Файл: Выбор стиля руководства в организации (Построение оптимального стиля руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из самых типичных ошибок неопытных руководителей является стремление стать «своим в доску» среди сотрудников. Лучше всего выбрать оптимальную дистанцию разделяя служебное и личное а, также, не допуская панибратства, поскольку в противном случае любое распоряжение или приказ будут неэффективными.

Руководителю нельзя скрывать от своих подопечных важную для них информацию. Тем не менее, при этом сплетни и доносы необходимо пресекать.

Любой начальник должен внимательно слушать и анализировать жалобы подчиненных по поводу условий работы оплаты труда и т.д. Иногда подчиненный может сообщить о проблеме, от которой страдают другие, но при этом молчат. В таком случае жалобы следует воспринимать как ценную информацию, которая заслуживает скорее благодарности, нежели наказания.

Следует отметить, что при выборе стиля управления нельзя выделить «плохой» или «хороший» скорее «подходящий» и «неподходящий» к данному типу организации. Конкретная ситуация в организации вид определенной деятельности личностные особенности подчиненных и прочие критерии обеспечивают выбор руководителем преобладающего стиль. Анализируя практические примеры руководства различных организаций можно сделать вывод, что в деятельности эффективного управляющего в любом из возможных случаев присутствует один из перечисленных стилей руководства. Таким образом оптимальность того или иного стиля руководства определяется ситуацией имеющей множество факторов [10, с. 203].

К таким факторам, которые в первую очередь определяют стиль руководства можно отнести принципы и установки, которые обуславливают умение пользоваться властью. Свою роль играет так же специфика психического склада руководителя. Неповторимые личные качества, определяющие так называемый управленческий почерк имеют немаловажную долю в классификации факторов.

Из этого следует что руководителю важно уметь применять разнообразные стили руководства используя их в зависимости от ситуаций. Постоянно изменять стиль руководства не рекомендуется из-за психологических аспектов. Личная предрасположенность человека к различным стилям руководства характеризуется его темпераментом, который зависит от типа нервной системы. В силу того что это врожденная особенность человека изменить ее нельзя следовательно приверженность к определенному стилю руководства зависит от психологических характеристик самого руководителя. Так если руководитель, к примеру, флегматик демократические или нейтральные методы руководства подходят ему больше чем авторитарные. Холерикам же легче применять в своей деятельности директивные методы нежели демократические [6, с. 112].


Таким образом, именно природа направляет человека в тот или иной стиль руководства. Однако чем больше руководитель разбирается в разных стилях руководства, тем разнообразнее его способы воздействия на коллектив, а значит, гарантия успеха в руководящей должности возрастает. Любой стиль конкретного руководителя – это определенная система включающая в себя приемы из разнообразия стилей но при этом с преобладанием лишь одного.

2.2 Взаимосвязь выбранного стиля руководства и эффективности управленческой деятельности

В процессе изменения механизмов управления совершается качественный переворот и в стиле управления. Рождаются существенно новые непривычные ситуации нуждающиеся в неординарных и результативных методах воздействия. В руководстве любой организации нужны хорошо подготовленные руководители.

Организации добивающиеся успеха отличаются от противоположных им главным образом тем что имеют более динамичное и эффективное руководство.

В наши дни всевозможных реформаций создаются новые исключительно благоприятные возможности для становления результативного стиля руководства, что до недавнего времени сдерживалось в частности слабостью демократических начал в управлении господством коммерчески-бюрократических приемов работы отсутствием должной личной ответственности руководителей [3, с. 67].

Черты личности руководителя представлена следующими личностными характеристиками

• доминантность как стремление влиять на подчинённых при этом влияние руководителя основывающееся на средствах как социального формально-организационного так и психологического характера должно находить внутренний отклик у подчинённых

• уверенность в себе дающая подчинённым основу для чувства стабильности а другим руководителям — основу для делового сотрудничества

• эмоциональная уравновешенность контроль своих эмоциональных проявлений адекватность проявляемых эмоций

• стрессоустойчивость

• креативность способность к творческому решению задач, что особенно важно для инновационной деятельности

• стремление к достижению предполагает принятие на себя ответственности в решении проблемы стремление к умеренному предсказуемому риску потребность в конкретной обратной связи


• предприимчивость

• ответственность включающая в себя с одной стороны верность договорённостям с другой — высокое качество производимой продукции

• надёжность в выполнении задания

• независимость своя точка зрения своё профессиональное и человеческое лицо

• общительность одна из наиболее важных характеристик успешности, так как руководитель около трёх четвертей своего рабочего времени посвящает именно общению [11, с. 289].

Названные выше черты личности эффективного руководителя дополним следующими менеджерскими характеристиками:

1. Широта взглядов глобальный подход

2. Долгосрочное предвидение и гибкость

3. Энергичная инициативность и решительность, в том числе в условиях риска

4. Упорная работа и непрерывная учёба

5. Умение чётко формулировать цели и установки готовность выслушивать мнение других

6. Беспристрастность бескорыстие и лояльность

7. Способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций

8. Личное обаяние

9. Способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нём

10. Здоровье.

Искусство управления предполагает гибкое применение того или иного стиля руководства [9, с. 145].

Стиль руководства – это характерная манера поведения руководителя, который оказывает влияние на подчиненных и побуждает их к достижению целей организации. В зависимости от применяемых методов руководителей делят на сосредоточенных, на работе и сосредоточенных на человеке. Стиль руководства ориентируется или на деятельность или на людей.

Успешные топ-менеджеры не являются приверженцами одного стиля. Они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства [9, с. 153].

Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация вид деятельности личностные особенности подчиненных и многие другие факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий в деятельности руководства.

2.3 Возможности применения зарубежных подходов к выбору стиля управления персоналом в российских условиях


Процессы происходящие в управлении в последние годы называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому традиционному направлению в менеджменте нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента и относительно новому поведенческому бихевиоральному нашедшему отражение в японской модели приходит новое неформальное направление которое называют еще маркетинговым индивидуалистическим информационным.

В современных условиях приобретает особую значимость формирование и использование действенных инструментов эффективного управления персоналом позволяющих наиболее полно использовать имеющийся трудовой потенциал, что даст возможность получить существенные социально-экономические результаты без вложения значительных дополнительных ресурсов [9, с. 171].

Немало ценного в практике управления персоналом зарубежных государств связано с накоплением опыта отбора кадров определением критериев оценки профессиональной пригодности кадров процедур проведения конкурсов на вакантные должности руководителей созданием условий для их мобильности наиболее рационального использования профессиональных качеств.

Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении что успех фирмы зависит прежде всего от факторов лежащих в его границах рациональной организации производства продукции снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов. Фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени основой стратегии является непрерывный рост и углубление специализации производства организационная структура строится по функциональному принципу с четким разделением аппарата управления по службам решающее значение имеет контроль всех видов деятельности четкое выполнение кадрами управления указаний сверху [16, с. 298].

Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сводится к тому что идеальная организация не должна иметь ни официальной организационной структуры ни вообще какой-либо формальной структуры. Японский тип организации управления являющийся результатом специфической культуры и экономической системы оценивается специалистами как обеспечивающий наибольшую гармоничность и мобильность организации необходимую в современном динамичном мире. Особенности японской системы проявляются в управлении персоналом производством сбытом финансами. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста организация групповой работы оплата труда с учетом возраста вклада в рационализацию и качество процесса системы непрерывного обучения преимущественно на производстве – основные характеристики этой модели управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством.


Если сторонники современной японской системы управления доказывают что в японских фирмах организацию приспосабливают под человека то в системе управления американской фирмы напротив представления о функциях задачах и должностных обязанностях правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск наиболее подходящих кандидатов на конкретную должность иными словами людей приспосабливают к системе [14, с. 99].

Суть новой «философии» управления определяется следующими моментами:

• ставка делается на человека самореализующегося

• фирма рассматривается как живой организм состоящий из людей объединенных совместным ценностями как «клан»

• фирме должно быть присуще постоянное обновление питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам главным из которых является потребитель [5, с. 71].

Современная система управления должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием является обеспечение эффективности и конкурентоспособности. По мнению специалистов она должна иметь следующие характеристики:

• небольшие подразделения укомплектованные квалифицированными специалистами

• небольшое число уровней управления

• ориентация всей деятельности фирмы на потребителя.

Вместе с тем в сфере управления персоналом разрыв между значимостью зарубежного опыта и практическим его использованием в России максимален в силу следующих причин

• в стадии становления находится система подготовки и воспроизводства руководящих кадров недостаточное количество преподавателей с практическим опытом современной реализации кадровой политики незавершенность теории кадрового менеджмента неспособность рынка труда к практическому использованию подготовленных управленцев — выпускников вузов клановость системы руководителей

• принимаемые кадровые решения по реализации кадровой политики соответствуют типу власти в обществе стилю руководства и требованиям к персоналу

• реализация кадровой политики основывается, в том числе на анализе положительных отрицательных и наиболее типичных качеств российского работника [5, с. 79].

Таким образом адаптировать зарубежный опыт управления персоналом на российских фирмах путем его «слепого» копирования не представляется возможным.

Заключение

При написании курсовой работы были рассмотрены различные стили руководства и сделан вывод, что у каждого стиля есть свои достоинства и недостатки. Универсального стиля нет, в чистом виде ни один из них не встречается. Руководители управляют в зависимости от характера организации, ее целей, места в общественной жизни. Стиль руководства влияет на результативность труда.