Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ ( Виды прямых налогов ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическая сущность налогов
1.1 Экономическая сущность и функции налогов
1.2 Принципы построения системы налогообложения
2. Роль и место прямых налогов в налоговой системе РФ
2.1 Характеристика прямых налогов в налоговой системе РФ
2.2 Прямые налоги в системе консолидированного федерального налогообложения РФ
Согласно данным сводной таблицы 2.1, построенной в соответствии со статистическими данными официального государственного ресурса, на рисунке 2.4 покажем динамику поступлений прямых налогов в сравнении с косвенными налогами.
Источник: Материалы Министерства финансов РФ. Официальный сайт:
URL: http://info.minfin.ru/kons_doh_isp.php
Рисунок 2.4 – Соотношение прямых и косвенных налогов в общей структуре консолидированного бюджета РФ в период 2010-2014 гг.,
млрд. руб.
Анализ полученных результатов показал, что поступление прямых налогов шло по возрастающей в соответствии с общей возрастающей пополнения доходной части бюджета РФ на протяжении периода с 2010 по 2014 года. Следует однако отметить, в 2014 году при общем понижении доходности налоговых поступлений, прямые налоги не только не сократили свои показатели, но и несколько их превысили (+227,59 млрд. руб.) по сравнению с предыдущим 2013 годом. В целом же, за период 2010-2014 гг. увеличение прямых налогов произошло более чем 50%, а косвенных – чуть более 40%.
Для более глубокого понимания природы экономических показателей увеличения прямых налогов в общей системе налогообложения РФ за последние пять лет, покажем динамику изменений прямых налогов по их видам, результаты чего наглядно отображены на диаграмме рисунка 2.5.
Источник: Материалы Министерства финансов РФ. Официальный сайт:
URL: http://info.minfin.ru/kons_doh_isp.php
Рисунок 2.5 – Динамика изменений прямых налогов по их видам
в общей структуре консолидированного бюджета РФ в период 2010-2014 гг.,
млрд. руб.
Так, согласно графику диаграммы рисунка 2.5, среди прямых налогов наибольший наибольшие показатели по прочим прямым налогам. На протяжении всего периода с 2010 по 2013 год была отмечена значительная тенденция на их увеличение, и только в 2014 году было зафиксировано понижение поступлений. Хотя данный факт не отразился на общей картин превосходства над другими видами прямых налогов. Сложившаяся ситуация позволяет сделать вывод, что в сегодняшней практике практически вообще не уделено внимание прямым налогам кроме традиционного рассматриваемых видов, изучению их роли в общей структуре налоговых поступлений в бюджет государства, что свидетельствует об отсутствии реального механизма взимания с налогоплательщиков посильных норм по их взиманию.
Второе место занимает вид прямых налогов на добычу полезных ископаемых (НДПИ). За исследованный период в бюджет поступило на 90% больше по сравнению с 2010 годом.
Третье место после НДПИ занимает НДФЛ с небольшой, но стабильной динамикой на увеличение, что по сравнению с 2010 годом составило увеличение на 28%.
Следующий по объему – это налог на прибыль организаций. Доход от него на протяжении периода с 2010 по 2014 год увеличился на 20%.
И последний вид прямых налогов по степени наполняемости доходов в бюджет РФ составляют налоги на имущество, которые мели тенденцию на увеличение в размере почти 47%.
Рисунок 2.6 – Динамика изменений доли прямых налогов по их видам
в общей структуре консолидированного бюджета РФ в 2010 и 2014 года
Диаграмма рисунка 2.6 позволяет утверждать, что доля удельного веса прочих прямых налогов увеличилась на 4%, НДФЛ уменьшил вес в общей структуре на - 4%, снизился также вес налога на прибыль организаций также на – 4%, НДПИ наоборот увеличился на 4%, налог на имущество остался без изменений с показателем доли в 8%.
Таким образом, несмотря на общую тенденцию увеличения на протяжении всего периода с 2010 по 2014 гг. показателей уровня прямых налогов в общей структуре налогообложения РФ, выявлен результат удельного веса на снижение для таких важных прямых налогов, как налог на прибыль организаций и НДФЛ. Такая ситуация может свидетельствовать, что общий налоговый климат в стране указывает на скрытие доходов и выплат налогов как физическими, так и юридическими лицами.
В целом же, следует отметить, что на исследуемый период с 2010 по 2013 года в стране отмечен период укрепления платежеспособности налогоплательщиков и усиления стабильности источника доходов для наполнения бюджета государства. Период 2014 года нарушает установившееся равновесие и открывает проблемы стабильности и результативности наполнения бюджета за счет поступления прямых налогов.
ВЫВОДЫ
При рассмотрении темы курсовой работы «Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ» были проведены теоретические и эмпирические исследования, которые позволили сделать ряд обобщающих выводов по данной проблематике, а именно:
- налоги как экономическая категория изучается на протяжении длительного исторического периода, однако единого мнения в определении, как самого понятия, так и его экономической сущности выработано не было;
- российское законодательство дает определение и раскрывает сущность налогов через призму функций налогов;
- относительно новым экономическим смыслом в раскрытии сущности налогов является изучении макроэкономического содержание налогов;
- к основным функциям налогов, позволяющих более точно определить экономическую сущность налогов относятся: фискальная, экономическая, регулирующая, стимулирующая, распределительная, контролирующая функции;
- современная система налогообложения строится на экономических, юридических, организационных принципах, которые имеют разветвленную систему самостоятельно действующих принципов, например: принцип справедливости, единства, законности, соразмерности, подвижности, обязательности, экономической целостности, определенности, эффективности, эластичности и др.;
- экономическая сущность прямых налогов вытекает из условий формирования экономической эффективности государства посредством изъятия средств с целью наполнения бюджета;
- в науке и российском законодательстве отсутствует четко сформулированные подходы к пониманию сущности прямых налогов;
- к основным видам прямых налогов в практическом применении относят следующие виды: налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество, НДПИ и прочие прямые налоги, которые в поной мере представлены только в консолидированном бюджете РФ;
- результат состояния прямых налогов в консолидированном бюджете РФ на протяжении периода 2010-2014 гг. преимущество данного вида налогов по отношению к косвенным налога с тенденцией на увеличение разрыва в доли участия налоговых поступлений в бюджет государства;
- несмотря на общую тенденцию увеличения на протяжении всего периода с 2010 по 2014 гг. показателей уровня прямых налогов в общей структуре налогообложения РФ, выявлен результат удельного веса на снижение для таких важных прямых налогов, как налог на прибыль организаций и НДФЛ. Такая ситуация может свидетельствовать, что общий налоговый климат в стране указывает на скрытие доходов и выплат налогов как физическими, так и юридическими лицами.
- исследуемый период с 2010 по 2013 года в стране отмечен период укрепления платежеспособности налогоплательщиков и усиления стабильности источника доходов для наполнения бюджета государства;
- период 2014 года нарушает установившееся равновесие и открывает проблемы стабильности и результативности наполнения бюджета за счет поступления прямых налогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ. (в ред. от 29 декабря 2014 г. N 480-ФЗ) / Система ГАРАНТ:
URL: http://base.garant.ru/10900200/1/#block_10001#ixzz3UXOUBmX3
- Алиев Б.Х. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» (степень – магистр), специальностям/профилю «инансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги иналогообложение» / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 215 с.
- Анастасова М.Г., Лапина Е.Н. Вновь созданная стоимость как критерий для классификации налогов / Young Science. 2014. № 3. С. 75-77.
- Баженов, А.А. Федеральные налоги и сборы: Учебное пособие в схемах / М-во обр. и науки Рос. Федерации, ФГБОУ Владимир. гос. ун-т – Владимир: Транзит-Икс, 2013. – 82 с.
- Большухина, И. С. Налоги и налогообложение: учебное пособие / И. С. Большухина. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 136 с.
Вахабов Э.Н., Мамедова Ч.Н. Прямые налоги в системе регионального налогообложения на примере Самарской области / Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 11. С. 110-115.
- Ефимова Е.Г., Поспелова Е.Б. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: МИИР, 2014. – 235с.
- Калинина О.В. Принцип и методы социально ориентированного развития налоговой политики Российской Федерации / Автореферат д. эк. н.: Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит. – Иванова: ИГХТУ, 2012. – 36 с.
- Калинина О.В. Социальная направленность российской налоговой системы: национальный и международные аспекты /Дайджест-финансы. 2011. № 2. С. 30-38.
- Лыкова, Л. Н. Л88 Налоговые системы зарубежных стран : учебник для маги- стров / Л. Н. Лыкова, И. С. Букина. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 428 с. — Серия : Магистр.
- Лытяков А.В. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации / Л.В. Лытяков, В.Н. Шитов. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 147 с.
- Мешкова Д.А. Налогообложение организаций в Российской Федерации: Учебник для бакалавров / Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи; под ред. д. эк., проф. А.З. Дадашева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 160 с.
- Митрофанова И.А. Экономическая сущность, принципы, функции налога на прибыль: эволюционный подход / Международный бухгалтерский учет. 2013. № 45. С. 42-55.
- Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вызов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бух.учет, анализ и аудит» / Н.Д. Эриашвили и др.; под. ред. А.Е. Суглобова, Н.М. Бобошко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 543 с.
- Налоги и налогообложение: электронный учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит",Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / под ред. И.А. Майбурова .- 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2012. – 591 с.
- Налоги и налогообложение: электронный учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит",Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / под ред. И.А. Майбурова .- 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2011 .- 558 с.
- Нечаев А.С., Антипина О.В. Налогообложение в России: анализ и тенденции развития / Economic Annals-XXI. 2014. Т. 1. № 1-2. С. 73-77.
- Сокул П. Налоги и их функции в современной экономике / Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 115-122.
- Смородина Е.А. Развитие научных концепций о сущности и функциях налогов / Управленец. 2014. № 3 (49). С. 4-11.
- Фокин А.Н. Система налогов и сборов в Российской Федерации: федеральные налоги и сборы / Общество и право. 2014. № 2 (48). С. 286-291.
- Материалы Министерства финансов РФ. Официальный сайт: URL: http://info.minfin.ru/kons_doh_isp.php
Приложение А
Таблица
Позиции экономистов в отношении функций налогов
Ф.И.О. ученого |
Функции налогов |
1 |
2 |
Период с 1992 по 1998 г |
|
1. Родионова В.М., профессор |
1. Фискальная функция – формирование бюджетного фонда. 2. Экономическая функция (иногда ее дробят на регулирующую и стимулирующую) – государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения |
2. Казак А.Ю., академик |
1. Фискальная функция – осуществляется образование соответствующих государственных денежных фондов, и создаются необходимые материальные условия для существования государства. 2. Стимулирующая (регулирующая) функция, посредством которой налоги используются в качестве важнейшего финансового регулятора всех перераспределительных процессов в обществе, активно воздействующего на состояние экономической системы. |
Дробозина Л.А., профессор |
1. Фискальная функция – образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. 2. Регулирующая функция – активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежный спрос населения. |
Заяц Н.Е., профессор |
1. Распределительная функция – осуществляется формирование доходной части государственного бюджета, а затем доходы направляются на финансирование различных мероприятий, связанных с реализацией государством своих функций. 2. Контрольная функция – оценивается эффективность каждого платежа и налогового режима в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику. |
Период с 1999 г. по настоящее время |
|
5. Черник Д.Г |
1. Фискальная функция – отражает задачу наполнения деньгами казны или, в современном понимании, бюджета государства. 2. Распределительная или социальная функция – через налоговую систему государство осуществляет пере- распределение финансовых ресурсов, в том числе перетекание денег из производственной сферы в социальную. 3. Регулирующая функция – с помощью налоговых методов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении. 4. Контрольная функция – с помощью налоговой статистики и анализа налоговых деклараций государство владеет информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц. 5. Политическая функция – нередко она противоречит фискальной. Это связано с особыми режимами налогообложения для отдельных стран. |
Продолжение таблицы Приложения А
1 |
2 |
6. Майбуров И.А., профессор |
1. Фискальная функция (основная) – изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. 2. Распределительная (социальная) функция – выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. 3. Контрольная функция – обеспечение государственного контроля над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также над источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. 4. Регулирующая функция – проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы. Считается вполне обоснованным предлагаемое А.В. Брызгалиным выделение в регулирующей функции налогов трех подфункций: стимулирующей, дестимулирующей и воспроизводственной |
Приложение Б
Таблица
Принципы налогов
Содержание
Принципы |
|
1 |
2 |
Юридические принципы |
|
1.Обязательность |
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. |
2. Законность |
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные законом. |
3.Недискримина-ционный характер |
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других критериев. Недопустимо установление ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. |
4.Обоснованность |
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. |
5.Экономическая целостность |
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивающие или создающие препятствия экономической деятельности физических лиц и организаций. |
6.Определенность |
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Налогоплательщик должен точно знать, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. |
7.Презумпция невиновности налогоплательщика |
Все неустранимые сомнения и противоречия актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков. |
Организационные принципы |
|
1.Самостоятельность |
Структура налоговой системы должна обеспечивать самостоятельность бюджетов по налогам, которая основывается на налоговом федерализме – разграничении полномочий в области налогообложения между федеральными, региональными, местными уровнями власти. Трехуровневая налоговая система РФ обеспечивает реализацию принципа самостоятельности. |
2.Эластичность |
Налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными потребностями государства. Например, размер экспортных таможенных пошлин может меняться в зависимости от колебания мировых цен на нефть, газ и др. |