Файл: Теоретические аспекты формирования первичных документов в налоговом учете налога на добавленную стоимость.pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Назначение налога на добавленную стоимость и порядок его формирования
1.2. Характеристика первичных документов по НДС
Глава 2. Формирование первичных документов по НДС на примере ООО «ВБ Технопарк»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Порядок ведения налогового учета по НДС в ООО «ВБ Технопарк»
2.3. Порядок составления счет-фактур
Глава 3. Рекомендации по применению электронных счетов-фактур в ООО «ВБ Технопарк»
До 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, регистры распечатываются, их подписывает директор ООО «ВБ Технопарк». Они прошнуровываются, их страницы пронумеровываются и скрепляются печатью организации.
Выводы
ООО «ВБ Технопарк» производит уплату по налогу на добавленную стоимость по месту учета в налоговом органе по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого их трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Документирование и учет операций по НДС проводится в сочетании с
ведением бухгалтерских документов и ведением регистров налогового учета. Налоговый кодекс РФ строго регламентирует порядок заполнения данных документов в зависимости от объекта налогообложения и порядка исчисления НДС. К регистрам налогового учета по расчету НДС относят журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж.
Глава 3. Рекомендации по применению электронных счетов-фактур в ООО «ВБ Технопарк»
Приказом Минфина России от 25.04.11 № 50н утвержден Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи.
Выгоды электронного документооборота, с нашей точки зрения, очевидны. Во-первых, в ООО «ВБ Технопарк» не будет расходов на печать, доставку документов до контрагентов, что позволит ускорить возмещение «входного» налога и сэкономить оборотные средства. Во-вторых, должно уменьшиться количество ошибок, ведь «входящие» бумажные документы бухгалтеры вносят в системы учета вручную.
В абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ и п. 1.4 Порядка прописаны основные условия, которые налогоплательщикам необходимо соблюсти для составления счетов-фактур в электронном виде. Это взаимное согласие сторон сделки; наличие у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком. Иными словами, применение электронных счетов-фактур – это право, а не обязанность налогоплательщика. Поэтому начинать нужно с согласия поставщиков и подрядчиков на такой обмен. На наш взгляд, ООО «ВБ Технопарк» целесообразно провести переговоры с контрагентами, узнать об их технической готовности к электронному обмену и в договоре зафиксировать, что между сторонами приоритетным является электронный обмен документами.
Выставление и получение счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи может осуществляться как через одного, так и через нескольких операторов электронного документооборота. Операторами являются организации, предоставляющие услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией в рамках электронного документооборота. У них должны быть в наличии совместимые технические средства и возможности для приема и передачи счетов-фактур в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и Порядком.
ООО «ВБ Технопарк» представляет отчетность в налоговые органы и внебюджетные фонды через электронные каналы связи. Поэтому оператор электронной отчетности может стать оператором электронного документооборота ООО «ВБ Технопарк».
Выбрав оператора, следует присоединиться к его регламенту, подписать договор или соглашение на использование программного обеспечения. Нужно подать оператору заявление, где обязательно должен быть указан определенный набор реквизитов (ИНН, сведения о владельце сертификата, сведения о налоговой инспекции, где организация или ИП состоят на учете). В свою очередь, сведения об учетных данных участника электронного документооборота оператор передаст в налоговую инспекцию. Также необходимо получить у оператора идентификатор участника электронного документооборота и реквизиты доступа для подключения к системе.
Чтобы начать обмен документами со своими контрагентами, необходимо также настроить параметры соглашения об обмене, где нужно указать идентификатор соответствующего контрагента.
Согласно ст. 169 НК РФ электронный счет-фактура подписывается только одной электронной подписью руководителя или уполномоченного лица. У ООО «ВБ Технопарк» есть действующий сертификат ЭЦП, полученный от одного из удостоверяющих центров и применяемый для электронной отчетности, поэтому для счетов-фактур не нужно делать отдельную подпись.
Электронный документооборот снижает вероятность подделки счетов-фактур. Ведь их передача осуществляется через защищенный протокол https. Для входа в систему пользователь предъявляет свой сертификат электронной цифровой подписи, что гарантирует невозможность несанкционированного доступа. Документ, подписанный ЭЦП, невозможно незаметно изменить или «исправить». ЭЦП позволяет не только достоверно установить подписанта, но и гарантирует сохранность и неизменность информации.
В процедуре обмена электронными счетами-фактурами по сравнению с бумажной версией появляется несколько дополнительных технических документов – извещения и подтверждения.
Алгоритм обмена электронными счетами-фактурами следующий. Продавец формирует счет-фактуру, подписывает ЭЦП, зашифровывает, направляет файл в электронном виде в адрес покупателя через своего оператора. При этом он должен сохранить у себя подписанный счет-фактуру в электронном виде. Оператор продавца не позднее следующего рабочего дня после получения документа передает счет-фактуру покупателю через оператора последнего, а продавцу высылает подтверждение с указанием даты и времени поступления счета-фактуры. За сроки передачи ответственность несет оператор. В спорных ситуациях налогоплательщик-продавец, выставивший электронный счет-фактуру, всегда может предъявить подтверждение оператора, выданное ему в момент выставления электронного счета-фактуры, где будет зафиксирована дата выставления документа.
Далее оператор должен передать счет-фактуру покупателю и зафиксировать дату получения в подтверждении. Покупатель получает от своего оператора счет-фактуру и подтверждение с указанием даты и времени отправки. Не позднее следующего дня он извещает о получении документа своего оператора, а тот направляет извещение оператору продавца. Покупатель может зарегистрировать в журнале «входящий» электронный счет-фактуру только при наличии извещения о получении, которое подписано его собственной ЭЦП и подтверждено оператором. Причем в графе 2 «Дата получения» покупатель должен указать день, когда оператор электронного документооборота направил покупателю файл счета-фактуры.
Продавец получает от своего оператора извещение о получении счета-фактуры покупателем, проверяет подлинность ЭЦП покупателя и сохраняет его в электронном виде. В журнале учета выставленных счетов-фактур продавец имеет право регистрировать только те счета-фактуры, по которым получены извещения от покупателей, подписанные их ЭЦП. Причем в графе 2 «Дата выставления» продавец должен зафиксировать день, когда файл счета-фактуры поступил от продавца к оператору электронного документооборота. Если продавцу пришлось предпринять несколько попыток направить один и тот же электронный счет-фактуру, то в графе 2 надо указать дату того направления, по которому получено извещение о получении. В случае обнаружения ошибок в счете-фактуре покупатель через оператора отправляет продавцу уведомление об уточнении, а тот в свою очередь отправляет покупателю исправленный документ.
Самое важное отличие от бумажного документооборота состоит в том, что продавцы-отправители электронных счетов-фактур должны самостоятельно отслеживать извещения покупателей об их получении. Ведь электронный счет-фактура считается выставленным только при наличии подписанного извещения от покупателя. Если извещение не было сформировано или продавец его не получил, то электронный счет-фактура не является выставленным. Продавец должен его распечатать и направить в адрес получателя на бумаге.
Важно помнить, что датой выставления считается дата получения оператором файла счета-фактуры от продавца, она фиксируется в подтверждении оператора. При этом не имеет значения, когда фактически такое извещение было сформировано покупателем и получено продавцом. Период выставления и получения будет определен по дате выставления и получения подтверждения оператора. Важен только сам факт наличия извещения.
По нашему мнению, в фиксации даты третьей стороной есть положительные и отрицательные моменты. С одной стороны, не придется доказывать дату получения счета-фактуры и право его отнесения к тому или иному налоговому периоду. С другой – выставить электронный счет-фактуру «задним числом» будет невозможно, что неудобно, например, если документы массово оформляются в последний день месяца, а он приходится на выходной. Поэтому следует заранее выяснить у оператора, как будет работать система, позволит ли она выгрузить данные о поступивших электронных счетах-фактурах из системы оператора в бухгалтерскую программу, и наоборот, исходящие документы выгрузить из бухгалтерской программы в систему оператора. Ведь целью участия в электронном проекте является ускорение работы бухгалтерии, а не двойной набор документов в разных системах учета.
Также могут возникать проблемы с нумерацией фактур. Ведь если организация перешла на электронный документооборот не со всеми контрагентами, то должна существовать возможность ручного ввода номера счета-фактуры.
Выводы
Приказом Минфина России от 25.04.11 № 50н утвержден Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи.
Выгоды электронного документооборота, с нашей точки зрения, очевидны. Во-первых, в ООО «ВБ Технопарк» не будет расходов на печать, доставку документов до контрагентов, что позволит ускорить возмещение «входного» налога и сэкономить оборотные средства. Во-вторых, должно уменьшиться количество ошибок, ведь «входящие» бумажные документы бухгалтеры вносят в системы учета вручную.
Заключение
Налог на добавленную стоимость (НДС) относят к косвенным налогам.
При исчислении НДС, в качестве налоговой базы принимают стоимость реализованных товаров, работ или услуг, которую определяют в рублях.
Налоговую базу определяют суммарно по хозяйственным операциям и операциям, которые облагаются по одной ставке. Другими словами выручка и есть налоговая база.
Сумму НДС при определении налоговой базы исчисляют как процентную долю налоговой базы, которая соответствует налоговой ставке. Если ведется раздельный учет операций, подпадающих под разные ставки НДС, сумму НДС исчисляют путем сложения сумм налогов, которые были исчислены отдельно.
Различают следующие ставки НДС, которыми облагаются товары и услуги по определенным категориям: 0% — ряд транспортных услуг, товары для космоса, некоторые импортно-экспортные операции (международные перевозки), драгметаллы, судостроение; 10% — продовольственные товары, детские товары, медицинские товары, периодические печатные издания и книжная продукция; 18% — остальные товары и услуги.
Первичным документом, на основании которого суммы НДС предъявляются к вычету, является счет-фактура. Счет-фактура это документ, подтверждающий факт отгрузки товаров или оказание услуг и их стоимость.
ООО «ВБ Технопарк» производит уплату по налогу на добавленную стоимость по месту учета в налоговом органе по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого их трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Документирование и учет операций по НДС проводится в сочетании с
ведением бухгалтерских документов и ведением регистров налогового учета. Налоговый кодекс РФ строго регламентирует порядок заполнения данных документов в зависимости от объекта налогообложения и порядка исчисления НДС. К регистрам налогового учета по расчету НДС относят журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж.
Приказом Минфина России от 25.04.11 № 50н утвержден Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи.
Выгоды электронного документооборота, с нашей точки зрения, очевидны. Во-первых, в ООО «ВБ Технопарк» не будет расходов на печать, доставку документов до контрагентов, что позволит ускорить возмещение «входного» налога и сэкономить оборотные средства. Во-вторых, должно уменьшиться количество ошибок, ведь «входящие» бумажные документы бухгалтеры вносят в системы учета вручную.