Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Управление финансами коммерческих организаций).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты организации финансов предприятий
1.1 Сущность и принципы организации финансов коммерческих предприятий
1.2 Основы организации финансов коммерческих предприятий
2. Управление финансами коммерческих предприятий
2.1 Основы управления финансовыми ресурсами предприятий и организаций
- финансовая независимость при проведении хозяйственной деятельности;
- самофинансирование;
- большой интерес к результативности своих действий;
- ответственность за полученные результаты;
- формирование финансовых резервных фондов;
- разделение финансовых ресурсов на собственные и привлеченные;
- обязательства перед бюджетом должны погашаться в первую очередь;
- мониторинг за финансовой деятельностью фирм и компаний[12].
На рисунке 1 изображен кругооборот финансовых ресурсов на предприятии.
Рисунок 1 - Кругооборот финансовых ресурсов на предприятии
Кругооборот финансовых ресурсов предприятия является постоянным и непрерывным процессом. Каждая направленность денежных средств имеет свой источник формирования.
Активамипредприятия называют применение финансовых ресурсов, апассивами - все источники их формирования.
Масштаб полученных денежных ресурсов зависит от графика производства, количества продаж, погашения товарной и нетоварной дебиторской задолженности, капитальных инвестиций и финансовой поддержки [23].
Весь денежный поток предприятия характеризуется рядом взаимоотношений, которые объединены в четыре группы.
1 группа. Она самая большая по объемам финансовых операций и включает отношения компаний между собой, которые связаны со сбытом готовой продукции, покупкой материальных ценностей, необходимых для ведения хозяйственной деятельности. Значение данной группы финансовых связей первичное. Именно в сфере материального производства формируется национальный доход, компании получают прибыль от продажи своих товаров и услуг.
2 группа. Это совокупность финансовых отношений между подразделениями, отделами, бригадами, отношения в коллективе. Они связаны с выплатой заработной платы, разделением премиальных, оборотных средств и других материальных благ. Главная функция финансовых отношений данной группы – это формирование стимулов для эффективной работы, повышения уровня ответственности и заинтересованности в результатах своей работы. Отношения между сотрудниками – это их заработная плата.
3 группа. Включают отношения, связанные с образованием и использованием финансовых фондов, так как в условиях рыночной экономики они обязательно должны быть сформированы. Средства из них используются на пополнение оборотного капитала, финансирование импорта, проведение исследовательских работ и маркетингового анализа. Важную роль играет внутриотраслевое перераспределение финансовых ресурсов и способствует оптимизации платежного баланса предприятия.
Для того, чтобы объединить финансовые усилия, направленные на развитие производства, образовывают финансово-промышленные группы. Это позволяют добиться максимального результата.
Финансовые отношения у предприятия возникают с другими компаниями;внутри организации и финансово-промышленных групп;внутри холдинга;с банковскими учреждениями;поставщиками и покупателями;подрядчиками;транспортными и строительными фирмами;с иностранными компаниями;своим персоналом;внутри цехов и подразделений;с бюджетными учреждениями разных уровней;страховыми компаниями;внебюджетными фондами;финансовыми и инвестиционными фондами[20].
Учет финансов предприятия является одним из самых сложных участков. Финансы компании формируют: добавочный и резервный капитал, фонд накопления, амортизационный, валютный инвестиционный фонды, фонд потребления, выплаты заработной платы, внесения бюджетных платежей.
4 группа. Кредитная, налоговая и таможенная политика должны быть направлены на снижение темпов инфляции, поддержку производства и привлечение инвестиций. Например, во многих странах весь прирост производства освобожден от налогообложения. Это выгодно обеим сторонам, так как налоги данные компании оплачивают в полном размере, а через год эти поступления резко возрастают.
Со страховыми компаниями предприятия заключают договора по медицинскому и социальному страхованию. С банками предприятия формируют безналичные операции, а также платежи по погашению кратко- и долгосрочных кредитов. Кредитные средства для многих компаний являются основным источником для формирования оборотного капитала, модернизации и расширения производства, повышения качества выпускаемой продукции, решения временных финансовых проблем.
Банки предприятиям предлагают большой перечень нетрадиционных услуг. Например, траст, факторинг, форфейтинг и лизинг. Также создаются отдельные компании, которые специализируются на выполнении конкретно одной услуги.
Отношения с фондовым рынком формируются при купле-продаже ценных бумаг. Управление финансами предприятия должно быть построено таким образом, чтобы поддерживалось оптимальное отношение собственных и заемных финансовых ресурсов[20].
Основные и оборотные фонды предприятия являются главными составляющими финансовых ресурсов предприятия. Главной финансовой проблемой считают создание и пополнение основных и оборотных фондов. Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит при создании фирмы или компании, при образовании ее уставного капитала.
Уставной капитал - это весь капитал фирмы, который создается с учетом учредительных вкладов.Уставной капитал является главным источником собственных средств компании. Его сумма отражает стоимость выпущенных акций. Уменьшить или увеличить размер капитала можно за счет дополнительной эмиссии акций или их изъятия из обращения. Также можно корректировать номинальную стоимость своих ценных бумаг [14].
Перед финансовой службой поставлена очень ответственная задача – обеспечить эффективное использование и управление уставным фондом.
Главным источником при формировании финансов предприятия является его полученная прибыль, которая, в свою очередь, формируется с помощью валового дохода.
Валовая выручка - это полученный доход от реализации товаров и услуг за исключение затрат. Главным элементом валовой прибыли считают прибыль от продажи основного капитала.
Также, существуют второстепенные источники, такие как:
- доход от реализации или ликвидации имущества;
- амортизация необоротных активов;
- кредиты и поступления целевого характера;
- паевые и учредительные взносы;
- реализация эмитированных акций и облигаций;
- полученные дивиденды и проценты;
- выручка от проведения прочих финансовых операций[24].
Очень важным аспектом деятельности предприятия является создание различных финансовых фондов. За счет их средств финансируется хозяйственная деятельность, обеспечивается всеми необходимыми средствами, осуществляется расширенное производство, покупается новое оборудование, проходят расчеты с кредитными и бюджетными организациями.
Денежный фонд предприятия (добавочный капитал) включает: результаты переоценки основных средств, эмиссионную прибыль, бесплатно полученные материальные ценности на производственные цели, дотации из бюджета на формирование капитальных вложений, ресурсы на пополнение оборотных средств.
Резервный капитал формируется за счет отчислений от полученной прибыли. Его средства используют для покрытия непредвиденных затрат. Акционерные общества – на погашение облигаций и выкупа акций.
Фонд накопления формируется за счет отчислений из чистой прибыли. Его средства используют на расширение и модернизацию производства.
Инвестиционный фонд создан для финансирования простого воспроизводства основных средств. Он включает также и привлеченные финансовые ресурсы.
Акционерный капитал – это совокупность активов за минусом долгов общества. Он включает все собственные средства, которые формируют выше перечисленные фонды.
Анализ состояния финансов предприятия регулярно проводится. Финансовые ресурсы должны использоваться эффективно.
Фонд потребления формируется за счет отчислений от чистой прибыли. Его средства используют на выплату дивидендов, премий, материальной помощи, питание, транспортные затраты, оплату дополнительных отпусков.
Валютный фонд создается на предприятиях, которые занимаются экспортом или импортом. Они формируют валютные резервы для осуществления данных операций.Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций или покупающих валюту для импортных операций.
Выше рассмотренные фонды являются постоянными. Но предприятие может создавать и оперативные денежные фонды. Два или один раз в месяц создается фонд по выплате заработной платы. Ежегодно формируется фонд по выплате дивидендов акционерам предприятия. Периодически на предприятии формируется фонд для оплаты различных бюджетных платежей [18].
Итак, финансовые ресурсы коммерческих организации включают в себя финансы, образуемые за счет собственных и приравненных средств, финансы, мобилизуемые на финансовом рынке, и финансы, поступающие в порядке перераспределения (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Состав финансовых ресурсов предприятия
Анализ финансов предприятия и управление ними осуществляется на основе финансового механизма. Это система управления финансами компании, которая предназначена для организации взаимодействия денежных фондов и финансовых отношений с целью их эффективного влияния на итоговые результаты деятельности компании. Данная система управления основывается на требования экономических законов[13].
Таким образом, как экономическая категорияфинансы коммерческой организациипредставляют собой совокупность денежных отношений, возникших у субъектов хозяйствования по поводу формирования целевых фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.А механизм организации финансов в организации должен быть построен таким образом, чтобы способствовать эффективному использованию финансовых ресурсов фирмы, выполнению их основных функций и полному взаимодействию.
2. Управление финансами коммерческих предприятий
2.1 Основы управления финансовыми ресурсами предприятий и организаций
Управление финансами – это комплекс мероприятий, совокупность стратегий и приемов, направленных на достижение высоких финансовых результатов и повышение эффективности финансовой системы в целом[3].
Грамотное финансовое управление – это 90% успеха. Главное здесь – определиться с целями:
1. Увеличение дохода за фиксированный промежуток времени (как правило, за один год). Любое финансовое управление (вне зависимости от структуры) должно ставить целью увеличение прибыли. В свою очередь доход формируется с учетом двух основных аспектов: эффективности хозяйственной деятельности компании и четкой реализации стратегии развития.
Дополнительный доход предприятия способствует повышению уровня прибыли руководителей. Как следствие, появляется заинтересованность в дальнейшем развитии структуры. При этом основная задача – точный расчет прибыли с учетом расходов, понесенных в период производства и продажи той или иной продукции (услуги) компании. Данное правило носит название «принцип начисления». При его четком соблюдении можно рассчитывать на повышение уровня рентабельности продукции, а также рост эффективности использования текущих ресурсов компании.
2. Повышение цены акционерного капитала. Еще одна задача – повысить стоимость предприятия, выраженную в ценных бумагах. Те акционерные общества, акции (облигации) которых вращаются на бирже, могут оценить свою компанию по простой формуле. Рыночная цена (не номинальная стоимость акции, как думают многие, а именно рыночная) умножается на общее число акций. Итоговый результат – это стоимость чистых активов и по совместительству цена самой компании [1].
Акционерам, в свою очередь, важно не просто получать прибыль по ценным бумагам (в виде дивидендов), но и видеть рост эмитента. Инвестор прекрасно осознает, что чем лучше развивается предприятие, тем больше он сможет заработать на продаже акции в дальнейшем.
3. Гарантия платежеспособности (ликвидности). Рентабельность предприятия – это не единственная задача управления финансами. Важно контролировать и регулировать течение входящих и исходящих средств. Особое внимание уделяется таким аспектам: