Файл: формы и методы организации розничной торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При определении типа предприятия учитываются следующие факторы:

- ассортимент реализуемых товаров;

- размер торговой площади;

- применяемые методы продажи товаров;

- место расположения магазина.

К дополнительным признакам относятся:

- наличие световой вывески или вывески с подсветкой;

- применение фирменных буклетов и упаковочных материалов;

- наличие у обслуживающего персонала форменной одежды с эмблемой предприятия;

- использование декоративных элементов в оформлении витрин;

- применение современного выставочного оборудования, изготовленного в едином стиле.

Наиболее распространенными типами розничных торговых предприятий являются универсам, гастроном, магазин «Продукты», универмаг, универмаг «Детский мир», торговый дом, магазин «Промтовары», гипермаркет.

Универсам (супермаркет) -- магазин, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса методом самообслуживания, торговой площадью от 400 мІ.

Гастроном -- магазин с индивидуальным обслуживание через прилавок, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента (с преобладанием гастрономии). Торговая площадь от 400 мІ.

Магазин «Продукты» (минимаркет) -- это предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента (хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, слабоалкогольные и безалкогольные напитки). Торговая площадь от 18 мІ.

Универмаг -- магазин, имеющий торговую площадь при размещении в городах от 3500 мІ (в сельской местности от 650 мІ), предлагающий универсальный ассортимент непродовольственных товаров и использующий различные методы обслуживания покупателей.

Универмаг «Детский мир» -- предприятие розничной торговли, осуществляющее реализацию непродовольственных товаров универсального ассортимента для детей, применяющий различные методы торгового обслуживания покупателей. Торговая площадь -- 2500 мІ.

Торговый дом -- предприятие розничной торговли, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для женщин и мужчин, использующее различные методы торгового обслуживания. Торговая площадь от 1000 мІ.

Магазин «Промтовары» -- предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары узкого ассортимента. Торговая площадь от 18 мІ.

Гипермаркет -- магазины самообслуживания с очень большой торговой площадью -- не менее 5000 мІ. В них представлено несколько тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров в гипермаркете делает их более доступными по цене.


Эффективность продажи товаров может быть достигнута за счет правильного выбора метода торгового обслуживания.

Под методом торгового обслуживания понимается совокупность приемов и способов, используемых в процессе продажи товаров. В настоящее время используют следующие методы продажи товаров:

- индивидуальная форма обслуживания покупателей -- традиционный метод продажи товаров через прилавок обслуживания;

прогрессивные методы продажи:

- самообслуживание:

- по образцам;

- с открытой выкладкой;

- по предварительным заказам.

При продаже товаров индивидуальным методом основная нагрузка ложится на продавца. От его квалификации зависит скорость и качество обслуживания покупателей. В обязанности продавца входит предложение и показ товаров, предоставление информации о них, консультация и помощь в выборе новых и сопутствующих товаров. Этот метод продажи товаров снижает качество обслуживания населения, увеличивает затраты времени на приобретение товаров, ограничивает самостоятельность покупателя в выборе товаров.

Метод самообслуживания занимает основное место среди современных методов продажи. При нем экономится время покупателей, увеличивается скорость торгового обслуживания. Экономия времени объясняется тем, что у покупателя нет необходимости обращаться за помощью продавца, чтобы получить информацию о товаре. Он имеет свободный доступ к товару, может его рассмотреть, ознакомится со сведениями, содержащимися на упаковке и ценнике товара. Покупатель рассчитывается в едином кассовом узле. Внедрение самообслуживания увеличивает объем продаж за счет высокой пропускной способности магазина. При ознакомлении с выложенными товарами совершается много незапланированных (стимулированных) покупок. При этом методе функции продавцов изменяются: основной их задачей становится выкладка товаров и консультация покупателей. Это позволяет сократить численность продавцов и снизить издержки на оплату труда. Товары в торговом зале магазина самообслуживания расфасованы, упакованы и открыто выложены на торговом оборудовании, поэтому покупатели имеют возможность отбирать их в инвентарные корзины и тележки. Таким образом, в единицу времени совершается значительно больше покупок.

Продажа товаров по образцам является наиболее эффективной при реализации крупномасштабных товаров, тканей, ковров, ювелирных изделий, часов. Особенность этого метода заключается в том, что в торговом зале выставляется максимальное количество образцов товаров, отличающихся по цвету, фасону, структуре, размеру и другим признакам. Каждый образец снабжается ярлыком с краткой характеристикой товара, ценой и номером образца. Покупатель знакомится с образцами и выбирает товар. Особая роль при этом отводится продавцам-консультантам, которые должны помогать покупателям при выборе товара.


По предварительным заказам осуществляется продажа продовольственных и непродовольственных товаров. Такой метод продажи может применяться как специализированными магазинами так и отделами магазина общего профиля. Перечень товаров, реализуемых по заказам, должен быть вывешен в магазине. Заказы могут принимать в магазине, по телефону, интернету, по месту работы покупателя и оформлены на специальных бланках. Покупатель получает товар в самом магазине, или он доставляется ему на дом.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на:

- отдельно стоящие;

- встроенные;

- пристроенные;

- встроенно-пристроенные;

- образующие торговые центры

Магазины в составе торгового центра предлагают универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Они обычно находятся на пересечении крупных автомагистралей вне пределов интенсивной городской застройки. Главное преимущество торговых центров заключается в том, что большое количество магазинов скоплено в одном месте, и покупатели затрачивают меньшее количество времени для совершения комплексной покупки.

Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.

1.3 Правила работы предприятий розничной торговли

В целях улучшения работы розничных торговых предприятий и усиления защиты интересов покупателей с учетом региональных особенностей на территориях крупных городов, областей и т. п. утверждены и действуют правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. Они определяют в соответствии с действующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями региональных органов власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую, деятельность на соответствующей территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и форм торговли.

В общих положениях этих правил определены основные задачи предприятий розничной торговли, их обязанность иметь лицензию на право торговли определенными группами товаров. Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием товарного профиля и его организационно-правовой формы, фирменного наименования.


Правилами работы предприятий розничной торговли установлено, что товарный профиль и тип предприятия определяются его уставом. Изменение товарного профиля должно осуществляться по согласованию с органами местной администрации. По согласованию с последними устанавливается и режим работы муниципальных предприятий.

При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имеющие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.

Закрытие предприятия на санитарный день, ремонт, переоборудование и т. п. должно согласовываться с органами местной администрации, о чем покупатели заблаговременно (обычно за 5 дней) оповещаются специальным объявлением, в котором следует указать адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичным товаром.

В магазине должна быть представлена следующая информация:

· указатели расположения отделов, секции или продаваемых товаров;

· фамилии и инициалы работников торгового зала на рабочих местах или нагрудных знаках;

· перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;

· текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

· правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;

· о внеочередном обслуживании отдельных категории граждан;

· адреса и телефоны местных органов администрации.

На доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная соответствующей подписью и печатью.

В правилах работы розничных торговых предприятий следует также определить:

- основные положения, связанные с приемкой, хранением и подготовкой товаров к продаже;

- порядок продажи товаров;

- требования, предъявляемые к продавцам;

- контроль за работой розничных торговых предприятий.

Все магазины должны быть оборудованы всеми видами торгово-технологического оборудования, необходимого для выполнения всех торгово-технологических операций.

Принятые по количеству и качеству товары приходуются в день их поступления по фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления из-за вызова эксперта, проверки цены, качества в товарном отчете должна быть сделана отметка о поступлении товара с указанием поставщика, посредника (продавца), общей стоимости товара в отпускных (оптовых) или закупочных ценах, а также причины невозможности оприходования.


Хранение товаров должно быть организовано с учетом строгого соблюдения основных принципов товарного соседства, санитарных и других правил, а также соответствующих режимов.

Перед поступлением в торговый зал товары должны быть подготовлены к продаже.

Продажа товаров должна осуществляться всем гражданам на общих основаниях. Отдельные категории населения должны обеспечиваться льготами, предоставленными законодательством.

Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.

Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены специальные правила торговли, должна осуществляться с соблюдением этих правил.

В магазинах самообслуживания (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, размещаемые при входе в зал самообслуживания.

Работникам магазина или отдела самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретенных в других магазинах. Нельзя ставить на них штампы или делать другие отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. Если покупатель изъявил желание оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. п., то магазин обязан обеспечить их сохранность.

На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятия торговли должны иметь сертификаты установленной формы, выданные уполномоченными на то органами. Они должны удостоверять качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей.

Запрещена продажа товаров с истекшими сроками реализации.

Товары, на которые органами местной администрации установлены нормы отпуска, должны продаваться с соблюдением этих норм.

Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.

В магазинах, торгующих продовольственными товарами, на доступном месте в торговом зале должны быть установлены контрольные весы, контрольные мерные устройства (кружки, мензурки и т.п.), а в торгующих тканями -- контрольные метры.

Отобранные покупателем непродовольственные товары могут храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чеке о времени их выписки) до оплаты не более часа.

Магазин должен предоставлять покупателю возможность оставлять на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок до 3-х суток.

Контрольно-кассовые машины, используемые на предприятиях торговли, должны быть зарегистрированы в налоговых службах в установленном порядке.