Файл: ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ( Теоретико-методологические аспекты принятия управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования: Рыночное развитие РФ и вступление ее в постиндустриальную эпоху, ознаменовавшуюся появлением новой парадигмы управления – неоклассического менеджмента, требует обновления представлений о принципах, методах и технологиях разработки и реализации эффективных управленческих решений в деловых организациях, находящихся в состоянии острой конкурентной борьбы. Своевременная диагностика и коррекция механизмов принятия решений в организациях крупного бизнеса представляет собой мощный ресурс для повышения эффективности организационной деятельности.

Теоретически вопросы принципов, методов, моделей принятия управленческих решений в организациях разработаны достаточно хорошо. Практическая же реализация теории представляет все еще трудную задачу в отечественных компаниях. Это связано с отсутствием серьезного опыта работы в рыночных условиях и недостатком знаний и навыков у субъектов принятия управленческих решений.

Механизм разработки управленческих решений зависит от многих факторов, в частности от специфики организации, в которой он реализуется.

Эффективность управленческой деятельности находится в прямой зависимости от способности менеджмента организации принимать и реализовывать управленческие решения. Именно посредством оптимальных решений определяется необходимый образ действий по осуществлению миссии, целей и задач организации, ее устойчивое функционирование и перевод в состояние развития.

Деятельность современных предприятий отличает наличие сравнительно большего числа проблем, которые требуют безотлагательного решения. Зачастую руководству компаний приходится действовать ситуативно, интуитивно реагируя на различные изменения конкурентной среды.

Сейчас перед теорией и практикой управления стоит задача создания эффективных методов разработки, контроля и оценки управленческих решений.

Научная разработанность проблемы. Проблемам принятия управленческих решений в современной социологии управления, теории - социального управления, теории организации, стратегического и кризисного менеджмента, уделяется значительное внимание. Можно выделить несколько научных направлений и подходов, объясняющих процесс выработки управленческих решений. Термин «принятие решений» появился в 30-х годах XX века и применялся в теории управления для характеристики процессов децентрализации (Ч. Бернард, Э. Стин, К. Ридли, Г. Саймон и др.)


Проблемами деятельности гостиничных предприятий занимались такие казахстанские ученые, как: М.Р.Смыкова, У. Б. Баймуратов, В. Н. Вуколов, Г. М. Дуйсен, С. Р. Ердавлетов, С.К.Сураганова, У. К. Шеденов и другие. В числе российских ученых, занимающихся исследованием управления гостиничными предприятиями, необходимо выделить М. Б. Биржакова, А. Т. Быкова, Б. Л. Винокурова, А. А. Дудова, П. А. Лилякова, Б. П. Ракитского, В. С. Скляренко, А. Д. Чудновского, Г. В. Яковенко и других.

Цель работы: состоит в исследовании процессов принятия решений в организации.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и сущность принятия управленческих решений
  2. Раскрыть подходы и методы принятия управленческих решений
  3. Провести анализ принятия управленческих решений в сети ресторанов «ХХХ»

Объект исследования: в качестве объекта исследования выступила крупная сеть ресторанов ООО «ХХХ».

Предмет исследования: принятие управленческих решений в гостиничном бизнесе.

Методы исследования. Проведенные теоретические и прикладные исследования базируются на методах системного анализа, методах оптимизации управления в сложных системах, методах теории выбора и методах теории распознавания образов.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Теоретико-методологические аспекты принятия управленческих решений

1.1 Понятие и сущность принятия управленческих решений

Современный этап развития науки управления характеризуется интенсивными поисками новых идей, подходов, методов и средств, способных повысить эффективность управления сложными социально-экономическими системами в условиях все возрастающего динамизма процессов, усложнения связей в системах и все более жесткого ограничения в ресурсах.

Одним их актуальных подходов к управлению организацией является рассмотрение проблем управления с позиции принятия решений.

Актуальность и практическая ценность выделения и изучения проблем принятия решений в управленческой деятельности определяется следующими причинами.


1. Принятие решения занимает центральное место в процессе управления. Как известно, принятие решения наряду с коммуникационным процессом является связующим процессом между функциями управления прогнозированием, планированием, оценкой обстановки, исполнением решений, контролем и учетом. Центральная, важная роль принятия решения определяется тем, что все другие функции управления направлены на формирование или реализацию решений. Кроме того, любую функцию управления технологически можно представить в виде последовательности решений.[11]

Например, при прогнозировании и планировании принимаются решения, связанные с выбором методов и средств, организацией работ, оценкой достоверности информации, выбором наиболее достоверного варианта прогноза и наилучшего варианта плана. Аналогичную цепочку решений можно построить и при рассмотрении других функций управления.

2. Принятие решений - личная функция руководителя. Для руководителя любого ранга принятие решений является основной задачей, которую он обязан решать в процессе управления. Поэтому знание методов, технологий и средств решения этой задачи является необходимым элементом квалификации руководителя.

3. Современной моделью функционирования организационных систем является система принятия решений. Эта модель согласует положительные стороны двух предшествующих теоретических моделей, имеющих структурно-описательный характер:[5]

- механистической модели организации как “полностью рациональной” системы;

- естественной модели организации как “живой” социальной системы.

Механистическая модель функционирования организации создана в начале ХХ века на основе работ Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Вебера и.др. В этой модели организация рассматривается как специально спроектированная система, первичным элементов которой является «работа». В модели первостепенное значение уделяется правильной организации работ, определению рациональной технологии их выполнения, отбору наиболее способных исполнителей. Организация работ предусматривает создание иерархической структуры, системы должностей, совокупности должностных и технологических инструкций и другой документации, в которой должна содержаться вся информация по целям, методам, средствам и технологиям выполнения работ. Несмотря на ограниченный спектр рассматриваемых вопросов, механистическая модель организации способствовала совершенствованию управления организационными системами путем применения рациональных методов организации производственных процессов, математических методов и вычислительной техники.


Естественная модель функционирования организации создавалась на основе работ Т.Парсона, Э. Мейо, Р. Ликерта, Дж. Миллера, начиная с 40-х годов ХХ века. В этой модели первичным элементом является понятие «социальная роль индивидуума». В этой связи главное внимание уделялось мотивации индивидуумов, их поведению в малых группах, социальным изменениям и развитию личности, лидерству, партнерству и.т.п. Считалось, что формальная организационная структура и функции должностных лиц создают лишь нормативные предпосылки поведения, но не само поведение людей. Гораздо большее значение имеют неформальная структура отношений в коллективе, приоритет личных и групповых интересов над формально установленными целями организации. Таким образом, в этой модели рассматривается социально-психологический аспект организационного поведения. Однако и эта модель не может адекватно описать функционирование организационных систем, поскольку в ней практически не учитывается важная роль целей организации и технология работ по их достижению.[18]

Система принятия решений является третьей моделью организационных систем, в которой первичным элементом рассматривается решение. В данной модели рассматриваются рациональные принципы механистической модели с учетом социальной и психологической специфики естественной модели. В решении объединяются объективные факторы информационного анализа проблемы, проводимого на основе логического мышления, математических методов и ЭВТ, и субъективные психологические факторы лица, принимающего решения. Поэтому система принятия решений позволяет осуществить системный подход к исследованию сложных организационных систем, включающий социально психологическую форму реализации процесса управления.

Подход, ориентированный на принятие решений, создает прочную базу для дальнейшего совершенствования автоматизированных систем информационного обеспечения и управления. Эти системы должны развиваться от автоматизации трудоемких рутинных учетно-расчетных задач до логико-аналитических задач формирования и обоснования вариантов решения.

Рассмотрение организационной системы как системы принятия решений, выделение в ней центров принятия решений, формирование информационных потоков, соответствующей структуры и их динамической перестройки в зависимости от решаемых проблем, являются перспективным направлением совершенствования управления сложными социально-экономическими системами.[6]


С проблематикой принятия решений наиболее тесно связана психология, т.к., мышление - традиционный предмет интереса психологии - часто отождествляется с принятием решения или принятие решения понимается как главное содержание мышления. Принятие решений является объектом изучения математических и математико-логических дисциплин, таких, как, например, операционный анализ, теория игр и т.д.

Каждому из нас приходится принимать решения. С чем мы при этом сталкиваемся? Выбираем что лучше, что хуже или как поступить так или иначе. Общепринятым определением решения является следующее. Решение – это выбор альтернативы [10, c.9].

Известный специалист в области принятия решений Ларичев О.И. дает следующее определение принятию решения: «Под принятием решений … понимается особый процесс человеческой деятельности, направленной на выбор наилучшего варианта действий» [10, с. 15]. Но далее он говорит, что «варианты действий принято называть альтернативными». [10, с. 18].

Если вариант действий – это альтернатива, то тогда возникает вопрос, что же такое вариант? Или же нужно согласиться с тем, что вариант – это альтернатива, а альтернатива – это вариант, то есть с тем, что это слова-синонимы.

Такое же заключение можно сделать, если сопоставить определения варианта и альтернативы в толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и словаре иностранных слов.

По Ожегову С.И.: «Альтернатива – необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений» [15, c.23].

По словарю иностранных слов: «Альтернатива – необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями» [18, c.29].

По Ожегову С.И.: «Вариант – видоизменение, разновидность» [15, с. 68].

По словарю иностранных слов: «Вариант – видоизменение, разновидность; одна из возможных комбинаций» [18, с. 97].

На наш взгляд, понятия варианта и альтернативы существенно отличаются друг от друга. Введем следующее понимание варианта и альтернативы.

Вариант – это решение, отличающееся как по содержанию, так и по конечному результату от других потенциально возможных решений.

Альтернатива – это решение, которое может отличаться от других решений только по содержанию, но никак не отличающееся (совпадающее) по конечному результату.

Следовательно, при таком понимании выбор как таковой, в полном понимании этого слова, может быть только из вариантов. Выбор же из альтернатив не может иметь такого же эффекта, так как конечные результаты разных альтернатив по большому счету совпадают. Например, при принятии решения по поводу выбора проектов строительства города мы будем иметь дело с вариантами, отличающимися друг от друга многими параметрами (содержанием) и, например, затратами на строительство (конечный результат).