Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность темы исследования. Налоговые проверки играют основополагающую роль в осуществлении налогового контроля, который является ключевым инструментом контрольной деятельности налоговых органов, дающих возможность комплексно произвести проверку правильности исчисления и уплаты налоговых платежей, исполнение других обязанностей, возложенных на налогоплательщика. Налоговые проверки занимают ведущую позицию, поскольку остальные формы и средства налогового контроля выступают в качестве вспомогательных мероприятий выявления налоговых правонарушений. От эффективности правовых норм, регламентирующих данные правоотношения в значительной степени зависят обеспечение законности в сфере взимания налогов и других фискальных платежей.
В действующем налоговом законодательстве Российской Федерации не регламентированы многие процедурные, организационно-правовые и процессуальные аспекты проведения налоговых проверок, в достаточной мере не выработан механизм правового регулирования взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Более того, в условиях постоянно изменяющихся экономических и правовых отношений, нормативно-правовая база в отношении налоговых проверок также подлежит изменениям. Данное обстоятельство, в свою очередь, создает основу для разработки комплексных предложений по совершенствования рассматриваемого института налогового права, чем и обусловлена актуальность темы исследования.
Объектом исследования стали общественные отношения, формирующиеся в процессе нормативно-правового регулирования налоговых проверок в Российской Федерации
В качестве предмета исследования выступают нормы налогового, административного, финансового права, применение которых обеспечивает правовую регламентацию налоговых проверок
Цель исследования – это комплексный анализ сущности и особенностей законодательного регулирования налоговых проверок в России, определение места и роли налоговых проверок в системе налогового контроля, выявление недостатков в нормативно-правовом регулировании проведения налоговых проверок и разработка предложений, направленных на совершенствование правоотношений в данной сфере.
Исходя из указанной цели исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы налоговых проверок, выявить их сущность и отличительные признаки;
-обозначить процедурные особенности налоговых проверок и пути их совершенствования;
-рассмотреть правовую природу, особенности и степень эффективности камеральных налоговых проверок;
-выявить понятие, отличительные свойства и эффективность выездных налоговых проверок.
В качестве методологической базы исследования выступают общенаучные и частнонаучные методы познания, к числу которых отнесены системно-структурный, формально-логический, сравнительно-правовой и иные методы, применяемые в правовых исследованиях.
Cтепень разработанности темы исследования. Существенный вклад в формировании теоретических и методических основ проведения налоговых проверок в России внесли такие специалисты как Л.И. Гончаренко, О.В. Голикова, Т.А. Гусева, О.В. Турчина, Смирновой Е.Е., Д.Г. Черника и ряд других исследователей в области налогового права.
Вместе с тем встречается очень немного работ, в которых вопросы организации и проведения налоговых проверок рассмотрены комплексно. Недостаточная разработанность теоретического и методического разрешения проблем совершенствования организации налоговых проверок и их большая научная и практическая значимость на современном этапе предопределили важность и необходимость продолжения научных исследований в данной области.
Эмпирическую и нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Налоговый Кодекс РФ, Закон РФ «О налоговых органах в Российской Федерации», иные законодательные и нормативные акты в области проведения налогового контроля, а также многочисленные труды отечественных специалистов в области налогового контроля и проверок.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами исследования и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав и четырех параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. Общая характеристика налоговых проверок в налоговом законодательстве РФ
Пункт 1 статьи 82 Налогового Кодекса Российской Федерации закрепляет положение о том, что одной из ключевых форм налогового контроля выступает налоговая проверка. Сразу замечу, что легальное определение термина «налоговая проверка» отсутствует, тем не менее наука и доктрина налогового права выработала несколько определений рассматриваемого понятия. Рассмотрю некоторые из них.
Так, например, Гончаренко Л.И. определял налоговую проверку как процессуальное действие налоговой администрации по контролю за своевременностью и полнотой уплаты, правильностью исчисления налоговых платежей, а также за соблюдением налогового законодательства, проводимое посредством сравнения данных налоговых деклараций и иных отчетных документов налогоплательщиков с фактическими данными, которые были получены в результате налогового контроля[1].
Мне представляется, что указанное определение не является достаточно корректным и обоснованным по следующим причинам: во-первых, налоговые проверки, по общему правилу, проводятся в отношении не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов; во-вторых, выдвинутое определение указывает только на один метод проведения налоговой проверки – сопоставление фактических данных с данными налоговых деклараций и других отчетных документов, предоставленных налогоплательщиками, однако указанные данные могут совпадать, а налог не будет уплачен. Другими словами, предметом налоговой проверки выступает не только контроль за правильностью исчисления, но и за полнотой и своевременностью поступления налоговых платежей в бюджет государства. Более того, подчеркну, что налоговая проверка является не просто действием процессуального характера, а целым комплексом процессуальных действий (мероприятий налогового контроля).
Исходя из изложенного, я могу сформулировать собственное определение налоговой проверки. Налоговая проверка – это ключевая форма налогового контроля, представляющая собой совокупность процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, осуществление которого осуществляется путем сопоставления фактического состояния финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов с отчетными данными проверяемых лиц, решениями налоговых органов. В процессе осуществления налоговых проверок производится комплексное исследование финансово-хозяйственных операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения.
Бесспорным является утверждение о том, что налоговые проверки выступают в качестве наиболее главной и эффективной формы проведения налогового контроля. Налоговые проверки выступают в качестве важнейшей и неотъемлемой частью практической деятельности налоговых органов российского государства.
Для того, чтобы определить проверку как налоговую, необходимо одновременное наличие всех ее отличительных признаков. К их числу можно отнести следующие:
Во-первых, вне зависимости от вида налога и сбора налоговая проверка должна проводиться уполномоченными на то должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции согласно Налоговому Кодексу РФ и Закону РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации».
Во-вторых, в качестве первостепенной цели проведения любой налоговой проверки выступает контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В-третьих, налоговые проверки могут проводиться только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Подчеркну, что центральным и определяющим нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок и условия проведения налоговых проверок на территории Российской Федерации, несомненно, является Налоговый Кодекс РФ. Именно глава 14 данного кодекса включает в себя основные положения в отношении камеральной и выездной налоговых проверок.
На современном этапе развития российского государства проведение налоговых проверок является исключительно важным явлением, обусловленное рядом обстоятельств. К их числу, на мой взгляд, можно отнести несоответствие во многих случаях нормативных актов по налоговому учету и правилам бухгалтерского учета, нестабильность законодательства о налогах и сборах и трудность в понимании данного нормативно-правового массива руководителями и главными бухгалтерами организаций, а также преднамеренное уклонение от уплаты налоговых платежей или занижение налоговой базы.
Проведение каждой налоговой проверки независимо от ее вида должно основываться на определенных принципах и общих правилах, к которым относятся:
- проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;
- запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период (за исключением налоговых агентов);
- в том случае, если организация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении проверок не применяется[2].
Резюмируя вышеизложенное, я могу заключить, что налоговая проверка представляет собой основополагающую форму налогового контроля, представляющая собой совокупность процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, осуществление которого осуществляется путем фактического финансово деятельности плательщиков и налоговых с отчетными проверяемых решениями органов.
анализ налоговых в качестве налогового позволяет сформулировать о том, только и неукоснительное всех сможет объективные и результаты налогового
В общем, на этапе налогового включает набор методов и осуществления за положений кодекса Тем менее формой контроля в Федерации именно проверки.
эффективности проверок в Федерации: и пути
На день повышения налогового обозначена основная проведения налоговых
Используемые в Федерации налогового и процедуры проверок отнюдь совершенными, чего в направлении осуществляться и тщательная Более вопрос процедуры проверок сегодняшний стоит остро не многочисленных законодательства о и сборах а также причине роста уклонения от налоговых На взгляд, налоговых провоцируются нормативно базы о и сборах и эффективных налогового
Несомненно, сегодняшний проведение проверок урегулировано. того, последних в Налоговый РФ регламентирования проверок весьма Обозначение в РФ правил и к оформлению проведения и выездной является достижением.
В же правоприменитель прежнему сталкивается с коллизиями, в отсутствии правовых и несоответствии юридических Подобное нормативно базы к необходимости конкретных мер, смогли обеспечить эффективность налоговых
Начать бы, всего, с отсутствия определения «налоговая в Налоговом РФ. мой это и в значительной будет расширительному контрольных налоговых Выше я об и выдвинула определение правовой В связи с считаем обозначить «налоговая на уровне.
эффективности налоговых в России, моему будет системы оценки налоговых Замечу, в ряде государств, в Германии, система давно и является Суть оценки заключаться в что в от каждого налогоплательщика специалистом определенное баллов. за период должен необходимое количество. В количество баллов служить соответствия специалиста им [3]. Представляется, закрепление системы возможность оценить налоговых распределить при их ведь норматив выступать основа формирования проверок будущий в части распределения между следовательно, качество и осуществляемых проверок. словами, улучшения с кадрами по эффективности проверок будет в полном