Файл: Теории интеллекта : современный взгляд и подходы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Характер проблемы интеллекта является очень интересным с различных точек зрения: интересна и его роль в истории человеческой цивилизации, и отношение к одаренным интеллектом людям в обычной социальной жизни, и масштаб его исследований в области психологической науки.

Вся мировая история, основанная на блестящих догадках, открытиях и изобретениях, подтверждает то, что человек, безусловно, разумен. Но та же история предъявляет огромное число доказательств глупости и безумия людей. Подобного рода неоднозначность состояний человеческого ума позволяет сделать вывод, что, с одной стороны, способность к разумному познанию является мощным естественным ресурсом человеческой цивилизации. С другой стороны, способность быть разумным — это тончайшая психологическая оболочка, мгновенно сбрасываемая человеком при неблагоприятных условиях.

Психологической основой разумности является интеллект. В общем виде интеллект — это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего. В своих высших формах такая субъективная картина может быть разумной, то есть воплощать в себе ту универсальную независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи. Психологические корни разумности (также как безумия и глупости), таким образом, следует искать в механизмах функционирования и устройства интеллекта.

С психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать из хаоса порядок на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Использование созвездий как ориентиров в путешествиях, предсказания судьбы, изобретения, научные дискуссии и т.п., то есть все те области человеческой деятельности, где надо что-то узнать, принять решение, сделать нечто новое, понять, объяснить, открыть, - все это сфера действия интеллекта.

Термин интеллект появился еще в древние века, но подробно стал изучаться лишь в XX веке. В данной работе приведены различные теории, появление и сущность которых обусловлены различным подходом к изучению интеллекта. Наиболее выдающимися исследователями являются такие ученые как Ф. Гальтон, Ч. Спирман, Дж. Гилфорд, Ж. Пиаже и др. Своими трудами они внесли большой вклад не только в исследования в области интеллекта, но и раскрыли сущность человеческой психики в целом. Именно они являлись основоположниками основных теорий интеллекта.


Можно выделить и их последователей, не менее значащих ученых: Л. Терстона, Г. Гарднера, Ф. Вернона, Г. Айзенка, которые не только развили ранее предложенные теории, но и дополнили их материалами и исследованиями.

Также велик вклад в исследование интеллекта отечественных ученых, таких как Б. Ананьев, Л. Выготский, Б. Величковский, в чьих работах изложены достаточно значимые и интересные теории интеллекта.

Целью данной работы является анализ современного состояния проблемы исследования интеллекта.

Объектом данной работы является исследование интеллекта.

Предметом работы является рассмотрение психологических теорий интеллекта.

Задачи заключаются в следующем:

1. Раскрыть сущности различных теорий интеллекта.

2. Выявить сходства и различия основных теорий интеллекта.

3. Изучить исследования интеллекта М. А. Холодной.

Основными методами исследования являются: анализ и сравнение.

1. Характеристика основных теорий интеллекта

1.1 Психометрические теории интеллекта

Эти теории утверждают, что индивидуальные различия в человеческом познании и умственных способностях могут быть адекватно вычислены специальными тестами. Приверженцы психометрической теории полагают, что люди рождаются с неодинаковым интеллектуальным потенциалом, подобно тому, как они рождаются с различными физическими данными, такими как рост и цвет глаз. Они также утверждают, что никакие социальные программы не смогут превратить людей с различными умственными способностями в интеллектуально равных индивидов. Существуют следующие психометрические теории, представленные на рисунке 1.1.

Психометрические теории интеллекта

Кубическая модель структуры интеллекта

Теория первичных умственных способностей

Двухфакторная теория Спирмана

Иерархические теории интеллекта

Рисунок 1.1. Психометрические теории личности.

Рассмотрим каждую из этих теорий в отдельности.

Двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмана [27]. В 1904 году появилась одна из первых работ, в которой ее автором, Чарльзом Спирманом, была предпринята попытка проанализировать структуру свойств интеллекта. Ч. Спирман, английский статистик и психолог, создатель факторного анализа, обратил своё внимание на то, что между разными интеллектуальными тестами существуют корреляции: тот, кто хорошо выполняет одни тесты в дальнейшем оказывается весьма успешным и в других тестах. Для того, чтобы разобраться в причине этих корреляций, Ч. Спирман разработал специальную статистическую процедуру, позволяющую объединить коррелирующие показатели интеллекта и определить то минимальное количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо для того, чтобы объяснить связи между разными тестами. Эта процедура была, как мы уже упоминали, названа факторным анализом, различные модификации которого активно применяются в современной психологии.


Проведя факторизацию разных тестов интеллекта, Ч. Спирман пришел к выводу, что корреляции между тестами являются следствием общего фактора, который лежит в их основе. Этот фактор он назвал «фактор g» (от слова general - общий). Общий фактор имеет решающее значение для уровня интеллекта: согласно представлениям Спирмана [27], люди различаются в основном по тому, в какой степени они обладают фактором g.

Кроме общего фактора, есть еще и специфические, определяющие успешность выполнения разных конкретных тестов. Так, выполнение математических тестов - от фактора g и математических способностей, пространственных тестов зависит от фактора g и пространственных способностей. Чем больше влияние фактора g, тем выше корреляции между тестами; чем больше влияние специфических факторов, тем меньше оказывается связь между тестами. Влияние специфических факторов на индивидуальные различия между людьми, как считал Ч. Спирман [27], имеет ограниченное значение, поскольку они проявляются далеко не во всех ситуациях, и поэтому на них не стоит ориентироваться при создании интеллектуальных тестов.

Таким образом, структура интеллектуальных свойств, предложенная Ч. Спирманом, оказывается слишком простой и описывается двумя видами факторов - общим и специфическими. Эти два вида факторов и дали название теории Ч. Спирмана - двухфакторная теория интеллекта.

В более поздней редакции этой теории, появившейся в середине 20-х годов, Ч. Спирман признал существование связей между некоторыми интеллектуальными тестами. Эти связи невозможно было объяснить ни фактором g, ни специфическими способностями, и поэтому Ч. Спирман ввел для объяснения этих связей, так называемые, групповые факторы - более общие, чем специфические, и менее общие, чем фактор g. Однако при этом основной постулат теории Ч. Спирмана остался неизменным: индивидуальные различия между людьми по интеллектуальным характеристикам определяются преимущественно общими способностями, т.е. фактором g.

Но недостаточно выделить фактор математически: необходимо еще попытаться понять его психологический смысл. Для объяснения содержания общего фактора Ч. Спирман высказал два предположения. Во-первых, фактор g определяет уровень «умственной энергии», необходимой для решения разных интеллектуальных задач. Этот уровень у разных людей не одинаков, что приводит и к различиям в интеллекте. Во-вторых, фактор g связан с тремя особенностями сознания - со способностью приобретать новый опыт (усваивать информацию), способностью понимать взаимоотношение между объектами и способностью переносить имеющийся опыт на новые ситуации.


Первое предположение Ч. Спирмана, касающееся уровня энергии, трудно рассматривать иначе, чем метафору. Второе же предположение оказывается более конкретным, определяет направление поиска психологических характеристик и может быть использовано при решении вопроса о том, какие же характеристики являются существенными для понимания индивидуальных различий в интеллекте. Эти характеристики должны, во-первых, коррелировать между собой (поскольку они должны измерять общие способности, т.е. фактор g); во-вторых, они могут адресоваться к тем знаниям, которые имеет человек (поскольку знания человека свидетельствуют о его способности усваивать информацию); в-третьих, они должны быть связаны с решением логических задач (пониманием различных соотношений между объектами) и, в-четвертых, они должны быть связаны со способностью использовать имеющийся опыт в незнакомой ситуации.

Наиболее адекватными для выделения таких психологических характеристик оказались тестовые задания, связанные с поиском аналогий. Пример такого задания изображен на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2. Пример задания из текста Дж. Равенна.

Теория первичных умственных способностей. Льюис Терстон - американский психолог шведского происхождения, исследователь интеллекта, профессор Института Карнеги в Техасе, профессор Чикагского университета, в 1938 году опубликовал свою работу «Первичные умственные способности». В ней автор представил факторизацию 56 психологических тестов, диагностирующих разные интеллектуальные характеристики. На основании этой факторизации Л. Терстон выделил 12 независимых факторов [24]. Тесты, которые входили в каждый фактор, были взяты за основу при создания новых тестовых батарей, которые в свою очередь были проведены на разных группах испытуемых и опять факторизованы. В результате Л. Терстон сделал вывод, что в интеллектуальной сфере существует, 7 и более независимых интеллектуальных факторов.

Таким образом, структура интеллекта по Л. Терстону представляет собой набор независимых интеллектуальных характеристик, и для того, чтобы судить об индивидуальных различиях по интеллекту, необходимо иметь данные обо всех этих характеристиках.

Последователи Л. Терстона в своих работах увеличили количество факторов, получаемых при факторизации интеллектуальных тестов (следовательно, и количество интеллектуальных характеристик, которое необходимо узнавать при анализе интеллектуальной сферы) до девятнадцати. И, как выяснилось, это был далеко не предел.


Кубическая модель структуры интеллекта. Наибольшее число характеристик, лежащих в основе индивидуальных различий в интеллектуальной сфере, было названо Джоем Гилфордом - американским психологом, профессором многих американских университетов. Согласно теоретическим представлениям Дж. Гилфорда [15], выполнение любой задачи интеллектуальной сферы зависит от 3 компонентов - операций, содержания и результатов.

Операции представляют собой те умения, которые человек должен проявить при решении интеллектуальной задачи. От него может потребоваться понимание той информации, которая ему предъявляется, ее запоминание, поиск правильного ответа (конвергентная продукция), нахождение не одного, а многих ответов, одинаково соответствующих имеющейся у него информации (дивергентная продукция), и оценивание ситуации в терминах правильный - неправильный, хороший - плохой.

Содержание определяется формой подачи информации. Информация может быть представлена в зрительной форме и в слуховой, может содержать символический материал, семантический (представленный в словесной форме) и поведенческий (обнаруживаемый при общении с другими людьми, когда по поведению других людей необходимо понять, как правильно реагировать на действия окружающих).

Сочетание этих трех компонентов интеллектуальной деятельности - операций, содержания и результатов - образует сто пятьдесят характеристик интеллекта (5 видов операций умножить на 5 форм содержания и умножить на 6 видов результатов). Для наглядности Дж. Гилфорд представил свою модель структуры интеллекта в виде куба, что и дало название самой модели [15]. Каждая грань в этом кубе является одним из трех компонентов, а весь куб состоит из 150 маленьких кубиков, соответствующих разным интеллектуальным характеристикам, представленным на рисунке 1.3. Для каждого кубика (каждой интеллектуальной характеристики) могут быть, как считает Дж. Гилфорд, созданы тесты, которые позволят эту характеристику диагностировать. Например, решение словесных аналогий требует понимания словесного (семантического) материала и установления логических связей (взаимоотношений) между объектами.

Рисунок 1.3. Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда.

Определение, что неправильно изображено на рисунке 1.4, требует системного анализа материала, представленного в зрительной форме, и его оценки. Проводя почти 40 лет факторно-аналитические исследования, Дж. Гилфорд создал тесты для диагностики более половины теоретически определенных им интеллектуальных характеристик и показал, что можно выделить, как минимум, 105 независимых факторов. Однако взаимная независимость этих факторов постоянно подвергается сомнению, а сама идея Дж. Гилфорда о существовании 150 отдельных, не связанных друг с другом интеллектуальных характеристик, не встречает сочувствия у психологов, занимающихся исследованием индивидуальных различий: они согласны с тем, что все многообразие интеллектуальных характеристик нельзя сводить к одному общему фактору, но составление каталога из полутора сотен факторов представляет собой другую крайность. Необходимо было искать способы, которые помогут упорядочить и соотнести друг с другом разнообразные характеристики интеллекта.