Файл: Понятие и система обязательного медицинского страхования (Становление государственного страхования в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 940

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы. Сущность России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закреплена в Конституции Российской Федерации. Статья 7 Конституции провозглашает, что в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данная норма конкретизирована законодателем в соответствующих статьях Конституции об основных социальных правах - о праве на труд (ст. 37), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, праве на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), праве на образование (ст. 43).

Статья 41 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Таким образом, право на охрану здоровья является одним из элементов (частью) в системе социально-экономических прав, гарантии реализации которого закреплены в соответствующем законодательстве.

Право на охрану здоровья - это субъективное право граждан, обеспечиваемое охраной окружающей среды, созданием безопасных, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, эффективных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной медицинской помощи надлежащего качества. Соответственно, настоящее исследование направлено на изучение такого важного института в системе обеспечения медицинской помощи гражданам, как обязательное медицинское страхование.

Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в результате реализации государством прав граждан в области охраны здоровья граждан.

Предметом исследования выступают положения теории права и законодательства в области реализации обязательного медицинского страхования.


Целью исследования выступает изучение положений теории права и законодательства в области реализации обязательного медицинского страхования.

В связи с указанной целью были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть становление государственного страхования в России;
  2. Выявить сущность обязательного государственного страхования;
  3. Изучить понятие обязательного медицинского страхования и его принципы
  4. Проанализировать систему обязательного медицинского страхования.

Методами исследования выступают анализ, дедукция, формально-юридический метод.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты обязательного государственного страхования

1.1. Становление государственного страхования в России

Вопросы страхования всегда были актуальны, однако первым возникло самострахование, которое выражалось в формировании запасов, например, денег, пищи, воды и т.д., а формирование взаимного страхования стало необходимым для целей распределения убытков, которые могли возникнуть в результате наступления неблагоприятной ситуации в трудовой деятельности застрахованного лица.

Многими учеными указывается, что первые формы страхования можно обнаружить в законах царя Хаммурапи. Отправление каравана с товаром в путь указывало о необходимости заключения между участниками такого каравана соглашения, согласно которому, в случае наступления неблагоприятных обстоятельств, как то, порча товара, нападение разбойников и т.д., убытки несли оба участника таких правоотношений – как покупатель, так и продавец. Во времена существования Древнего Египта и Древней Индии были созданы специальные организации, задачей которых выступало оказание материальной помощи исходя из существования касс взаимопомощи[1].

Переходя к истокам российского страхового дела, стоит отметить, что первым упоминанием о формировании страхового дела стало установлении в Русской Правде положений о возможном страховании гражданской ответственности лица за причинение другому лицу смерти. Также в последующем в законодательстве определялась возможность выкупа пленных граждан с последующим перераспределением затрат на души населения. В дальнейшем был сформирован отдельный фонд на выкуп пленных, который формировался уже из постоянных платежей населения. Многими учеными такое определение подразумевается как отсылка к зачаткам современных налоговых платежей.


Во времена правления царицы Екатерины II страхование выходит на новый уровень. Так, вводятся в оборот отдельные виды страхования исходя из предмета страхования, как, например, страхование морское или же страхование от огня. В восемнадцатом веке в крупных банках создавались специальные программы по страхованию имущества от огня. В дальнейшем такое страхование было передано в ведение отдельных страховых организаций, которые были как российского происхождения, так и иностранного.

В конце 1827 г. для целей защиты от огня, поскольку строения в большинстве были из деревянных материалов, имеющих высокую степень пожароопасности, было создано Первое российское страховое от огня общество, капитал которого составил 10 млн. руб. Примечательно то что данной организации была предоставлена монополия развития страхового дела практически на всей территории наиболее значимых российских губерний.

К началу двадцатого века, страховое дело начало развиваться по направлению торгового дела в отношении организаций и акционерных обществ. Октябрьская революция 1917 г. привела страховое дело в ранг государственного образования. При этом, в следующем году, над всеми видами страхования был установлен государственный контроль.

В 1921 г. создается новая система государственного страхования – Госстрах, который также распространялся в качестве своих филиалов практически во всех городах России.

Только в 1988 г. началось создание частного страхования в виде единичных некрупных организаций, занимающихся страховым делом. Вместе с тем, страхование приобрело негативные черты – легкая доступность данного вида деятельности, присутствие длительное время спада производственных мощностей и другие факторы привели к уменьшению в глазах потребителей качества надежности таких страховых организаций[2].

В настоящее время продолжает действовать Закон РФ «О страховании», в который уже более 40 раз вносились изменения и который с 1998 года называется «Об организации страхового дела в Российской Федерации[3]». Указанный Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела. При этом его действие не распространяется на отношения по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках, а также на отношения по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, осуществляемому в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития».


Помимо Закона об организации страхового дела, в состав страхового законодательства входят нормы гл. 48 ГК РФ[4], иные федеральные законы и нормативные акты Банка России, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты РФ. В отдельных случаях на правоотношения в сфере страхования распространяется Закон о защите прав потребителей[5].

Таким образом, исследовав поставленный вопрос, можно сделать следующий вывод. Страхование как отдельный институт развивалось довольно таки длительный промежуток времени. С точки зрения защиты прав граждан, их жизни и здоровья, зачатки страхования можно обнаружить еще в Русской Правде. Более разностороннее развитие, страхование получило уже в эпоху существования Советского Союза.

1.2. Сущность обязательного государственного страхования

Становление института страхования, как было указано ранее, происходило исторически очень долгое время. Вместе с тем, в настоящее время, страхование выступает одной из форм защиты прав и законных интересов граждан в процессе реализации государством своих основных обязанностей перед народом. Инвестирование денежных средств граждан на собственное страхование превращает получателей таких средств – страховщиков в крупных финансовых образований. Вместе с тем, именно страховой рынок выступает регулятором рыночных отношений, когда спрос и потребление выступает естественным и постоянным механизмом. Предоставление реальной гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов при наступлении непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, которые могут причинить вред гражданам, страхование коренным образом влияет на укрепление и стабильность финансов всего государства. Данное обстоятельство формирует прямой интерес государства в реализации и поддержании института страхования как важного элемента в механизме общественного воспроизводства и возможности покрытия непредвиденных затрат и убытков предприятий, предпринимателей и отдельных граждан без участия непосредственно государственных ресурсов. При этом, даже в науке и теории практически всегда ученые утверждают о том, что страхование – это отдельный финансовый механизм[6].


С точки зрения правового определения общих положений о страховании, стоит отметить, что в соответствии с законодательством в области страхового дела, страхование – это правоотношения, которые возникают для целей защиты интересов субъектов гражданских правоотношений, что происходит за счет денежных фондов, которые формируются исходя из взносов, произведенных застрахованными лицами, а также иных средств. Непосредственное исполнение данных правоотношений происходит только в момент использования финансовой помощи как результата страхования[7].

В настоящее время, теоретиками выделяются следующие характерные черты страхования: использование страховых фондов только по прямому их назначению, отсутствие обязательности вообще наступления страхового случая – возможно, что правоотношения по результату страхования не наступят, ввиду отсутствия, например, страхового случая (травма, уничтожение имущества и т.д.), средства, направленные на страхование, идут только застрахованным лицам[8].

В некоторых зарубежных правовых системах роль источника права выполняет судебный прецедент. В российской правовой системе судебный прецедент формально не считается источником права, хотя значение судебной практики разрешения споров, возникающих по поводу «некачественного» оказания медицинской помощи, весьма велико. Следует также учитывать фактор сближения правовых систем современности, правового заимствования, адаптации эффективного опыта правоприменения как результата анализа мирового и отечественного опыта разрешения дел в сфере медицинского права.

Отправной точкой реформирования системы здравоохранения в постсоветской России стал принятый в 1991 г. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым в стране были созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации, сформирована нормативная база, отработан порядок взаимоотношения систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования (ОМС). Также в 1991 г. в стране был принят Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Важнейшим правовым актом, оказавшим революционное влияние на дальнейшее формирование системы здравоохранения, стали принятые в 1993 г. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Другим значимым актом федерального уровня стал ФЗ «О лекарственных средствах», принятый в 1998 г. Однако сохранялась злободневная потребность в дальнейшем развитии законодательства в сфере здравоохранения в соответствии с современными потребностями общества в качественной медицине и эффективной системе управления здравоохранением в целом. Ответом на эту потребность стало существенное обновление законодательства в данной сфере - принятие ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2010 - 2011 гг. Сложившаяся в настоящее время система законодательства имеет тесную взаимосвязь с такими системами нравственно-социальных норм в сфере здравоохранения, как биоэтика и медицинская деонтология.