Файл: Эффективность преодоления барьеров на государственной и муниципальной службе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При решении межличностных коммуникационных барьеров:

При возникших коммуникационных барьерах между ЛН и сотрудниками «Этического» типа следует делать упор на их точки соприкосновения на почве их общих интересов вне работы. Например, хобби, увлечения и т.д.;

Для решения барьеров неформального общения у ЛН следует организовывать тематические праздники, корпоративные мероприятия и прочие встречи вне рабочего времени.

«Этики» трудозависимые

При решении организационных барьеров коммуникаций такой категорией сотрудников следует управлять:

Стимулирование: общественное поощрение, возможность представления организации на специализированных встречах, конференциях, форумах и т.д.;

Руководству следует показать ЭТ, что поставленные ими задачи имеет глобально положительный эффект как для самого сотрудника, так и для организации в целом;

При решении межличностных коммуникационных барьеров:

Командные творческие соревнования, например, оформление помещения организации для праздника, неофициальные встречи в караоке и т.д.;

Необходимо создать комнаты психологической и эмоциональной разгрузки, где сотрудники смогут снять накопившуюся усталость и улучшить неформальное общение.

«Этики» нетрудозависимые

При решении организационных барьеров коммуникаций такой категорией сотрудников следует управлять:

Стимулирование: во-первых, формирование гибкого графика с установлением KPI (или просто показателями выполнения плана), во-вторых, использовать полный рабочий день с учетом сдельной заработной платы;

Руководству следует попробовать сделать основной упор на материальное стимулирование, в случае отрицательного эффекта, перейти на другой способ стимулирования;

Сводить с более социально-активными людьми, которые исключают из общения морализацию и нравоучения.

При решении межличностных коммуникационных барьеров:

Применять тактику шефства, исключающую сентиментально-жалостливую составляю щую;

Всячески морально поддерживать такого сотрудника, делая акцент на его положительные профессиональные качества, побуждать его интерес к окружающим.

В заключение, необходимо сказать, что коммуникационные барьеры играют очень серьезную роль и являются одной из значимых причин сопротивления персонала организационным изменениям. Руководству следует правильно и умело подходить к решению данного вопроса, иначе сложившаяся ситуация в организации будет только ухудшаться. Предлагаемая Модель «увлеченности» является тем инструментом, который позволит руководителям более внимательно принимать решения относительно своих сотрудников, что упростит решение проблемы коммуникационных барьеров и их влияния на организационные изменения.


2.2. Методика преодоления коммуникационных барьеров в процессе вузовского обучения

В связи с модернизацией образовательной системы высшей школы, значительным увеличением потока новой информации и усилением роли самостоятельного освоения знаний особую актуальность приобретает проблема повышения качества вузовской подготовки специалиста.

Одно из эффективных направлений оптимизации процесса обучения в вузе связано с выявлением психолого-педагогических факторов, препятствующих успешному формированию учебной деятельности обучающихся. Среди таких факторов могут быть выделены системы препятствий, которые на субъективном уровне воспринимаются и студентами, и преподавателями как барьеры в обучении [4, с. 171].

В основе возникающих в процессе обучения коммуникационных барьеров могут лежать затруднения семантического характера [2, с. 108]. В этом случае непонимание является следствием целого ряда причин. Во-первых, подавляющее большинство используемых в речи слов имеют различные лек­сические значения. Кроме того, значения различаются в зависимости от об­ласти научно-практического знания, в которой это слово применяется. Например, трактовка термина «доказательство» в математике отличается от трактовки, принятой в юриспруденции или в психолого-педагогических науках. Во-вторых, следует учитывать, что «смысловые» поля у разных людей различные и зависят, в частности, от индивидуальных особенностей личности, ее направленности, выполняемой деятельности, социальной группы, к которой человек принадлежит. В-третьих, преподаватель учебной дисциплины обычно уверен, что студенты рассуждают и понимают так же, как он. Однако, в силу многих причин, к которым относятся различия в образовании, опыте выполняемых действий, возрастные и индивидуально­психологические особенности личности, это оказывается в принципе невоз­можным.

К формированию коммуникационных барьеров может приводить неэффективное отражение содержания информации в выбранной для этого форме [1, с. 126]. Наиболее существенные затруднения, которые относятся к особенностям стиля, связаны с подходами к структурированию передаваемой информации. При осуществлении коммуникации не всегда эффективно ис­пользуются два основных правила структурирования информации в обще­нии, которые называются правилом рамки и правилом цепи. Основанное на действии установленного немецким психологом Г. Эббингаузом закона работы памяти правило рамки часто называют также «фактором ряда». Сущность его состоит в том, что начало и конец любого информационного ряда, сохраняется в памяти индивида лучше, чем середина ряда. Рамку в общении создают начало и заключение разговора.


Для эффективности общения, проведения беседы целесообразно вначале четко и точно указать цель, перспективы и предполагаемые результаты коммуникации, а в завершение разговора важно подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достиже­ния целей. Правило цепи основано на том предположении, что содержание общения не может представлять собой массу разрозненных фактов, оно должно быть определенным образом выстроено, соединено в цепь, перечис­лено в некоторой логической последовательности. Любая цепь, упорядочи­вая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две зада­чи: во-первых, позволяет улучшить запоминание, во-вторых, помогает струк­турировать информацию в соответствии с ожиданиями субъектов общения, способствует пониманию поступаемой информации [3, с. 258].

Совершенствование коммуникационных процессов в вузовском обуче­нии возможно по различным направлениям. Прежде всего, необходимо уси­лить действие обратной связи между субъектами образовательного процесса. Важным средством является использование при реализации обучения в вузе современных образовательных технологий, в частности, таких форм обуче­ния, которые предусматривают работу в парах или в группах [6, с. 95]. На повышение эффективности коммуникаций существенно влияют особенности мотивации учебной деятельности студентов. Следует учитывать, что преобладающий вид мотивации может затруднять общение и являться одной из причин возникновения коммуникационных барьеров в условиях обучения в вузе [5, с. 186].

2.3 Эффективность преодоления барьеров на государственной и муниципальной службе

Обеспечение эффективности внешней и внутренней коммуникации в организации на всех уровнях - одна из важнейших задач управления. Но коммуникация, по мнению австрийского философа и логика Ф. Кауфмана, это не просто передача информации, а сознательно устанавливаемая взаимозависимость [6, с. 138].

Исследованием проблем организационного взаимодействия занимались отечественные и зарубежные учёные. Большой вклад в изучение коммуникаци­онных процессов внесли статьи И.В. Строгановой об особенностях неформаль­ного взаимодействия в коллективе, работы Д. Вольтона о процессе передачи информации и о его составляющих, а также исследования эффективности разных видов коммуникаций, проводимые Ф.И. Шарковым. Значительное влияние на развитие теории коммуникации в сфере государственной и муниципальной службы оказали работы Б.В. Лытова, И.Н. Барцица и других учёных.


Важно отметить междисциплинарный характер затрагиваемой темы. Проблемы коммуникации в сфере государственно-служебных отношений можно рассматривать с точки зрения исторических, юридических, социально-психоло­гических аспектов взаимодействия субъектов. Перечисленные подходы объединяет то, что коммуникации отводится исключительная роль в процессе управления.

Управленческая функция отражена в следующем определении: «Коммуникация - это деятельность по установлению связей между различными элемен­тами общества, направленная на утверждение в сознании людей определённых взглядов и достижения изменений в поведении, желательных для коммуникатора» [7, с. 13].

Применяя системный подход к изучению коммуникаций в сфере государственного управления, необходимо отметить: именно внутренние процессы передачи информации отражают такие признаки системности как целостность, си- нергичность и иерархичность структурных элементов.

Согласно теории систем, работа всей совокупности элементов зависит не только от состояния отдельных структурных звеньев, но и от качества взаимодействия между ними. В связи с этим, основополагающее значение в системе государственно-служебных отношений имеет высокоэффективная система обмена информацией.

Система государственного управления представляет собой высокоцентрализованную формальную структуру. Для такого типа структур характерны следующие особенности коммуникационного процесса:

Стандартизация и формализация информационного обмена: процесс фор­мализации информации упрощает её дальнейшую обработку, устраняет дубли­рование содержания, защищает от возможного искажения.

Документирование передаваемой информации препятствует искажению, позволяет фиксировать текущие процессы и имеет важнейшее значение в управленческой деятельности.

Правовая регламентация процесса взаимодействия позволяет обеспечить законность всех процедур.

Наличие бюрократических барьеров. Бюрократизация взаимодействий, как правило, свойственна формальным иерархическим структурам. Она выполняет позитивную и негативную функции (см. таблица 1). При этом, основная её роль - регламентация и унификация с целью совершенствования контроля и рационализации.

Таблица 1 Влияние особенностей формальной иерархической структуры на эффективность обмена информацией

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Определение статуса звеньев информацион­ной цепи и соответствующих отношений между ними как паритетных или приоритет­ных.

Временные затраты на организацию про­цесса обмена информацией, которая быстро устаревает (особенно в случае неэффектив­ной системы коммуникации).

Специализация задач служащих и функций подразделений ограничивает их информаци­онное поле, способствует фильтрации внут­ренней информации и снижает вероятность информационных перегрузок.

Значимость процесса становится на первый план, значимость результата второстепенна.

Унификация процессов, закрепление после­довательности действий в регламентах и ин­струкциях позволяют совершенствовать контроль, повысить прогнозируемость ре­зультатов взаимодействия.

Отсутствие гибкости системы коммуника­ций, сбои в работе при нестандартных ситу­ациях.

Централизация управления информацион­ными потоками. Повышение слаженности работы всех звеньев информационной цепи.

Чрезмерная жёсткость поведенческих норм не позволяет системе коммуникации быстро реагировать на изменения.

Деперсонификация отношений позволяют снизить частоту межличностных конфлик­тов, повысить уровень трудовой дисци­плины.

Разрастание бюрократического аппарата ве­дёт к усложнению системы коммуникаций, что увеличивает вероятность дисфункций.


Исходя из перечисленных признаков внутренней коммуникации в сфере государственно-служебных отношений следует подчеркнуть, что передаваемая информация более защищена от искажения, от влияния межличностных отношений и опирается на должностные регламенты. Закрепление уровней и зон ответ­ственности элементов коммуникационной цепи (служащих) в должностной ин­струкции определяет их роль в процессе информационного обмена.

Все горизонтальные коммуникации можно разделить на три категории:

Взаимодействие между сотрудниками одного подразделения.

Коммуникации между подразделениями одного органа. Существует две группы таких коммуникаций:

Коммуникации между структурными единицами, разделёнными по функциональному признаку. В этом случае сферы взаимодействия будут ка­саться распределения ресурсов, координации действий в рамках полномочий подразделений, в отдельных случаях границы полномочий могут пересекаться. Задачи, выполняемые такими подразделениями отличаются и соответствуют це­лям их работы. Процесс обмена информацией направлен на выработку оптималь­ного пути решения силами различных инстанций, равных между собой по ста­тусу. Причинами снижения эффективности коммуникации могут быть: конку­ренция при распределении ограниченных ресурсов, нечёткие границы компетен­ций структурных единиц, неопределённость функциональной дифференциации и др.

Деление по пространственному признаку подразумевает ограничение компетенций структурной единицы пределами подведомственной ей территории. Коммуникации таких подразделений связаны с координацией выполнения одних и тех же задач с учётом специфики конкретной административной еди­ницы. Проблемы взаимодействия обусловлены культурными особенностями подведомственных территорий, различия экономических условий и возможностей, пространственной отдалённостью подразделений, и др. Вышеперечисленные факторы снижают своевременность и точность передачи информации.

Наиболее существенная коммуникационная проблема в сфере государ­ственно-служебных отношений - взаимодействие подразделений и ведомств, об­мен информацией между элементами системы, находящимися на одном уровне организационной иерархии.

Сложности при создании и поддержании эффективного функционирования системы коммуникации могут возникать из-за большого количества уровней управления в организационной иерархии. В этом случае наблюдается ряд нега­тивных признаков:

Увеличивается нагрузка на исполнителя, находящегося в конце коммуни­кационной цепочки [2, с. 81].