Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Этапы становления и развития теории оперативно-розыскной деятельности.
Понятия и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.
Правовая основа оперативно-розыскной деятельности.
2. ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2.1. Понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности и их классификация.
2.2. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью и его виды.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Оперативно-розыскная деятельность (СРП) является одним из видов правоохранительной деятельности государства, в процессе осуществления которого соответствующие государственные органы и их оперативный аппарат выполняют такие функции, как национальная оборона, защита прав и свобод человека. граждане, собственность и верховенство закона, а также борьба с преступностью. Основной особенностью оперативно-розыскной деятельности является использование компетентными государственными органами и их должностными лицами преимущественно неофициальных возможностей для выполнения конкретных задач, определенных перечисленными функциями.
До 1992 года организация и тактика оперативно-розыскных мероприятий регламентировались подчиненными ведомственными нормативными актами. На законодательном уровне использование оперативно-розыскных возможностей в борьбе с преступностью предусматривалось только в части 1 ст. 118 УПК РСФСР, согласно которому органам дознания было предъявлено обвинение в «принятии необходимых оперативно-розыскных и иных ... мер для выявления преступлений и лиц, их совершивших».
13 марта 1992 года Верховный Совет РСФСР принял Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», который впервые на законодательном уровне определил правовые и организационные принципы такого рода. правоохранительная деятельность государства. 5 июля 1995 г. Государственная Дума Российской Федерации приняла Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который вступил в силу в августе 1995 г. и отменил вышеупомянутый Закон от 13 марта 1992 г. и его поправки.
Происходящие изменения во всех сферах российского государства требуют постоянного совершенствования законодательной базы, в том числе в области оперативно-розыскной деятельности.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в сфере деятельности, осуществляемой публично и в частном порядке уполномоченными государственными органами.
Предметом исследования является совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.
Цель курсовой работы заключается в исследовании оперативно - розыскной деятельности как вида деятельности.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть этапы становления и развития теории оперативно-розыскной деятельности;
- изучить понятия и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России;
- проанализировать правовая основа оперативно-розыскной деятельности;
- охарактеризовать понятие субъектов оперативно-розыскной деятельности и их классификация;
- описать контроль за оперативно-розыскной деятельностью и его виды.
Теоретической основой курсовой работы выступают исследования таких авторов, как: Е.С. Дубоносов, И.А. Климова, И.Л. Петрухин, В.Ю. Алферов, И.Л. Хромов.
Методологической основой курсовой работы являются такие методы как: метод синтеза, метод анализа, метод индукции, метод аналогии, классификации.
Структурно представленная курсовая работа подразделяется на: введение, две главы, заключение, а также список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Этапы становления и развития теории оперативно-розыскной деятельности.
Становление и развитие оперативно-розыскной науки рассматривается, как правило, сквозь призму совершенствования ее правового регулирования. Последнее, в свою очередь, связано с историей становления и развития российской государственности в непосредственной зависимости от конкретных исторических условий, в которых происходило развитие российского общества, объективных закономерностей и причинной обусловленности такого развития. В истории России принято выделять три базовых периода правового регулирования оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД):
1) правовая регламентация сыскной работы в Российской империи (XVIII в. – начало XX в.);
2) правовое регулирование ОРД в советский период (середина 1918 г. – август 1991 г.);
3) правовое регулирование ОРД в современный (постсоветский) период (с марта 1992 г. по настоящее время)[1].
О.Г. Ковалев, рассматривая этапы развития оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел на рубеже ХIХ–ХХ вв., выделил семь этапов[2].
Первый этап (1892–1914 гг.) ознаменовался принятием ряда инструкций, регламентирующих деятельность начальников охранных отделений с использованием негласных сотрудников (филеров). [3]
Второй этап (1914–1918 гг.) характеризовался дальнейшим совершенствованием и детализацией правового регулирования различных аспектов ОРД, а также разделением функций жандармерии и полицейских розыскных учреждений.
Третий этап (1918 – середина 1930-х гг.) определяется как этап постепенного превращения ОРД в специализированную область ОРД органов внутренних дел, а также характеризуется созданием подразделений уголовного розыска. [4]
Четвертый этап (середина 1930-х гг. – 1958 г.) характеризуется образованием в марте 1937 г. службы по борьбе с хищениями социалистической собственности и разделением оперативно-розыскных функций между ее сотрудниками и уголовным розыском.
Пятый этап (1958–1973 гг.) характеризуется легализацией ОРД и принятием Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик. В это же время ученые в области теории ОРД начинают проводить специальные научные исследования теоретических проблем ОРД (А.И. Алексеев, Д.В. Гребельский, А.Г. Лекарь, В.В. Сергеев, Г.К. Синилов).
Шестой этап (1973–1992 гг.) характеризуется совершенствованием нормативно-правовой и ведомственной базы, регламентирующей ОРД, а также активными исследованиями ученых в области теории ОРД.
Седьмой этап (с 1992 г. по настоящее время) связан с нормативным закреплением ОРД в специальном законе, создающим предпосылки для совершенствования ведомственного регулирования и открывающим горизонты для научных исследований в данной области[5].
Следуя логике выделения этапов правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, можно с осторожностью заявить о существовании ОРД в условиях новой правовой регламентации, позволяющей выделить дополнительный этап ее развития.
Данный этап связан с наполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» новыми нормами, обязывающими правоприменителей добывать информацию в ОРД, не только связанную с преступлениями, но и гораздо шире; не только направлять результаты ОРД в уголовный процесс, но и в гражданский и арбитражный процессы и т.п. В связи с этим, как полагает профессор А.Ю. Шумилов, и возникает необходимость выделения в современной ОРД тех или иных видов, помимо традиционного вида (или прежней ОРД). Ученый различает три вида современной ОРД: уголовно-сыскная работа (деятельность); «смешанная» оперативно-розыскная работа; «неуголовно-сыскная» работа, не предназначенная для непосредственной защиты от преступных посягательств[6].
Наряду с историческим подходом к периодизации становления и развития оперативнорозыскной науки, напрямую связанным с совершенствованием ее правового регулирования, можно применить эволюционный подход, позволяющий взглянуть на процесс формирования оперативно-розыскной деятельности в качестве самостоятельной науки в динамике научной разработки ее основных теоретических положений[7]. За основу выделения основных этапов становления и развития оперативно-розыскной науки предлагается взять аналогичный подход в «родственной» науке.
Общеизвестно, что оперативно-розыскная деятельность обязана своим происхождением криминалистике. Это объясняется тем, что из всех юридических наук именно криминалистика в силу своей специфики оказалась наиболее близкой оперативно-розыскной проблематике. Процесс возникновения в недрах криминалистической отрасли научного знания, как справедливо отметил Д.В. Гребельский, был так же закономерен, как процесс возникновения самой криминалистики в недрах уголовно-процессуальной науки[8]. Историю становления и развития отечественной криминалистики принято разделять на несколько этапов:
1) появление и использование криминалистических средств и приемов в уголовном процессе дореволюционной России;
2) накопление эмпирического материала (1917–1930 гг.);
3) формирование частных криминалистических теорий (1940–1950 гг.);
4) формирование общей теории и методологии криминалистики (1960–1980 гг.);
5) разработка и внедрение новых технологий и подходов, адекватных изменившимся социально-экономическим условиям (1990 гг. – настоящее время)[9].
Говоря об исторических периодах становления и развития оперативно-розыскной науки, необходимо иметь отчетливое представление о том, насколько глубоко исследована и разработана теория оперативно-розыскной деятельности как науки, насколько теоретически обоснована ее структура, соответствует ли ее внутреннее содержание и наполнение реалиям времени.
Казалось бы, оперативно-розыскная деятельность за десятилетия своего существования прочно вошла в систему наук криминального цикла наряду с уголовным процессом и криминалистикой. В то же время учеными справедливо отмечается большое количество проблем фундаментального характера, напрямую влияющих на степень научной проработанности оперативно-розыскной науки[10].
Наличие пробелов в теории оперативно - розыскной деятельности, требующих дополнительной научной проработки, свидетельствует об определенном этапе формирования оперативно-розыскной науки.[11] Взяв за основу этапы становления и развития криминалистики, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время теория оперативно-розыскной деятельности находится на этапе формирования ее общей теории и методологии. В немалой степени этому препятствует слабая научная проработка такого самостоятельного раздела науки, как оперативно-розыскная методика.
И, несмотря на то, что в последние годы сделан серьезный задел для дальнейших научных исследований оперативно-розыскной методики[12], проведенные исследования пока не сформировали такую ее теоретическую концепцию, которую можно было бы отнести к общепризнанной. Как справедливо отметил С.И. Давыдов, недостаточная научная проработка методологических основ оперативно-розыскной методики порождает у исследователей многочисленные вопросы, связанные с определением основных понятий, характеристикой ее структурно-содержательных элементов, принципами ее построения и практического применения. Данные проблемы, по мнению ученого, должны быть предметом самостоятельных научных исследований в рамках создания теории оперативно-розыскной методики[13].
Таким образом, теория оперативно-розыскной деятельности находится в настоящее время на этапе формирования общей теории и методологии, что требует от ученых проведения фундаментальных исследований, которые будут способствовать переходу на новый уровень развития оперативно-розыскной науки.
Понятия и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемый публично и неофициально оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность)[14], в рамках своих полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, собственность, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Целями такой деятельности являются выявление, предупреждение, пресечение и выявление преступлений, а также выявление и идентификация лиц, которые их готовят, совершают или совершают; розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклонение от уголовного наказания, а также розыск пропавших без вести лиц; получение информации о событиях или действиях (бездействии), угрожающих государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; Создание собственности подлежит конфискации.