Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Управление финансами коммерческих организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- контроль сроков дебиторской задолженности;

- оценка платежеспособности компаний;

- своевременное погашение обязательств;

- контроль возможностей компании осуществлять инвестиционную деятельность;

- контроль вывода средств из оборота (если это требуется для поддержания высокого уровня обеспечения)[1].

К основным функциям управления финансами можно отнести:

- финансовое прогнозирование. У финансовых руководителей есть возможность оценить общее состояние финансовых ресурсов на предприятии, их состояние и перспективы. При этом прогнозирование – это всегда первый этап перед составлением более глобального документа – финансового плана;

- финансовый анализ. Основная задача управления – собрать необходимую информацию, оптимизировать ее и на основе полученных данных принять правильное решение. Такая функция позволяет найти выход даже из самой сложной ситуации. Основные направления финансового анализа представлены на рисунке 3[8];

Рисунок 3 - Основные направления финансового анализа представлены

- контроль состояния денежных средств и их учет выступает в качестве обратного звена в общей цепи управления. Основные задачи – предоставление информации о правилах, нормах и перспективах применения финансов, а также четкого соблюдения действующих законов;

- оперативное регулирование капитала помогает быстрее реагировать на сложные ситуации и принимать верные решения. Оперативное регулирование дает шанс менять целевую направленность и перераспределять текущие ресурсы. На уровне государства управление финансами лежит на Министерстве финансов, а на уровне предприятия – на соответствующей финансовой службе;

- планирование финансовых ресурсов подразумевает четкое определение параметров системы, источников поступления капиталы и их размеров, путей расходования средств, уровня дефицита, потенциальной прибыли и расходов[10].

Для руководителя каждого предприятия одна из первостепенных задач – организовать работу финансового сектора и назначить на свои места хороших специалистов. Как правило, управление и организация финансов компании – это задача специально созданных отделов, у руля которых находятся свои руководители. В зависимости от структуры и сферы деятельности компании задачи и зона ответственности таких руководителей может различаться. Чаще всего обязательства финансовых управляющих формируются следующим образом:


- финансовый директор несет ответственность за планирование бюджета компании и проведение его анализа, функции финансового директора представлены на рисунке 4;

Рисунок 4 - Функции финансового директора представлены

- главный бухгалтер занимается контролем и учетом капитала предприятия;

- генеральный директор берет на себя функции общего финансового управления, а также возлагает организаторские функции.

Несмотря на разделение полномочий, организация финансовой деятельности – это задача всех структур. Соответственно, и ответственность также несут все[4].

В мировой практике работают немного иные подходы. Считается, что основные финансовые «нити» должны находиться в руках финансового директора, в том числе и бухгалтерская служба. Но в России, как правило, главный бухгалтер непосредственным образом подчинен генеральному директору.

Ниже по иерархии создаются дополнительные отделы, которые способствуют эффективному управлению всей финансовой структурой. В дальнейшем подразделения могут быть подчинены либо бухгалтеру, либо напрямую финансовому руководителю. При этом компания самостоятельно может определять, по какой структуре будет производиться работа, а также каким будет уровень подчинения финансовых служб и отделов.

Чаще всего разделение обязанностей происходит таким образом:

1. Генеральный директор занимается организацией работы финансовой службы, назначает на должность (или снимает с нее) финансовых руководителей, контролирует финансовую деятельность компании, ставит задачи и цели управления финансами. Кроме этого, генеральный директор участвует в организации работы финансовых отделов, отвечает за своевременную подачу налоговой отчетности, а также правильность ее оформления.

2. Финансовый директор берет на себя задачу финансового прогнозирования и планирования, производит финансовый анализ, определяет размер дивидендов по ценным бумагам, проводит общий анализ предприятия (в сфере финансов), определяет пути получения необходимых ресурсов, производит управление акционерными (заемными) средствами, управляет ликвидностью и принимает конкретные финансовые решения для устранения текущих проблем.

Одновременно с этим финансовый директор управляет инвестициями, запасами, валютными операциями и ценными бумагами, занимается страхованием рисков, организует работу финансовых отделов компании.

3. Главный бухгалтер выполняет следующие задачи – анализирует расходы и доходы компании, ведет бухгалтерский учет и учет расходов, собирает необходимую информацию и готовит финансовые отчеты, контролирует своевременность перевода налоговых платежей, осуществляет финансовое планирование на небольшие промежутки времени[25].


Любое предприятие ведет финансовую отчетность и готовит следующие отчеты – бухгалтерский баланс, отчет об изменениях капитала, отчет о финансовых результатах, отчет о движении капитала. Кроме этого, финансовая отчетность может дополняться аудиторским заключением, а также пояснительной запиской о применяемых методах учета.

2.2 Проблемы предприятий в области управления финансами

В период деятельности коммерческой организации может возникать целый ряд сложностей в организации и управлении финансами. При этом к наиболее распространенным проблемам можно отнести:

- дефицит финансовых средств;

- ошибки в управлении денежными потоками;

- освоение управленческого учета и правил его заполнения;

- бюджетирование и финансовое планирование;

- разработка стратегии (в первую очередь финансово-экономической);

- организационная структура финансового отдела;

- управление расходами и так далее [7].

Из всех перечисленных проблем первое место, как правило, занимает дефицит капитала на валютном и расчетном счетах. На практике часть «живых» средств в общем объеме валовой прибыли компании составляет не больше 20%. Что касается большей части капитала (80%), то на него приходятся различные зачеты, бартеры и так далее. Как следствие, появлялся дефицит ликвидных средств, накапливались долги.

Следующая проблема связана с неумением управлять финансовыми потоками. Средние потери, связанные с ошибками руководителей, могут составлять до 25% от общего оборота, что зачастую выливается в крупные суммы. Основная причина – отсутствие нормального планирования в компании, а также качественного контроля имеющихся в распоряжении средств. Все это может привести к увеличению общего период возврата долга или проведению незапланированного бартерного обмена [4].

При этом проблемы финансов, связанные с неэффективным управлением, можно условно поделить на две оставляющие:

- внутренние. К ним можно отнести низкую эффективность работы сбытовых и маркетинговых служб, отсутствие инструментов для автоматизации процессов планирования и управления денежными средствами компании, ошибки в процедурах анализа и контроля движении капитала, недоработки в финансовом плане и так далее;

- внешние. Применение малоэффективных или слишком сложных расчетных схем с участием дочерних компаний и прочих посторонних структур, нестабильность на рынке и невозможность четкого прогнозирования будущего уровня спроса и объемов поступления капитала.


Часто проблемы финансов вызваны явными недостатками краткосрочных и долгосрочных планов. К таковым можно отнести:

- недоработку при составлении планов и недостаточное внимание таким разделам, как контроль движения материальных или товарно-материальных ресурсов;

- низкую степень детализации (или ее полное отсутствие) по группам товаров, а также маржинальному доходу. В этом случае руководство не имеет возможности проводить правильный анализ доходности имеющегося в распоряжении ассортимента;

- ошибки в выборе форм составления планов, которые не дают в полной мере получить информацию о динамике движения средств и определить периоды с явным дефицитом денежных средств. Как следствие, затягивается принятие решений по нейтрализации проблемы;

- отсутствие планового баланса компании;

- недостаточное внимание к ключевым показателям на начало планового периода. Все это уменьшает или сводит на «нет» эффективность финансового плана в целом[6].

С учетом вышесказанного можно выделить главную причину финансовых проблем компании - отсутствие четкого планирования, как с позиции проведенных платежей, так и в сфере поступлений денежных средств. Все, чем занимается в этом случае руководство, так это «затыканием» текущих финансовых «дыр» компании. В основе принятых решений, как правило, лежат субъективные взгляды о решении тех или иных платежей. Итог – неэффективное использование имеющегося капитала.

Решение проблем управления финансами коммерческой организации

Суть решения финансовых проблем сводится к работе в нескольких направлениях – корпоративном праве, управлении и бухгалтерскому учете. Предприниматели должны понимать, что современный бизнес очень нестабилен и к существующим условиям нужно уметь приспосабливаться.

В первую очередь внимание должно уделяться профилактике и своевременному устранению финансовых рисков. Основная задача таких мер – предупреждение и недопущение потенциальных проблем, связанных с потерей контроля над финансовыми потоками и ошибочным планированием капитала. Чтобы своевременно и правильно принимать решения, необходимо иметь под рукой всю информацию о развитии компании в прошлом и о текущей динамке движения капитала.

Один из основных рисков компании – срыв в реализации бизнес-проекта. Причин может быть несколько – завышенные цели, ошибки в расчетах, неправильно выбранная область предпринимательской деятельности и так далее. Еще одна частая проблем – низкий уровень финансирования компаний. Как следствие, предприятие не располагает необходимым для ведения деятельности капиталом. Второй причиной может быть коррупция, мошенничество и прочие негативные факторы.


Во избежание проблем, необходимо четкое соблюдение требований нормативно-правовых актов. Особенное внимание стоит уделять качеству продукции, планированию, безопасности труда и так далее. Это позволит избежать финансовых наказаний в виде штрафов или пени. Не менее важными аспектами деятельности является своевременное погашение налоговой задолженности и четкое выполнение контрактных обязательств.

При разработке стратегии деятельности компании, важно уделять внимание системе защиты от рисков, в которой стоит предусмотреть:

- создание резервного капитала;

- распределение рисков;

- определение допустимых границ рисков. Здесь должны быть рассмотрены различные ситуации – наилучшего и наихудшего сценариев;

- перенаправление рисков на другие организации, к примеру, страховые компании. Речь идет о страховании имущества, ответственности и так далее;

- формирование резервов, необходимых для решения текущих проблем компании.

Чтобы избежать финансовых проблем в бизнес-деятельности, важно руководствоваться следующими принципами:

- перед началом реализации бизнес-проекта провести исследование потенциальной прибыли в выбранной сфере деятельности. Параллельно необходимо сравнить полученные результаты от общей доходности при хранении своих средств в банке. Если прибыль от депозита выше, то необходимо выбирать другое направление. Реализация текущего бизнес-проекта является бессмысленной и просто займет личное время;

- важно проанализировать, будет ли продукт (услуга) интересны потенциальным покупателям, насколько серьезного спроса можно ожидать в будущем;

- при определении экономических результатов важно уделять внимание не только общим цифрам, но данным по деятельности в различных сферах;

- при реализации плана важно все время сопоставлять текущие результаты деятельности с теми, чтобы указаны в проекте. Если есть существенные отклонения, то причины должны быть выявлены и устранены;

- проведение полноценного финансового анализа является обязательным для любой компании в период всей деятельности. Необходимо сравнивать цифры, характеризующие деятельность компании по различным годам, сопоставлять их с текущими реалиями или же результатами других компаний. В процессе анализа должно уделяться внимание таким показателям, как рентабельность, уровень прибыли, ликвидность, задолженность, оборот и так далее;

- организация комплексного финансового планирования. Здесь важно рассчитывать планы движения финансовых потоков по всем проектам и подразделениям, планы по предприятию в целом, его расходам и доходам. Время от времени должен проводиться анализ планов и фактической их реализации, а также корректировка ошибочных решений[19].