Файл: Основные функции в системе менеджмента (Общие функции менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На протяжении всего исторического развития управление как вид деятельности прошло два важнейших этапа. Рассмотрим их.

Первый этап. Отделение от производственной функции. Сначала объем производства был небольшим, следовательно, и управленческая деятельность была невелика, это продолжалось вплоть до Средневековья. В то время во главе цеха стоял хозяин, который выполнял две функции сразу управленческую и производственную.[26] Позже с развитием техники и ростом объемов производства хозяин постепенно перестал выполнять производственную функцию и стал выполнять функции владельца бизнеса и управляющего.

Второй этап. Отделение от собственности и собственника. На рубеже XIX—XX вв. с созданием высокопроизводительного оборудования, появлением и ростом крупных организаций управление как вид человеческой деятельности значительно усложнилось.[27] Собственники предприятий, которые в большинстве своем были и управляющими, уже не могли самостоятельно справляться с этим видом деятельности, что обусловило появление наемных профессионалов, которые и стали первыми менеджерами в современном понимании этого слова. Именно тогда менеджмент отделился от собственности и выделился как особый вид профессиональной деятельности, отличный от других в организации.[28]

Управление как функция реализуется через выполнение специфических повторяющихся управленческих действий, получивших название «функции управления».

Функция управления — это совокупность устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью, необходимых для достижения целей и решения задач организации.[29]

Функции управления появились в ходе развития и специализации управленческого труда как особого вида трудовой деятельности. Речь идет о функциях, которые служат составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации, где этот процесс осуществляется. Поэтому они называются общими (основными) функциями.

Чаще всего выделяют следующие основные функции управления: планирование, организация, координация, контроль.[30]

Процесс управления предполагает взаимосвязь отдельных управленческих функций, их протяженность во времени и в пространстве, интеграцию всех видов деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку и их направленность на достижение целей организации.[31] При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных управленческих действий, каждое из которых, в свою очередь, представляет собой процесс. Процесс управления требует определенных затрат времени, материальных и других ресурсов.[32]


Процесс управления — это последовательное выполнение основных функций управления.[33] Для того чтобы выполнить каждую функцию управления, приходится решать целый ряд проблем управления и принимать множество управленческих решений, в результате которых управляемый объект приводится в желаемое состояние. В сущности, все взаимосвязанные управленческие действия направлены на принятие решений для реализации целей организации.[34] Поэтому процесс управления также можно определить как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, разработкой, принятием и организацией выполнения управленческих решений.

Для выполнить управления, целый ряд и принимать решений, в управляемый в желаемое . В , все взаимосвязанные направлены на для реализации . Поэтому также как совокупность , связанных с , разработкой, и выполнения .

Таким образом, несмотря на многообразие определений термина «менеджмент», можно выделить определение, которое включает в себя основные функции менеджмента – это процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Термин «менеджмент» во многом является синонимом термина «управления».

Выделяют следующие типы менеджмента: производственный менеджмент, инновационный менеджмент, административный менеджмент, управление маркетингом, стратегический менеджмент, управление персоналом, финансовый менеджмент.

Под системой менеджмента понимают совокупность взаимосвязанных и совместно работающих элементов (менеджеров, которые отвечают за определенную часть управленческой деятельности) организации, обеспечивающих эффективное управление ею. В каждой организации существуют три вида уровня управления: высший, средний и низший.

Менеджмент как функция осуществляется через выполнение повторяющихся управленческих действий, получивших название «функции управления». Под функциями управления понимают совокупность устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью, необходимых для достижения целей и решения задач организации.

Глава 2 Функции в системе менеджмента


2.1 Сущность и классификация функций менеджмента

В литературе трактуется как и трудовой , к выделению и ее видов, и конкретных.

видов [35]:

  • первоначальное , основанное на (предполагает );
  • общественное , предусматривающее групп и ими ;
  • техническое , понимаемое как деятельности на , операции и

управления в его , которые в разделения и в сфере .

теоретиком труда был Ф.У. , узкой для и массового конвейеров. [36]

– это специализированные деятельности, направления на объект. [37]

, функция – это вид деятельности, на конкретной , который приемами и .

функции, менеджмента в 1916 г. А. , он разделил их на , , координацию, и . В дальнейшем Е. (50- гг. XX века), Дж. (, 60-е гг. XX ) высказывали о выделения управления, как , , контроль и , получили и применение в . [38]

Характерной функций их взаимосвязь и .

целевая (предприятия) в спроса на товаров и их постоянного и . На осуществление функции и все группы .[39] За классификации функций был А.Файоля, но и новым .

1

Общепринятые

Группа

Общие

планирование

мотивация

учет

являются любой в любой , от ее размеров, и специализации.

Окончание таблицы 1

сбор ()

обработка

информации

функций конкретные , связанных с как предмета и управления.

() функции

оперативные

и оплата

маркетинг

делопроизводство

Специфическая раскрывает видов и управления.

Таблица составлена на основе литературы: Иванова Т. Ю. «Теория менеджмента. Синергетический менеджмент».

Для нас в приоритете именно общие функции, о которых пойдет речь в следующем параграфе.

2.2 Общие функции менеджмента

Основные функции менеджмента наиболее характерно отражают весь процесс управления современной организацией, именно они будут анализироваться нами как базовые.

Прогнозирование является основой менеджмента и его первый этап. Здесь вырабатываются цели деятельности и определяются пути их достижения.[40]


Под прогнозированием понимают функцию менеджмента, ориентированную на выработку научно обоснованных альтернатив (прогнозов) будущего развития предприятия и его внешней среды на основе собранной и проанализированной информации.[41]

Прогнозирование предшествует планированию. Это исследование будущего организации, направленное на решение ее стратегических, долгосрочных задач. По результатам прогноза разрабатываются основные направления развития организации, которые определяются и формулируются в виде миссии, видения, политики (по ключевым направлениям).[42] Цели определяются на основе общих взглядов организации.

Для того чтобы достичь цели нужно составить план, в которых будут указаны конкретные задачи, мероприятия, ожидаемые результаты, средства и др.

Источниками прогноза являются собственные исследования персонала организации, разработки, которые выполнены специальными учреждениями по заказу.[43]

При деятельности руководствоваться :

  • устанавливать будущей , всего, на потребностей , будущей и ее ;
  • устанавливать необходимой и ее получения (, как расширения на производстве, и т. д.);
  • потребности в , всего в и т. д.[44]

При хозяйственно-финансовой следующие [45]:

  • анализ и фактов ;
  • оценка и ;
  • оценка рынка;
  • тенденций и ;
  • оценка лидеров .

Результаты полученные на этапе прогнозирования закрепляются в отдельном документе и воплощаются в планах организации.

Под планированием рассматривают основополагающую функцию менеджмента, складывающую из ряда подфункций: целеполагание и прогнозирование; наделение полномочиями; оценка ресурсов; программа действий и бюджетирование; установление критериев контроля.[46]

(в узком ) процессом по мер, которые на ряда .

(в рамках ) включает программ и [47], должны предполагаемые и , необходимые для их .

позволяет на вопросы:

  • имеет в настоящее ;
  • в направлении он ;
  • что нужно для поставленной ?

Цикл планирования включает в себя следующие звенья: определение сильных и слабых сторон развития; анализ внешней среды; использование имеющихся преимуществ; определение целей, разработка плана достижения целей; корректировка целей и отклонений.[48]


Организация – это управленческая деятельность, которая направлена на упорядочивание процесса управления в целом. Организация распределяет функции управленческих решения, обеспечивает целесообразное построение определенных органов управления, определяет компетенции их структурных подразделений.

организации:

  • параметров, подразделений , а отношений ;
  • обеспечение ресурсами (, , человеческими, );
  • структуры с размера, , , технологии.[49]

организации[50]:

  • структуры . На этапе на блоки в с ее и целями, и задачи ,
  • установление зон и , связывающих и нижестоящие , персонал , возможность и задач.

организации[51]:

  • с целями , определяются в ;
  • единство ( подразделение и должны на общую );
  • различных (разделение ) и их в управляемые или группы;
  • видов ( группы , что они должны , в сроки и кто ими ).

Результатом регулирования является: воздействие на коллектив людей посредством принятия оперативных мер по предотвращению или по устранению отклонений, а также координация текущей работы взаимосвязанных звеньев производства в целях обеспечения ритмичности его выполнения.[52]

Под мотивацией понимают процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.[53]

В общем мотивации к : человек, и возможное за их , соотносит эту со потребностями, и , настраивает на поведение и ( не осуществляет) , к достижению . [54]

В теории обычно как в чем-либо, . Мотив – причина и человека. – все то, что считает для .

В соответствии с потребностей по А. пять : физиологические, в , социальные , в признании и и в самовыражении. в виде , Маслоу , что низших ( и потребность в ) первоочередного . того, как она отходит на и активизирует высокого (, потребность в , и самовыражении).[55]

Так как различными , то и то же вознаграждение они . Поэтому м сопоставить с потребностями и их в соответствие. [56]

показывает, как и направляют на достижение в зависимости от . субъективно за труд с и затем его с других , выполняют . Если дисбаланс и , то у возникает . Несправедливость в давление на . В случае данного , напряжение и для исправить , он существует. всегда к , чтобы его решения как . В случае к труду .[57]