Файл: Основные элементы валютно-финансовой системы и их функции.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
России необходима система контроля для ограничения «бегства» капитала и направление средств, полученных от операций с сырьем, в сектор с высокой добавочной стоимостью, а также, чтобы предоставить правительству определенную денежную автономию, необходимую для проведения политики быстрого роста. Существующая экономическая литература подтверждает необходимость контроля за капиталом в условиях, когда рыночные институты слабы, как в России. Контроль за капиталом может использоваться для достижения или получения автономии определенного вида денежной политики и политики обменного курса. Управление валютным курсом может быть жизненно необходимо стране, нуждающейся в перестройке большинства сегментов экономики. Колеблющийся реальный валютный курс делает не ясным возможности обеспечения прибыли и сводит к нулю попытки инвестирования. Стабилизация номинального обменного курса могла бы привести к завышению реального обменного курса, который всегда оказывается деструктивным. Попытка сбалансировать фиксированный валютный курс посредством небольшой инфляции ради опосредованного контроля над реальным курсом обычно приводит к тому, что денежная политика начинает негативно влиять на производственный сектор и превращает банковский сектор в огромное казино. Единственным решением проблемы в таком случае будет влияние на реальный обменный курс рубля через постоянную девальвацию номинального обменного курса. Но для этого необходима полная защищенность от спекуляций на финансовых рынках. При отсутствии всесторонней системы контроля за капиталом страна может оказаться перед выбором: или смириться с невозможностью такого воздействия, или опереться на административно установленный обменный курс, то есть не конвертируемость. Введение контроля за капиталом помогло бы избежать возвращения к административной экономике. Фундамент нормативной базы валютного регулирования создали закон «О валютном регулировании и валютном контроле», а также принятые в его формирование многочисленные подзаконные акты. Система органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля: образована Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и её территориальные органы - 12 региональных центров и 3 отделения. Проблема утечки капитала из государства является сейчас во многом назначающей в дальнейшее развитие нашей нестабильной экономики. Иметь в своем распоряжении определенный ряд общих и основных черт с иностранными и развитыми аналогами, российский феномен оттока большого количества капитала отличается очень высоким своеобразием, как по мотивам утечек, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. Оно прямо косвенно выливается из специфики первоначального и основного накопления капитала путем долгого теневого перераспределения доходов и извлекания из него спекулятивных прибылей на рынке финансовых инструментов, также и стремления хозяйствующих субъектов восстановить уровень доходов в обстановке спада производства и в тяжелых условиях ведения бизнеса.
Итак, можно сказать, что валютная система России страдает основном из-за утечки капитала из страны. Чтобы ее предотвратить нужно, найти методы решения этой проблемы, впоследствии которой валютная система могла бы нормализоваться.
Нестабильность валютных курсов отрицательно сказывается на развитии международных экономических отношений. Для эквивалентного обмена валют необходим валютный курс, отражающий соотношение их реальной покупательной способности. Колебания валютных курсов, их резкие отклонения от покупательной способности усиливают неустойчивость международных валютно-кредитных и экономических отношений, приводят к необоснованному перераспределению национального дохода между странами, влекут за собой выигрыш одних и потери других стран. Поэтому мировым сообществом и отдельными странами принимаются меры по урегулированию и стабилизации валютного курса.
На формирование валютного курса влияют:
·покупательная способность денежных единиц и темп инфляции;
·состояние платёжного баланса страны;
·уровень процентных ставок;
·деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции;
·международная миграция капитала;
·степень использования национальной валюты в международных расчётах;
·степень доверия к валюте на национальном и мировых валютных рынках;
·государственное регулирование валютного курса, состоящее в проведении определённой валютной политики.
От этих факторов зависят спрос и предложение валюты.
Конкурентоспособность рубля все еще оставляет желать лучшего. И хотя положение евро или доллара тоже нельзя назвать уверенным и стабильным, отечественному рублю не удается обойти пусть и слабых на сегодняшний день конкурентов, чтобы укрепить позиции. И цены на нефть далеко не самый весомый фактор, влияющий на динамику курса отечественной валюты, существуют как минимум еще две причины, оказывающие влияние на колебание курса рубля.
К первой следует отнести непрекращающийся отток капитала из страны благодаря финансовой деятельности большинства отечественных компаний, предпочитающих валютный эквивалент рублевой выручке. Благодаря обилию импортных товаров, стоимость которых в связи с повышением цен не превышает отечественные, а также все возрастающий спрос на валюту, которую покупают как отечественные корпорации, так и многочисленные импортеры на рынке. Таким образом создается ситуация, когда спрос на валюту превышает предложения, что в конечном итоге не способствует укреплению позиций рубля.
Вторым немаловажным фактором, влияющим на стабильность отечественной валюты, является деятельность ЦБ, пытающегося удержать инфляцию на определенном уровне путем расширения границ валютного коридора. В условиях бюджетного дефицита, чтобы удержать курс рубля в пределах центральной зоны, банком проводятся валютные интервенции, и чем дальше рубль отклоняется к границам коридора, тем объем их становится больше. При этом банком сужаются границы своих процентных ставок, что позволяет, в свою очередь, регулировать стоимость денег.
Глобально назвать рубль слабой валютой даже с поправкой на инфляцию нельзя, поскольку в настоящее время он торгуется не хуже высокодоходных сырьевых валют, таких как австралийский или новозеландский доллар. К тому же, в 2012 году ему удалось несколько укрепить позиции, установившись в центральной зоне валютного коридора, а прогнозируемое повышение ЦБ процентных ставок, и увеличение количества нерезидентов на рынке государственных рублевых облигаций позволят поддержать отечественную валюту как минимум первые полгода.
И все же непривлекательность рубля для валютных спекуляций в сочетании с нестабильностью экономической ситуации должна предостеречь неискушенных инвесторов от попыток заработать, играя на движениях курса. В данном случае риск может быть неоправданно высоким и сбережения все же лучше хранить в наиболее часто используемой валюте.
2.2 Фундамент валютного регулирования
Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1)приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки (банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБР на проведение валютных операций), подотчетные ЦБР, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Основными направлениями валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в инвалюте перед государством,
в) проверка обоснованности платежей в инвалюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям
Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением некоторых валютных операций:
1) валютных операций движения капитала;
2) купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Эти операции в РФ производятся только через уполномоченные банки.
В отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их.
Валютное регулирование – это деятельность государства и Центрального банка через уполномоченных банков, направленная на регламентацию международных расчетов и расчетов внутри страны, а также – порядка выполнения операций с валютными ценностями. Кроме перечисленного, валютное регулирование включает: порядок проведения валютных операций, формирование резервных фондов, валютный контроль, целью которого является соблюдение действующего валютного законодательства в направлении:
- обеспечения стабильности национальной денежной единицы через достаточный уровень золотовалютного запаса страны;
- создание благоприятных условий для инвестирования в национальную экономику;
- стимулирование экспорта;
- обеспечение равновесия платежного баланса страны;
- выполнение текущего регулирования системы валютных ограничений и экономических нормативов;
- введение новых международных расчетов и т.п.
Валютное регулирование – это и перераспределение валютных ресурсов между производителями, посредниками и другими субъектами хозяйствования и государством; решение вопросов курсовой политики национальной валюты; условия работы валютных бирж страны; порядок расчетов и взаимоотношений с бюджетом субъектов, осуществляющих валютные и экспортно-импортные операции; условия продажи валюты и ее зачисления на счета; сроки расчетов и порядок использования.
Система валютного регулирования и валютного контроля устанавливается законодательными актами государства. Так, в Украине – это Декреты кабинета министров. Сам Порядок осуществления валютных операций во внутреннем обороте и международных расчетах регулируется положениями, утвержденными НБУ. Общее же руководство валютной политикой государства осуществляет Президент, Правительство и Верховная Рада, которая принимает законодательные акты в этой области, а также обеспечивает их соблюдение, распределяет полномочия и функции по управлению валютной сферой внутри страны.
Но, главным исполнительным органом валютного регулирования является Национальный банк Украины (НБУ), а конкретными исполнителями - уполномоченные коммерческие банки, предприятия, организации и граждане. НБУ управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на их осуществление на территории Украины и за границей (т.е. предоставляет этим банкам статус уполномоченного банка). НБУ вводит ограничения для коммерческих банков на объемы привлечения кредитов из-за границы, устанавливает им максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков; управляет валютными резервами, находящимися на его балансе; определяет сферу и порядок обращения иностранной валюты на территории страны. НБУ также проводит все виды валютных операций, регулирует валютный рынок и курс национальной денежной единицы к иностранным валютам, осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков, вводит единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, готовит и публикует статистику валютно-финансовых операций.
Валютное регулирование включает и порядок владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, которые на территории Украины могут находиться в собственности, как резидентов, так и нерезидентов. Все валютные средства резидентов должны иметь легальное происхождение, а именно:
- валютная выручка от внешнеэкономической деятельности;
- взносы в уставный капитал;