Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ ( Виды прямых налогов ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Исследование проблематики курсовой работы по теме определения роли прямых налогов и их места в налоговой системе Российской Федерации на современном этапе развития обусловлено особой значимостью налогов в экономическом развитии государства. Весомая роль налогов определена тем фактом, что налоговые поступления являются основной формой государственных доходов, что предопределяет дальнейшие возможности развития общества и его эффективного существования.

Обращение к более детальному рассмотрению категории прямых налогов вызвано особой значимостью данного вида налогов как источника доходов бюджета Российской Федерации, что вызвано рядом трансформационных изменений в условиях функционирования современного государства, и в частности, российского государства.

Целью настоящего исследования по теме курсовой работы предусмотрено определение роли и места прямых налогов в структуре доходов консолидированного бюджета РФ.

Принципиальной особенностью исследования является комплексный подход к теоретическим и практическим аспектам в определении экономического смысла прямых налогов и степени их влияния на общий уровень развития государства, что также можно характеризовать, как основные задачи курсовой работы.

Таким образом, обобщение разрозненных знаний в вопросе всестороннего изучения такой экономической категории как прямые налоги в общей структуре налогообложения позволит выделить как положительные, так и отрицательные моменты в понимании практической значимости прямых налогов в системе экономических взаимоотношений: экономика – государство – налоги.

В соответствии с вышеизложенным, предметом исследования являются состояние, динамика, структура, особенности и основные характеристики прямых налогов.

Основой для теоретического изучения проблемы прямого налогообложения стали работы современных авторов с опорой на положения классиков теории налогообложения, среди которых особо следует выделить таких ученых, как Алиева Б.Х., Боженова А.А., Большухину И.С., Ефимову Е.Т., Калинину О.В., Лыкову Л.Н., Мешкову Д.А., Майбурова И.А., Смородину и др.

Эмпирические исследования состояния, структуры, динамики поступлений в консолидированный бюджет РФ стал официальный государственный источник финансово-экономической информации Министерства финансов Российской Федерации.


1. Экономическая сущность налогов

1.1 Экономическая сущность и функции налогов

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - писал классик трудовой теории стоимости К. Маркс (1918-1883). Перефразировав известное классическое выражение, можно утверждать, что налоги возникли там и тогда, где и когда возникло государство.[1]В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей граждан ему потребуется определенная сумма денежных средств. Следовательно, без сбора налогов государство не сможет выполнять свои функции, а его существование, как такового станет бессмысленным.[2]

Анализ научно-методической литературы по вопросам теории налогов и налогообложения показал, что попытка научного осмысления данной экономической категории началась достаточно давно. Так, Основоположником теоретического осмысления налогов является английский экономист Уильям Петти (1623–1687 гг.). Главный его труд – «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.), в котором он рассмотрел виды государственных расходов и раскрыл причины, приводящие к их увеличению. Однако, впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Давида Рикардо (1772–1823 гг.), последователя А. Смита. «Налоги, – писал он, – составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны».[3]

Осмысление экономической сущности категории налогов проходило и далее на протяжении всего исторического периода до сегодняшних дней. За этот период сформировалась классическая экономическая теория налогов, которую условно можно разделить на два направления. В рамках первого направления вделяются: – теории «выгоды», «обмена эквивалентов», «услуги–возмездия» как теории «общественного договора» (Г. Бастэбль, П. Леруа-Болье, П. Прудон, Д. Рикардо, Ж. Сисмонди, А. Смит, Р. Стурм, Ж.-Б. Сэй); – теория «атомистическая», разновидностями которой являлись теории «фискального договора» (С. Вобан, Т. Гоббс, О. Мирабо, Ш. Монтескье), теория налога как страховой премии (Э. де Жи- рарден, Д. Мак-Куллох, А. Тьер и др.). Второе направление налоговых теорий связано с принудительным характером взимания (отчуждением) и нашло свое воплощение в теории «жертвы» (С. Витте, Н. Канар, Д. Милль, Б. Мильгаузен, Я. Таргулов, Н. Тургенев, И. Янжул) и теории «коллективных (общественных) потребностей» (А. Буковецкий, А. Вагнер, А. Лориа, П. Микеладзе, Ф. Нитти, Э. Сакс, Э. Селигман, А. Соколов, М. Фридман, А. Шеффле, Л. Штейн). Налог трактовался как необходимое участие в покрытии расходов государства, как обязанность, вытекающая из самой идеи государства и тех потребностей, которые с его помощью удовлетворяются.[4]


Анализ соответствующих работ зарубежных и отечественных ученых, а также налогового законодательства показал, что в определениях налога основной акцент делается на обязательность и безвозмездность платежа.[5]

Поэтому, для конкретизации этой категории необходимо вначале выделить отличительные признаки налога, которые также закреплены и российским законодательством в соответствии с достижениями науки.[6]

Так, согласно Ст.1. п.1 Налогового кодекса РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[7]

Из общепризнанных пяти основных признаков налога в данном определении присутствуют только три: императивность (обязательность), индивидуальная безвозмездность, уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства. … В данной трактовке отсутствует признак законности, т.е. указание на то, что этот платеж должен быть законодательно установлен. Отсутствует признак регулярности уплаты налога, что не позволяет отличать налог от сбора и от неналоговых платежей (штрафы, санкции, конфискации).[8]

С другой стороны в ряде других статей Налогового кодекса РФ отражены все общие признаки налога, в том числе: определяются виды налогов РФ, основание воспроизведения и порядок использования обязанностей по уплате налогов, устанавливается перечень налогов РФ.

Исходя из вышесказанного, наиболее точное определение налога, которое в полной мере учитывает все его характерные признаки, представляется так: «Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».[9]

Представленная ситуация на ряду с анализом современных трактовок экономической сущности категории налогов как зарубежных, так и отечественных авторов показал, что, несмотря на постоянный интерес в течение многих веков к вопросу осмысления экономической сущности налогов, единого мнения выработано так и не было.[10]


Анализируя современные трактовки экономической сущности понимания категории налоги, приведем в качестве обобщающего примера следующее определении: «Налоги – это неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Несмотря на изменчивость приоритетов государственного строительства и воззрений на сущность налогов в разные исторические эпохи, финансово-экономический фундамент этой взаимосвязи остается неизменным и состоит в необходимости изъятия части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета)».[11]

Следует отметить, что выяснение экономической природы налога всегда были связаны с поиском определенного источника обложения и оценкой степени того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на деятельность хозяйствующих субъектов и развитие национального хозяйственного комплекса в целом.[12]

Однако, несмотря на традиционно устоявшийся подход, аспект влияния государственной системы налогообложения государства на его макроэкономическую систему стал предметом изучения только на современной этапе развития экономической науки. На рисунке 1.1 показан современный подход к осмыслению экономической сущности налогов.

Рисунок 1.1 - Макроэкономическое содержание налогов:[13]

Y – валовой внутренний продукт; ND – национальный доход;

С – овеществленные издержки производства; V – оплата труда или личный доход; P – прибыль хозяйствующих субъектов

Государство является надстрочной формой управления обществом. Общество делегирует государственные полномочия и компетенции управления, в том числе и в сфере обеспечения необходимости государственных доходов, то есть обеспечения доходности части бюджета. [14]

Так, материальным источником налогов выступает новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, т. е. национальный доход. Он распадается на две части: – одна часть поступает собственникам – владельцам капитала и природных богатств в форме прибыли и доходов; – вторая – наемным работникам в форме оплаты труда. Обе части становятся конкретным доходом основных социальных групп общества.[15]


В данной ситуации, общество делегирует государству компетенцию осуществления общественно значимых расходов за счет этих доходов. Следовательно, можно говорить, что посредством налогообложения, созданного в процессе производства ВВП, происходит его перераспределение в интересах всего общества.[16] Таким образом, открывается следующий аспект взаимосвязи экономики, государства и налогов, где при централизованном распределении финансовых ресурсов государством выделяются его приоритеты. Именно установленные государством цели, финансированные за счет расходной части бюджета, определяют возможности для увеличения национального богатства и благосостояния граждан страны.

Рассматривая функции налогов, исходим из того, что функция любой экономической категории, в том числе налогов, позволяют дополнительно раскрывать сущность и внутреннее содержание данной категории. Анализ предложенной в таблице Приложения А информации свидетельствует о том, что в числе налоговых функций ученые обычно рассматривают: фискальную, экономическую, регулирующую, стимулирующую, распределительную, контрольную, используя различную компоновку отдельных из них. Как мы видим, большинство современных ученых придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов.[17] Как видно из таблицы, функции налогов напрямую связаны с целями, достигаемыми через налоговые механизмы. Сопоставление целей налогообложения с их функциями следует из того, что цели обложения, прямо зависят от ее общественно-экономической доктрины. В налогах проявляется фискальная (финансовая) цель, а также экономические и социальные цели.[18]

1.2 Принципы построения системы налогообложения

Фундаментом теории налогов по праву считаются знаменитые принципы (справедливость, т.е. всеобщность и равномерность, определенность, удобство и экономичность), обоснованные Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов».[19]

Для всех стран существуют общие принципы. Среди них: принцип равенства и справедливости, принцип эффективности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов:

1. Налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или это влияние должно быть минимальным;