Файл: Понятие и система обязательного медицинского страхования (Становление государственного страхования в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 933

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средства обязательного медицинского страхования аккумулируются в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и в создаваемых в субъектах РФ территориальных фондах ОМС.

Территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ.

Законом об обязательном медицинском страховании закреплено право застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая. Права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, являются едиными на всей территории Российской Федерации[15].

Право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования. Исходя из этого медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования[16].

Для обеспечения устойчивости финансовой системы Налоговым кодексом РФ устанавливается тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Страховые взносы по указанному тарифу уплачивают, как правило, работодатели - лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации и индивидуальные предприниматели). База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 2015 года не ограничивается предельной суммой, исчисляемой в течение года нарастающим итогом (такая предельная сумма устанавливается, в частности, для уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ и Пенсионный фонд РФ).


Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования; издает нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с предоставленными полномочиями; осуществляет в установленном им порядке контроль за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии; ведет единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования; и т.д[17].

Страхователи для работающих граждан обязаны: регистрироваться и сниматься с регистрационного учета в целях обязательного медицинского страхования; своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере обязательного медицинского страхования относится уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Страхователи для неработающих граждан обязаны представлять в территориальные фонды ОМС расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Регистрация и снятие с регистрационного учета этих страхователей осуществляются территориальными фондами.

Федеральный фонд ОМС предоставляет субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения осуществления полномочий; осуществляет контроль за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, в том числе проводит проверку деятельности территориальных фондов[18].

Страховщиком по обязательному медицинскому страхованию является Федеральный фонд в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд - некоммерческая организация, созданная для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования.


Территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами РФ для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов РФ. Территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.

Средства обязательного медицинского страхования формируются за счет: доходов от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование; недоимок по взносам, налоговым платежам; начисленных пеней и штрафов; средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование; средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ; иных источников, предусмотренных законодательством РФ[19].

Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются не только посредством осуществления указанных выше мер правового, организационного и финансового характера, но и деятельностью медицинских организаций, которые непосредственно оказывают медицинскую помощь гражданам. В соответствии с законодательством медицинские организации обязаны: бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования; вести персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам; предоставлять страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи; использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования; и т.д[20].


Таким образом, исследовав поставленный вопрос, можно сделать следующий вывод. Медицинская помощь может предоставляться бесплатно и на платных условиях. Являясь составной частью права граждан на охрану здоровья, медицинская помощь, предоставляемая бесплатно, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, в отдельных случаях местных бюджетов, а также в порядке обязательного медицинского страхования. Такая помощь, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, оказывается любому гражданину в гарантированном объеме как за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, так и в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам за счет средств обязательного медицинского страхования.

Заключение

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Страхование как отдельный институт развивалось довольно таки длительный промежуток времени. С точки зрения защиты прав граждан, их жизни и здоровья, зачатки страхования можно обнаружить еще в Русской Правде. Более разностороннее развитие, страхование получило уже в эпоху существования Советского Союза.
  2. В настоящее время, государство заинтересовано в страховании как в механизме поддержания надлежащего уровня общественного воспроизводства и возможности покрытия непредвиденных затрат и убытков предприятий, предпринимателей и отдельных граждан без участия государственных ресурсов. Страхование как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов. С материальной точки зрения страхование выступает в виде создания денежных или материальных фондов, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствий и других непредвиденных обстоятельств.
  3. Право на медицинскую помощь предполагает оказание медицинской помощи в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Таким образом, гражданин может реализовать право на медицинскую помощь (бесплатно и за плату) в рамках двух правовых механизмов.
  4. Медицинская помощь может предоставляться бесплатно и на платных условиях. Являясь составной частью права граждан на охрану здоровья, медицинская помощь, предоставляемая бесплатно, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, в отдельных случаях местных бюджетов, а также в порядке обязательного медицинского страхования. Такая помощь, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, оказывается любому гражданину в гарантированном объеме как за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, так и в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам за счет средств обязательного медицинского страхования.

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] - [(принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 [Электронный ресурс] - [федеральный закон от 26.11.1996 г. № 14-ФЗ] – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.

Об организации страхового дела в Российской Федерации [Электронный ресурс] - [Закон от 27 ноября 1992 г. № 4015-1] – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.

Литература

  1. Акатнова М.И. Право на бесплатную медицинскую помощь: учебное пособие / М.И. Акатнова, Е.В. Астраханцева, А.Л. Благодир и др.; под общ. ред. Э.Г. Тучковой, Т.С. Гусевой. Москва: Проспект, 2019. 200 с.
  2. Внукова В.А. Проблемы применения юридической ответственности в сфере здравоохранения // Медицинское право. 2018. № 4. С. 18 - 23.
  3. Внукова В.А. Проблемы применения юридической ответственности в сфере здравоохранения // Медицинское право. 2018. №4. С. 18 - 23.
  4. Внукова В.А., Осадченко М.В. Правовые вопросы регулирования договорных отношений в сфере обязательного медицинского страхования // Социальное и пенсионное право. 2019. № 1. С. 37 - 43.
  5. Егоров К.В. Медицинское право: Учебное пособие. [Электронное издание] / К.В. Егоров, А.С. Булнина, Г.Х. Гараева и др. М.: Статут, 2019. 190 с.
  6. Косолапова Н.В. Медицинская услуга: правовые аспекты // Социальные аспекты здоровья населения. 2014. Т. 36. № 2. С. 15.
  7. Левушкин А.Н. Публичный договор об оказании платных медицинских услуг и защита врачебной тайны: теория и практика применения // Гражданское право. 2016. № 3. С. 13 - 16.

Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения / Учебник для бака-лавров. М., 2013. – С. 326.

  1. Миронова Т.К. Правовое регулирование бесплатного оказания медицинской помощи: учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2018. 348 с.
  2. Овчинникова Ю.С. О договорах в сфере обязательного медицинского страхования / Ю.С. Овчинникова // Право и экономика. 2012. № 8. С. 43 - 48.
  3. Перемышленникова О.Н. Основные принципы взимания страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды // Финансовое право. 2013. № 7. С. 31 – 34.