Файл: Теоретические аспекты формирования первичных документов в налоговом учете налога на добавленную стоимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. сумму налога, которую налогоплательщик уплатил на таможне РФ, при ввозе или перемещении продукции на территорию РФ или территории, которые находятся под ее юрисдикцией без таможенного оформления;

3. сумму налога, которую налогоплательщик уплатил ранее, при возврате товаров от покупателя;

4. сумму налога, которую исчислили с сумм частичной или полной оплаты в зачет будущих поставок продукции;

5. сумму налога, которую налогоплательщик исчислил при совершении строительно-монтажных работ для личных нужд[15].

1.2. Характеристика первичных документов по НДС

Первичным документом, на основании которого суммы НДС предъявляются к вычету, является счет-фактура. Счет-фактура это документ, подтверждающий факт отгрузки товаров или оказание услуг и их стоимость.

Всем налогоплательщикам НДС, совершающим операции, подпадающие под понятие «объект налогообложения», необходимо составлять счета-фактуры согласно ст. 169 НК РФ части второй[16]. В ряде случаев налогоплательщики имеют право не составлять счета-фактуры, например: в случае совершения операций по реализации ценных бумаг; в случаях совершения банковских операций банками (исключение — инкассация); в случае совершения операций страховыми организациями, которые связанны с оказанием услуг по договорам страхования, сострахования и перестрахования - в случае совершения операций, которые связанны с оказанием услуг по негосударственному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

При совершении операций, подпадающих под понятие «объект налогообложения», счета-фактуры необходимо выставить в течение пяти дней. Все счета-фактуры необходимо составить до конца налогового периода, в течение которого были исчислены суммы налога по данным операциям.

Счета-фактуры выписываются в двух экземплярах, один из которых отправляется покупателю, а второй экземпляр продавец оставляет у себя. В ситуациях, когда объект налогообложения используется для собственных нужд
или покупатель отсутствует, счет-фактура выписывается в одном экземпляре.

Счета-фактуры выписываются на бумажном носителе или в электронном виде. Для формирования счета-фактуры в электронном виде, необходимыми условиями являются обоюдное согласие сторон договора и наличие у сторон возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур, а также наличие электронной цифровой подписи.


Порядок заполнения счета-фактуры утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»[17].

В Приложении 1 приведен пример заполнения счет-фактуры в ООО «ВБ Технопарк».

Счета-фактуры с подчистками и помарками являются недействительными. Вносить исправления в счета-фактуры можно корректурным методом. Вносимые исправления заверяются подписью руководителя и печатью продавца, также должна присутствовать дата вносимого исправления. Налоговые органы при проведении проверок первоначально проверяют правильность заполнения счета-фактуры. При выявлении нарушений правильности заполнения счета-фактуры, налоговые органы лишают налогоплательщика права применения вычета данной суммы НДС.

Журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, являются
журналами, в которых ведется учет поступивших и выставленных счетов-
фактур по мере их поступления или выставления. Порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»[18].

Журнал учета полученных счетов-фактур ведется покупателем, а
журнал учета выставленных счетов-фактур ведется продавцом. Формы данных журналов на законодательном уровне не установлены, поэтому покупатели или продавцы вполне могут сшивать счета-фактуры за определенный период. Полученные и выставленные счета-фактуры и соответствующие им журналы учета хранятся не менее четырех лет.

Помимо ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-
фактур, налогоплательщики обязаны вести книгу продаж и книгу покупок. В
книге продаж ведется учет выставленных продавцом счетов-фактур. Также там регистрируются документы, которые приравниваются к счетам-фактурам и которые выдаются вместо них. К таким документам относят ленту контрольно-кассовых машин, бланки строгой отчетности.

В книге продаж счета-фактуры регистрируются в хронологическом
порядке в течение одного налогового периода. По данным книгу продаж
налогоплательщик определяет размер налогового обязательства по НДС. В настоящее время книгу продаж организации вправе вести в электронном виде. В конце каждого налогового периода книгу продаж необходимо распечатать, страницы пронумеровать и скрепить печатью.


Когда возникает необходимость внести изменения в книгу продаж,
регистрацию счета-фактуры производят в дополнительном листе книге продаж в том налоговом периоде, в котором была зарегистрирована счет-
фактура. Наличие дополнительных листов в книге продаж является неотъемлемой частью книги продаж. На основании данных, которые содержатся в книге продаж, заполняют налоговую декларацию по НДС.

Книга покупок необходима для регистрации выставленных продавцами счетов-фактур. На основании данных книги покупок определяется сумма НДС, которую предъявляют к вычету или возмещению. В ней также ведется регистрация счетов-фактур в хронологическом порядке в рамках одного налогового периода. Нужно отметить, что в книге покупок проводится регистрация счетов-фактур только российских контрагентов. Книгу покупок также необходимо хранить не менее четырех лет. Ведение книги покупок разрешается в электронном виде. В конце каждого налогового периода книгу покупок необходимо распечатать, страницы пронумеровать и скрепить печатью. Основные реквизиты книги покупок соответствуют реквизитам книги продаж.

Когда возникает необходимость внести изменения в книгу покупок
при аннулировании счета-фактуры, запись проводят в дополнительном листе
книге продаж в том налоговом периоде, в котором была зарегистрирована
счет-фактура. Наличие дополнительных листов в книге продаж является
неотъемлемой частью книги продаж.

Налоговую декларацию по НДС предоставляют в налоговые органы
организации, индивидуальные предприниматели — налогоплательщики
НДС, налоговые агенты. Ее необходимо предоставить не позднее 25 числа
месяца, который следует за истекшим налоговым периодом. Если налоговая
декларация была заполнена налогоплательщиком с ошибками, ему необходимо предоставить уточненную декларацию с внесенными изменениями. Ее также необходимо предоставить в установленные сроки иначе ее предоставление не засчитается.

Выводы

Налог на добавленную стоимость (НДС) относят к косвенным налогам.

При исчислении НДС, в качестве налоговой базы принимают стоимость реализованных товаров, работ или услуг, которую определяют в рублях.

Налоговую базу определяют суммарно по хозяйственным операциям и операциям, которые облагаются по одной ставке. Другими словами выручка и есть налоговая база.

Сумму НДС при определении налоговой базы исчисляют как процентную долю налоговой базы, которая соответствует налоговой ставке. Если ведется раздельный учет операций, подпадающих под разные ставки НДС, сумму НДС исчисляют путем сложения сумм налогов, которые были исчислены отдельно.


Различают следующие ставки НДС, которыми облагаются товары и услуги по определенным категориям: 0% — ряд транспортных услуг, товары для космоса, некоторые импортно-экспортные операции (международные перевозки), драгметаллы, судостроение; 10% — продовольственные товары, детские товары, медицинские товары, периодические печатные издания и книжная продукция; 18% — остальные товары и услуги.

Первичным документом, на основании которого суммы НДС предъявляются к вычету, является счет-фактура. Счет-фактура это документ, подтверждающий факт отгрузки товаров или оказание услуг и их стоимость.

Глава 2. Формирование первичных документов по НДС на примере ООО «ВБ Технопарк»

2.1. Краткая характеристика предприятия

Организационно-правовая форма ООО «ВБ Технопарк» - общество с
ограниченной ответственностью. Частная форма собственности. Риски убытков, которые связанны с деятельностью общества, участники общества с ограниченной ответственностью несут в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Основной вид деятельности предприятия: разработка компьютерного программного обеспечения.

Размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью
«ВБ Технопарк» на момент регистрации составил 10 000 руб.

Основные сведения об ООО «ВБ Технопарк»:

ИНН 5040147224;

КПП 504001001;

ОГРН 1175027005504;

ОКПО 06926566.

Юридический адрес ООО «ВБ Технопарк»: 140163, область Московская, район Раменский, деревня Шмеленки, улица Земляничная, д. 25.

Система налогообложения: общая.

Организационная структура бухгалтерской службы предприятия ООО
«ВБ Технопарк» простая. В нее входят 2 бухгалтера.

Ответственность за осуществление организации бухгалтерского учета
хозяйственно-финансовой деятельности организации возложена на главного
бухгалтера. Главный бухгалтер также следит за экономным использованием
материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из
структуры и особенностей деятельности предприятия; несет ответственность и пользуется правами главного бухгалтера предприятия, установленными законодательством РФ.


Бухгалтерский учет в ООО «ВБ Технопарк» ведется с применением рабочего Плана счетов бухгалтерского учета и учетной политики, утвержденных в ООО «ВБ Технопарк». В ООО «ВБ Технопарк» методом признания доходов и расходов в целях налогообложения прибыли применяется метод начисления согласно со ст. 272 НК РФ части второй, в целях налогообложения НДС - в соответствии с гл.21 НК РФ[19].

При начислении амортизации на объекты основных средств и
нематериальных активов в бухгалтерском учете применять линейный способ.

В ООО «ВБ Технопарк» не осуществляется переоценка основных
средств. При проведении инвентаризации имущества соблюдается порядок и
сроки, определенные руководителем организации, за исключением случаев,
когда проведение инвентаризации обязательно.

Оценку имущества организации и хозяйственных операций производится в рублях и копейках.

Бухгалтерский учет на предприятии автоматизирован. Бухгалтерский
учет ведется с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы «1С: Бухгалтерия 8.2».

В ООО «ВБ Технопарк» по завершении всех этапов работ выявляется
финансовый результат.

2.2. Порядок ведения налогового учета по НДС в ООО «ВБ Технопарк»

Данные налогового учета в ООО «ВБ Технопарк» формируются на счетах бухгалтерского учета. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета являются основой при формировании этих данных. Также проводятся дополнительные расчеты доходов и расходов согласно с правилами налогового учета.

При ведении налогового учета сотрудники бухгалтерии придерживаются основных требований: определяется объект учета, правила группировки доходов и расходов, порядок признания доходов и расходов, методы налогового учета требования к составлению регистров налогового учета.

Организация ведет расчеты по налоговым обязательствам с бюджетом.
Данные расчеты производятся в разрезе каждого налога.

Согласно принятому Плану счетов в бухгалтерском учете применяются счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» для учета НДС по приобретенным ценностям. К каждому из этих счетов открываются субсчета. Для счета 68 открываются субсчета: 68.1 «Расчеты по НДФЛ»; 68.2 «Расчеты по НДС»; 68.4 «Расчеты по налогу на прибыль».