Файл: Эффективность преодоления барьеров на государственной и муниципальной службе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Получившие развитие во второй половине XX века процессы глобализации и интернационализации актуализировали такой аспект социальной коммуникации, как взаимодействия в межкультурной среде. Вследствие падения "железного занавеса" Россия и страны Восточной Европы оказались включенными в процессы масштабных изменений миропорядка в целом.

Контакты представителей разных культур порождают множество проблем, которые обусловлены несовпадением норм, ценностей, особенностей мировоззрения партнеров и т.п. Поэтому успешность взаимодействия зависит от достижения консенсуса по поводу правил и схем коммуникации, не ущемляющих интересов представителей разных культур. Требуется адаптация традиционных моделей монокультурных взаимо­действий к новой социальной среде на фоне сохранения культурно­го многообразия мира.

Межкультурная коммуникация является одним из прогрессивно раз­вивающихся направлений как за рубежом, так и в современной России. Концептуальной основой западных исследований по данной проблематике выступают междисциплинарные подходы, что обусловлено потребностью многостороннего осмысления происходящих в этом поле процессов. Осо­бый интерес представляет изучение барьеров коммуникации представите­лей разных социокультурных систем.

Цель данной работы – ознакомиться с природой и сложностями коммуникаций, с потенциальными ловушками на пути к пониманию сути сообщений, а также с тем, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией как среди менеджеров, так и за пределами их круга.

Задачи работы:

  • Раскрыть понятие барьера;
  • Раскрыть представления о барьерах массовой коммуникации;
  • Раскрыть представления о барьерах межличностной коммуникации;
  • Рассмотреть различные пути преодоление коммуникативных барьеров.

Глава 1. Коммуникации: понятие, виды, характеристика

1.1 Коммуникационный процесс: понятие, основные элементы, этапы, их характеристика


Современные нестабильные условия рыночной экономики требуют от организаций проявлять высокую степень внимательности к изменениям внешней среды. Большинство организаций направлено на успешное развитие и функционирование. Для этого им необходимо своевременно реагировать на воздействие внешней среды и проводить соответствующие изменения.

Проведение любых организационных изменений всегда вызывает ряд противодействий, которые принято называть сопротивлениями. Выделяется множество различных причин сопротивлений изменениям, таких как «психологические», «социальные» и т.п., но в данном исследовании мы обращаем внимание на одну из важных причин сопротивлений - коммуникационные барьеры, которые препятствуют эффективной деятельности организации.

Устранение влияния коммуникационных барьеров и снижение уровня сопротивления организационным изменениям позволит компании повысить эффективность деятельности, тем самым обеспечить необходимую устойчивость на конкурентном рынке.

Под сопротивлением переменам следует понимать различные поступки или действия сотрудников компании, направленные на задержку, дискредитацию, противодействие осуществлению перемен в процессе труда.

Существует несколько традиционных причин сопротивления персонала орг. изменениям: социальные, логические и психологические аспекты. Сущность социальных причин состоит в том, что изменения в связи с чем-то «новым» вступают в борьбу с групповыми интересами, нормами, ценностями. Психологические виды основываются на эмоциях, чувствах, установках. Логические причины - это несогласие с фактами, доводами о времени, усилиях, необходимых для адаптации к изменениям, в том числе по поводу усвоения новых должностных обязанностей.

Коммуникационные барьеры могут формироваться, как на межличностном уровне, так и на организационном. Существует огромное количество явлений, которые негативно сказываются на коммуникациях. В связи с этим, рассмотрим наиболее интересующие нас барьеры, возникающие у персонала организации.

Рассмотрим межличностные барьеры. Межличностное общение представляет собой коммуникации, которые осуществляются между отдельными людьми, когда общение происходит наедине или коммуникации, возникающие между группой людей посредством слов, выражений, и несловесных средств общения. Организационные барьеры коммуникаций часто возникают из - за неэффективной структуры управления, неправильным осуществлением функций управления, из-за ошибок высшего руководства в делегировании обязанностей и полномочий.


Личностные барьеры представляют собой коммуникативные проблемы, возникающие из-за личностных характеристик обеих сторон общения. Структурные барьеры на уровне организации - это коммуникации между отдельными элементами организационной структуры, которые обусловлены неоднозначностью во взаимоотношениях между различными структурными единицами организации.

1.2 Коммуникационные барьеры

В широком смысле слова коммуникация – это человеческое общение. Оно может происходить в формальной и неформальной обстановке. Под процессом общения подразумевают процесс обмена информацией, что происходит посредством различных средств коммуникации. Если исходить из того, что основная цель общения - только обмен информацией, то можно рассмотреть все виды коммуникативных барьеров, что могут препятствовать этому.

В процессе коммуникации всегда участвуют коммуникаторы и реципиенты. Вне зависимости от того, сколько человек участвует в разговоре, всегда будут те, кто говорят, и те, кто слушают. Человеческое общение, как и любой другой обмен информацией, основано на трехзвенной цепи: Кодирование. Передача. Декодирование. Как это все происходит? Коммуникатор оформляет информационное сообщение в код (слова, жесты, мимика) и передает реципиенту. Тот, в свою очередь, посредством зрения и слуха принимает и понимает сообщение. Коммуникативные барьеры могут возникнуть на каждом звене этой цепочки. Согласно А. Панфиловой, виды коммуникативных барьеров в общении могут быть: стилистическими, семантическими, лингвистическими, фонетическими, логическими и психологическими.

Применительно к организационной коммуникации мы предлагаем сосредоточить внимание в первую очередь, на препятствиях, связанных с содержанием сообщения. Сам процесс передачи информации еще не является условием ее понимания, существует проблема трансляции смысла в коммуникации [2; 3;7]. На неправильное понимание смысла слов указывают семантические барьеры, с неизбежностью возникающие в организации. Источник и получатель сообщения, находясь на разных уровнях вертикали («руководитель – подчиненный»), могут принадлежать к различной социокультурной среде, отличаться уровнем интеллекта, словарным запасом и профессиональной компетентностью. Кроме того, не избежать и сложностей в понимании сообщения при горизонтальной коммуникации по причине отличий ее участников в силу особенностей личности, уникальности их опыта. Искажению передаваемого сообщения будут способствовать и дефекты речи коммуникантов: невнятное произношение усилит сложности в его адекватной передаче и т.д. Поскольку сообщение не будет понято получателем, семантический барьер может снизить эффективность коммуникации.


Поэтому деятельность менеджера должна быть направлена на предупреждение или преодоление таких барьеров при коммуникации в организации. Следует сосредоточить внимание на адекватной передаче информации, при которой смысл источника и/или отправителя сообщения доходит до его получателя без искажений. Основной целью коммуникационного процесса должно стать обеспечение понимания сообщения путем его ясного формулирования и необходимого уточнения посредством активизации обратной связи.

Также барьеры в общении могут быть внешними, внутренними и базовыми. Можно сказать, что это три глобальных вида коммуникативных барьеров. Внешние барьеры возникают тогда, когда человеку что-то мешает передавать информацию и эта причина от него никак не зависит. Например, пропала связь, пока человек разговаривал по телефону или во время разговора с другом, вдруг откуда-то со стройки или железнодорожной станции донесся громкий звук, из-за которого собеседник не смог услышать последние слова. Внешний вид коммуникативных барьеров носит исключительно технический характер и никак не связан с физиологическими патологиями. Внутренние барьеры возникают из-за лингвистических, семантических или стилистических причин. Наиболее распространен этот вид коммуникативного барьера при изучении иностранного языка. Он сводится к тому, что декодируемые сигналы являются неадекватно закодированными на вербальном уровне. Проще говоря, реципиент не в состоянии понять того, что сказано на языке, которого он не знает. Базовые барьеры – это уже объект изучения психологии. Если внутренние и внешние барьеры можно определить как чисто технические, и от них, по крайней мере, легко избавиться, то базовые устранить не так просто, к тому же их бывает несколько. Базовые барьеры заключаются в непонимании реципиентом смысла сказанного не потому, что это другой язык, а потому, что у него возникают свои ассоциации, сравнения и представления, которые мешают адекватному восприятию. Вот какие существуют виды коммуникативных барьеров базового типа: ментальные и эмоциональные. В разговоре, особенно неформальном, людям свойственно переводить мыслеобразы в слова и жесты, а потом декодировать обратно. Вот только одни и те же слова вызывают у контактеров разные ассоциации. В зависимости от того, где человек учился, работал и проживал, у него возникают свои представления, то есть он совершенно по-другому воспринимает переданные ему мыслеформы. Этот вид коммуникативного барьера в общении может быть логическим или эмоциональным. В некоторых случаях эту преграду практически невозможно преодолеть, в особенности если контактеры находятся на разных уровнях ментального и эмоционального состояния. Допустим, эмоциональное состояние - вещь нестабильная, и его можно выровнять. Тогда проблема с коммуникацией разрешится сама собой. А вот чтобы исправить ментальный уровень, потребуется несколько лет дополнительного образования и тренировки сообразительности. Также принято выделять следующие виды межличностных коммуникативных барьеров: Мотивационный. В общении цели собеседников должны совпадать, в крайнем случае не противоречить друг другу. И если возникает подобное противоречие, то информация с самого начала не может восприниматься адекватно. Человек будет слушать, но вряд ли он услышит именно то, что ему хотел передать собеседник. Получится ситуация из области «что хочу, то и слышу». Терминологический. Эта проблема возникает, когда обсуждается определенный вопрос людьми с разным уровнем компетентности. К примеру, о фондовом рынке рассуждает художник из Питера и опытный акционер в этой области. Естественно, участники дискуссии будут по-разному интерпретировать слова друг друга, поскольку опираться будут исключительно на свои знания. Так, есть вероятность, что может возникнуть конфликт интерпретаций, который очень сложно определить сразу же. Однако этот барьер легко можно преодолеть, если выработать собственный словарь терминов или попросту попросить собеседника заменить зубодробительные научные эпитеты «человеческими» словами. Мировоззренческий барьер. Это самый глубокий и труднопреодолимый коммуникативный барьер. Он может возникнуть из-за разного возраста собеседников, разного жизненного опыта или культурного уровня. Непонимание основывается на том, что каждый коммуникатор обладает разным уровнем сознания. Например, всем известный конфликт отцов и детей. Также высока вероятность того, что собеседник попросту зациклен на субъективной мысли, что его никто не сможет понять, но это немного другое. А если говорить о мировоззрении, то действительно на разном уровне сознания по-разному воспринимаются даже самые обыденные ситуации. В результате появляются две реальности, которым не суждено пересечься между собой, соответственно, сложно найти общее информационное поле. Но даже этот барьер можно преодолеть, если собеседник с более высоким уровнем сознания посмотрит на ситуацию с точки зрения своего собеседника.


Таким образом, коммуникативные барьеры – это психологические препятствия, мешающие людям понимать друг друга правильно. В зависимости от того что и как не понимает собеседник, существует несколько видов коммуникативных барьеров и их характеристик. Ученые приводят разные способы классификации барьеров, поэтому сложно сказать наверняка, сколько их существует. Но для лучшего раскрытия темы стоит привести наиболее распространенные виды коммуникативных барьеров с примерами и способами, которые помогут достичь взаимопонимания. Как показывает практика, не существует той преграды к общению, которую невозможно преодолеть, есть только нежелание коммуникатора и реципиента найти общий язык. Люди часто заблуждаются, думая, что достаточно высказать свое мнение, как его поймут. Это возможно только при условии, что сообщение достигнет своего адресата без изменений. И, к сожалению, такое случается очень редко, практически никогда. Коммуникаторы говорят одно, а реципиенты понимают совсем другое. И не потому, что они так поступают специально, просто все сообщения поддаются воздействию многих факторов и помех, снижающих результативность передачи информации. Невозможно учесть все факторы, искажающие сообщения, поэтому были предприняты самые разнообразные попытки классификации видов коммуникативных барьеров. Особенности возникновения и проявления непонимания напрямую зависят от того, что стало причиной искажения информации. К примеру, если разговаривать с человеком, который раздражен с самого утра, то он явно не поймет и 10 % переданных данных, а в противном случае еще и возмутится из-за того, что его якобы оскорбили, хотя об этом даже никто не подумал.

1.3 Виды коммуникационных барьеров

Однако и в рамках одной культуры возможно появление коммуника­ционных барьеров, таких как межличностные барьеры.

К ним относят барьеры восприятия, семантические барьеры, невер­бальные преграды, неумение слушать, некачественная обратная связь, сложные (смешанные) межличностные барьеры (барьер «авторитет», барьер «избегание», барьер «непонимание», барьер «логическое непонимание») [1].

Пытаясь изучить с научной точки зрения понятие и виды коммуникативных барьеров, В. Шепель выявил шесть препятствий, которые являются наиболее явными: Некомфортные условия физической среды, где состоится передача информации. Слушатель озабочен совершенно другими проблемами (инерция включенности). Антипатия к собеседнику в частности, и к другим мыслям вообще. Засоренность сознания стереотипами. Языковой барьер, включая различие лексики, словарного запаса и диалекта.