, Паркинсон и М.К. Рустомджи считают, что управление – «это не совокупность видов деятельности, один их которых - отношения между людьми. Управление и есть умение обращаться с людьми», и что «управлять - это побуждать людей к деятельности». [8]

Автор учебника «Менеджмент» Дафт Р.Л. пишет: «Менеджмент - это процесс поддержания одним или несколькими людьми деятельности других людей с целью достижения результата, которого один человек не может достичь, действуя в одиночку». [9]

Автор другого учебника «Менеджмент» Гончаров В.И.. тоже близок к этому определению и считает, что «менеджмент - это процесс постановки целей и координации усилий людей по их достижению».[10]

Можно заметить, что значения термина у американских ученых по сравнению с российскими имеют более универсальный характер.

Природа менеджмента связана с природой человека как существа социального и самоорганизующегося. Процесс самоорганизации социума и представляет собой сущность менеджмента. Менеджмент как система управления в целом, как специфический вид деятельности, без которого не может существовать ни одно общество, ни одно государство, можно рассматривать в качестве относительно самостоятельной сферы жизни общества, которую выдающийся русский мыслитель А.А. Богданов называл всеобщей организационной наукой.[11]

Менеджмент как вид деятельности, зародившись на заре истории человеческого общества, на рубеже XIX-XX вв. стал наукой, изучающей эту практику. Развивалось как научное направление управленческой науки, так и совершенствовалась практика управления. Итак, менеджмент - это процесс постановки и координации усилий других людей по их достижению. [12]

В настоящее время наиболее распространенным определением менеджмента является процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Такой подход подразумевает менеджмент как процесс.

При этом в определениях часто подчеркивается, что менеджмент — особый самостоятельный вид деятельности человека, который реализуется через выполнение управленческих действий — функций управления. Также менеджмент рассматривают как искусство управления; как науку, т.е. совокупность научных знаний и практического опыта; как аппарат управления и группы людей, управляющих организацией.[13]


Выделяют следующие типы менеджмента: производственный менеджмент, инновационный менеджмент, административный менеджмент, управление маркетингом, стратегический менеджмент, управление персоналом, финансовый менеджмент.[14]

Перейдем к рассмотрению управления как системы.

Так как управление осуществляется в системах трех основных типов – технических, биологических и социальных, выделяют и три основных типа управления – техническое, естественное и социальное.[15]

Объектами технического управления являются рукотворные объекты.

Естественное управление – это управление, которое направлено на процессы, протекающие в природе, так как биологическая система включает флору и фауну Земли.

Социальное управление – это управление в социальных (общественных) системах. [16]

В социальной (общественной) системе главным является человек в совокупности взаимосвязанных элементов (семья, производственный, коллектив, неформальная организация и т.п.). Социальные системы являются более сложными и разнообразными по сравнению с техническими и биологическими системами.[17] Это объясняется тем, что главным объектом управления в такой системе является человек, который представляет собой личность с высоким темпом изменения сознания, а также широтой нюансов в реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. У каждого человека свой индивидуальный характер, личностные качества, темперамент и различные психологические особенности.[18] Поэтому реакция человека на любое управленческое решение может быть непредсказуемой. Кроме того, человек – по сути, единственный экономический ресурс, цели которого могут быть направлены против целей самой организации, членом которой он является.

Перейдем к рассмотрению менеджмента как системы.

Под системой менеджмента понимают совокупность взаимосвязанных и совместно работающих элементов (менеджеров, которые отвечают за определенную часть управленческой деятельности) организации, обеспечивающих эффективное управление ею. [19]

На основе деятельности организации, ее масштабов, специфики строится структурное разделение труда менеджеров.[20] Поэтому у каждой организации индивидуальная система менеджмента.

Но у системы менеджмента организации существуют общие черты, они представлены вертикальным (выделение трех уровней управления в организации – низшего, среднего и высшего) и горизонтальным (выделение групп менеджеров, которые отвечают за определенное функциональное направление деятельности организации) разделением труда менеджеров.[21]


Рассмотрим подробнее уровни управления организации.

Как уже было написано выше, существуют три уровня управления: высший, средний и низший (или первичный). Благодаря такому делению на уровни, можно лучше понять задачи и особенности управленческой деятельности. В организациях может насчитываться от одного до десяти уровней управления, где каждый нижестоящий уровень подчиняется по своим вопросам вышестоящему. [22]

Можно заметить, что число менеджеров зависит от уровня управления. Чем выше уровень управления организации тем меньше менеджеров работает на нем.

Менеджеров высшего уровня называют топ – менеджерами (что в переводе означает «вершина»). Они отвечают за принятие важнейших стратегических решений, от которых зависит судьба всей компании.

Менеджеры среднего уровня возглавляют крупные подразделения компании, например, отделы. Они отвечают за реализацию стратегических планов, которые разрабатываются высшим уровнем.[23]

В любой организации характер работы менеджеров среднего звена может различаться. В зависимости от деятельности организации они могут наделялся особыми правами и ответственностью, что делает их работу похожей на работу менеджеров высшего уровня.

Менеджеры низшего уровня являются младшими руководителями в организации. Их также часто называют операционными менеджерами. Первичный уровень — это организационный уровень, отвечающий за непосредственное управление работниками — сотрудниками организации, занимающими исполнительские должности.[24]

Менеджеры первичного уровня осуществляют контроль над выполнением производственных и иных заданий, отвечают за грамотное использование выделенных ресурсов: материалов, оборудования, а также рабочего времени.[25]

Таким образом, в самом общем случае система менеджмента организации представляет собой взаимосвязанную работу групп менеджеров, отвечающих за определенные функции на определенных уровнях управления.

1.2 Менеджмент как особая функция и процесс управления

Менеджмент зародился и развивался на основе управления (вид человеческой деятельности). «Человеческие организации» появились еще в древности и существуют до сих пор, такие организации нуждались в целенаправленном воздействии — управлении.