Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 374
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоритеческие основы организации и развития розничной торговли
1.1 Сущность и функции розничной торговли
1.2 Классификация розничных торговых предприятий
1.3 Правила работы предприятий розничной торговли
2. Анализ и характеристика магазина и особенности построения торгового предприятия
2.1 Характеристика предприятия АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК»
2.2 Организация розничной торговли сети универсамов АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК»
Правильное зонирование торгового пространства - залог того, что посетитель станет покупателем. Здесь важно и первое впечатление от посещения магазина, и удобство выбора, которое можно обеспечить правильным зонированием. В первой зоне магазина АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» располагаются новинки и самые популярные товарные марки. Это пространство занимает треть торгового зала. Во второй размещаются товары повседневного спроса, а в третьей все остальные товары народного потребления.
Яркий и правильно направленный свет играет исключительную роль для удобства выбора товаров покупателем. Ведь именно освещение придает форму торговому пространству. С его помощью можно улучшить пространство магазина, скрыть недостатки.
Интерьер торгового зала АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» оформлен просто и лаконично и подчиняется своему основному назначению - выделить товар и подчеркнуть его потребительские свойства для удобства покупателей.
2.2 Организация розничной торговли сети универсамов АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК»
Основу коммерческой деятельности АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворение спроса покупателей.
Таблица 1
Ключевые показатели торговой сети (по состоянию на 31 декабря года) |
|||
Торговая сеть / Год |
2016[35] |
2017[36] |
2018[1] |
Количество супермаркетов |
▲ 539 |
▲ 638 |
▲ 760 |
Торговые площади, тыс. кв.м |
▲ 548,5 |
▲ 637,2 |
▲ 781,5 |
Чистая розничная выручка, млрд руб. |
▲ 155,4 |
▲ 186,9 |
▲ 230,8 |
Количество посещений покупателями, млн |
▲ 350 |
▲ 407 |
▲ 505 |
Количество супермаркетов с 2016 года увеличилась на 221, торговая площадь на 233, частичная розничная выручка выросла на 75,4 (32%), количество посещений покупателями на 155. Из всех этих данных можно сделать вывод, что предприятие увеличивала свои показатели из года в год и в будущем они будут расти.
Продажа товаров - это завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.
Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в магазине должны быть определенные товарные запасы, т.к. они предназначены для обеспечения повседневной, бесперебойной торговли. Поэтому запасы товаров в магазине постоянно и равномерно пополняются.
В АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» товары, запасы которых пополняют и реализуют сравнительно медленно, размещаются в глубине кладовых, а товары частого спроса - ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещаются товары громоздкие, тяжелые, а на верхних полках - легкие.
Товары в магазине хранятся в упакованном виде. Их хранение производят с учетом физико-химических свойств, соблюдая правильное товарное соседство, исключающего возможность вредного воздействия товаров друг на друга (передача запахов, влаги). Учитываются сроки хранения и реализации, очередность поступления и подачи товаров в торговый зал. В первую очередь продаются ранее завезенные товары.
При подготовке товаров к продаже также производятся следующие операции:
· проверка соответствия цен, сортности, указанных в сопроводительных документах и на маркировке;
· облагораживание товаров (очистка от пыли, удаление смазки, устранение мелких неисправностей, протирка верхнего слоя некоторых продовольственных товаров);
· фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка их в специальную тару для подачи в торговый зал;
· оформление и прикрепление ярлыков цен. Предварительная фасовка и подготовка товаров способствуют повышению производительности труда продавца, более быстрому обслуживанию покупателей, снижению товарных потерь.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от методов их продажи.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.
В АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживания и через прилавок.
Приходя в магазин, каждый покупатель определяет для себя диапазон цен на товары, которые ему необходимы. Если цены в магазине соответствуют представлениям покупателей, то он остается удовлетворенным и приобретает товар. В обратном, случае у покупателей могут возникнуть отрицательные эмоции, и спрос покупателей на товары останется неудовлетворенным. Поэтому, магазин АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» при формировании цен учитывает данный фактор и использует минимально возможную торговую надбавку, для того, чтобы покупателей устраивала цена, и он получал удовлетворение при покупке товара.
Пришедший в магазин покупатель встречается приветливо, при этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале.
Если требуется, продавец дает квалифицированную консультацию покупателю, которая может включать сведения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления и т. д. В обязанности продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.
Если же покупатель уверен в своем выборе, то он самостоятельно отбирает товары в инвентарную тару (в АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» ими служат корзинки и тележки).
Завершается продажа товаров расчетом с покупателями.
В АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» расчет с покупателями ведется также безналичным способом оплаты (с помощью пластиковых кредитных карт), это обеспечивает удобство и скорость обслуживания покупателей.
Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса.
Основным торговым помещением является торговый зал. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары.
В торговом зале организованы рабочие места администратора торгового зала, продавцов, контролеров-кассиров. Поэтому устройство и планировка торгового зала отвечают требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.
Форма торгового зала АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» имеет прямоугольную конфигурацию с соотношением сторон 1:2. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков.
По своему назначению площадь торгового зала АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» подразделяется на такие основные зоны:
- площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров;
- площадь, занимаемая узлами расчетов;
- площадь проходов для покупателей.
В зависимости от типа здания, размеров и конфигурации торгового зала в магазинах применяются следующие системы размещения оборудования:
- линейная с продольным размещением оборудования;
- линейная с поперечным размещением оборудования; боксовая и смешанная.
В АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» оборудование в торговом зале расположено вдоль стен, по линейной системе расстановки оборудования, которая считается наиболее рациональной, т.к. позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров.
Наряду с выбором эффективных методов продажи товаров важную роль в повышении уровня розничной продажи товаров играет предоставление покупателям различных дополнительных услуг.
Возле магазина организована автостоянка для создания максимальных удобств покупателям.
АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» использует систему акций по понижению цен на товары на определенный период времени и выдаче дисконтных карт, т.к. в конечном итоге это приводит к совершенствованию торгового обслуживания.
В процессе розничной продажи товаров конкурентная борьба на российском рынке розничной торговли становится все более острой. Поэтому, АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» приходится идти на снижение цен для сохранения своих позиций на рынке.
Цели мероприятий АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» по стимулированию продаж:
· увеличение объема продаж по магазину в целом;
· увеличение объема продаж товара (категории);
· оптимизация запасов;
· оптимизация потоков покупателей;
· привлечение дополнительных покупателей.
Основная цель мероприятий по стимулированию продаж заключается в увеличение продаж.
Другая возможная мотивация для проведения мероприятий по стимулированию продаж - оптимизация запасов. Для АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» главная цель проведения подобных акций - продажа товара с истекающим сроком реализации. Часто бывает так, что по каким-то причинам (неточный прогноз потребления, ошибки при определении цены, агрессивное поведение конкурентов) товар заказывается в избыточном количестве, и поэтому оптимизация запасов является наилучшим способом выхода из таких ситуаций.
Мероприятия по стимулированию продаж в АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» являются так же частью рекламной акции магазина. В этом случае целью является привлечение дополнительных покупателей и как следствие - увеличение количества покупок.
2.3 Действия для развития рынка
Так как на качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывают квалификационный и общеобразовательный уровень работников магазина. Поэтому одним из направлений совершенствования организации труда в АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» является подготовка и повышение квалификации кадров.
С повышением квалификации и общеобразовательного уровня работников растет производительность их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается уровень затрат труда в торговле.
Обновлению ассортимента должны предшествовать маркетинговые мероприятия по разработке нового товара с учетом выявленных потребностей, а также рекламная поддержка до выхода его на рынок. Для нового товара должны быть определены стратегия ценообразования и каналы распределения.
АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» необходимо изучать ассортимент и структуру товарооборота, что позволяет глубже проанализировать сезонные колебания в торговле и полнее удовлетворить спрос покупателей на отдельные товары в различные периоды года, а так же улучшать качество торгового обслуживания, что повлечет за собой увеличение товарооборота.
В АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» из-за неточного прогноза потребления, товар заказывается в избыточном количестве, это влечет за собой накапливание товарных запасов. В итоге товары с истекающим сроком реализации необходимо продавать по сниженным ценам, реализовывать их в ходе кампании, направленной на стимулирование сбыта.
Хранение «лежачих» товарных запасов увеличивает расходную часть бюджета магазина. Поэтому во избежание накапливания больших запасов неходовых товаров необходимо постоянно следить за рыночной конъюнктурой, переключаться на торговлю новыми, пользующимися спросом товарами. Тогда ООО АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК» будет успевать за запросами своих покупателей и удовлетворять их потребности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе изучена инфраструктура розничной торговли, рассмотрена ее сущность, классификация, нормативная документация, регулирующая розничную торговлю, правила торговли розничных торговых предприятий и их организационно-правовые формы.
Цели и задачи курсовой работы раскрыты полностью.
Также проведено исследование супермаркета АО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ПЕРЕКРЕСТОК», на основе которого рекомендуется:
1) так как на качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывают квалификационный и общеобразовательный уровень работников магазина необходимо проводить повышение квалификации кадров. С повышением квалификации и общеобразовательного уровня работников растет производительность их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается уровень затрат труда в торговле;