Файл: Налоговая политика государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Значительная часть исследований в настоящее время посвящена налоговой политике. Это не случайно. Наряду со многими институциональными и макроэкономическими проблемами нерациональность налоговой системы лежит в основе современного кризисного состояния российской экономики.

Уже в самом начале проведения рыночных реформ стало ясно, что обеспечить в России сохранение традиционного для Советского Союза уровня обязательных налоговых изъятий в размере 45-50% ВВП не удастся. Это определяется целым набором причин.

Во-первых, сохранение политической нестабильности в стране ограничивает готовность и способность власти собирать налоги. В многочисленных работах было показано, что наиболее резкие скачки налоговых недоимок были в моменты резкого ослабления политических позиций федеральной исполнительной власти, а улучшение сбора налогов происходило тогда, когда власть временно консолидировалась.

Во-вторых, хроническая несбалансированность бюджета приводила к росту долгов федерального бюджета, что, в свою очередь, обусловливало быстрый рост в экономике общего уровня неплатежей, в том числе и налоговых.

В-третьих, важнейшим фактором, определяющим объем налоговых изъятий, является ограниченная возможность государства собирать налоги сверх определенного уровня. Опыт различных стран, обобщенный во многих эмпирических работах, показывает, что существует устойчивая связь между уровнем экономического развития той или иной страны и налоговой (точнее, бюджетной) нагрузкой на экономику. Экономически более развитые страны могут перераспределять через бюджет большую долю производимого в них продукта. Содержательно возможный уровень сбора налогов определяется такими факторами, зависящими от уровня экономического развития страны, как структура экономики, образовательный уровень населения, позволяющий использовать развитое налоговое законодательство и соответствующие правила бухгалтерского учета; уровень развития налоговой администрации; общий уровень законопослушности граждан и складывающиеся в обществе традиции уплаты налогов.

Серьезное влияние на уровень налоговых доходов бюджета в постсоциалистических странах оказывают темпы экономических преобразований. Содержательно такая зависимость объясняется тем, что в условиях мягкой финансовой политики государства по отношению к предприятиям широкое распространение получает бартер, неплатежи, отрицательно воздействующие на величину сбора налогов. Одновременно у экономических агентов формируются стереотипы поведения, не совместимые с высоким уровнем налоговой дисциплины, и соответствующий набор приемов и методов легального и нелегального уклонения от налогов. Государство не проявляет должной твердости в борьбе с уклонением от налогов, с ростом налоговых недоимок и с разрастанием налоговых льгот, поскольку имеет возможность покрывать часть своих потребностей с помощью сеньоража, а также не полностью индексировать бюджетные расходы.


В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Цель данной работы: изучение сущности налоговой политики и особенностей налоговой политики Российской Федерации.

В работе использованы материалы периодических изданий, нормативно-правовые акты, а также научная литература.

1. Теоретические аспекты налоговой политики

1.1 Налоговая политика государства: сущность, цели и формы

В течение XX в. наблюдалось усиление регулирующей роли государства в развитии экономики, сопровождающееся беспрецедентным увеличением государственных расходов и соответственно доли финансов, перераспределяемых посредством налогов. Вместе с тем эффективная реализация новой роли государства в экономике в настоящее время уже немыслима без научно обоснованной и понятной простым налогоплательщикам государственной налоговой политики.

Налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.


При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», а также ее «цели», «методы» и «формы».

Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства (унитарным, федеративным) и соответственно дифференциацией уровней правления. В РФ такими субъектами являются уровни правления: федеральный, региональный и местный.

Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством.

Соотношение значимости налогов, входящих в перечни федеральных, региональных и местных налогов, в первую очередь фискальной значимости их налоговых баз, и определяет масштаб влияния каждого субъекта на государственную налоговую политику в целом. Доминирующее влияние оказывает Федерация, которая, кроме того, имеет полномочия и по установлению самих перечней налогов. Значительно меньшее воздействие оказывают законодательные органы субъектов РФ, еще меньшее — представительные органы местного самоуправления. На федеральном уровне активными субъектами налоговой политики являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Выбор конкретных форм и методов определяется теми целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику.

Следует заметить, что фискальные цели всегда были превалирующими — основными. Другие цели, хотя и крайне значимы для государства, имеют все же второстепенный характер. Это объясняется тем, что фискальная функция считается основной в налогообложении, все остальные функции вторичны. Указанные второстепенные цели являются основными в соответствующей политике государства — социальной, экономической, экологической, внешней, для которых налоговая политика только один из методов их реализации, причем косвенных.


Объективность дифференциации целей на основную и второстепенные нередко приводит к проявлению двойственного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких- либо целей происходит в ущерб другим. Причем основные (фискальные) цели не всегда бывают приоритетными. Так, например, приоритетная реализация экономических целей налоговой политики за счет значительного снижения налогового бремени на экономику приводит к ущемлению фискальных целей. Ликвидация прогрессивного налогообложения доходов населения способствует реализации экономических и фискальных целей в ущерб социальным.

Увеличение налоговых платежей экологической направленности позволяет реализовать экологические и фискальные цели, но при этом снижает ценовую конкурентоспособность продукции, т.е. ущемляет экономические и международные цели. Таких примеров противоречивости целей множество. Устранение двойственного характера, т.е. формирование непротиворечивой налоговой политики, — крайне сложная, подчас практически невыполнимая задача. Это тот долгосрочный ориентир, к которому должно стремиться государство, разрабатывая концепцию налоговой политики.

Концепция (доктрина) налоговой политики — это принципиальное решение относительно архитектуры построения или реформирования налоговой системы страны.

Стратегия налоговой политики направлена на реализацию перспективных целей и решение долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием налоговой системы страны в русле выработанной концепции. Такая стратегия разрабатывается на длительную перспективу и, по сути, является воплощением концепции налоговой политики. Для повышения обоснованности и реализуемости эта стратегия должна быть согласована и увязана с соответствующей бюджетной, экономической, социальной, экологической и международной стратегиями страны. Стратегия налоговой политики в нашей стране определяется Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ.

Тактика налоговой политики направлена на реализацию текущих целей и решение краткосрочных задач, связанных с управлением налоговой системой, трансформацией отдельных ее элементов в русле выработанной стратегии. В связи с этим тактика политики должна органично увязана стратегией и являться, сути, механизмом выбранной концепции и стратегии. Тактика политики определяется РФ, в том профильными министерствами и агентствами, представительными субъектов РФ и самоуправления.


В зависимости целей налоговой , признаваемых на этапе социально- развития страны , используют ту иную форму политики. В мировой сложились три модели налоговой .

Политика максимальных характеризуется практикой максимального числа и повышением их , сокращением числа , что приводит к налогового бремени экономику. Эта используется, как , в двух случаях. -первых, она в период экономических или военных , когда необходимо повысить мобилизацию ресурсов в государственный , увеличить объем и инвестиций в определенные экономики военного , уменьшая социальные .

Приоритетом в данном являются фискальные , остальные цели . Подобная политика в России в начале 1990-х . Во-вторых, политика находит и в мирное (некризисное) . Так бывает, , в развитых Скандинавских , когда высокий налоговой нагрузки беспрецедентно высокими расходами. В такой приоритетными выступают фискальные и социальные .

Политика экономического характеризуется практикой минимальной налоговой на экономику. налоговых доходов сопровождается сокращением инвестиций и значительным социальных расходов. ослабляя налоговый на производителей, определенный объем программ, данная ориентирована на экономической активности и применяется, как , в период экономического , дабы предотвратить экономического кризиса. модель налоговой эффективно использовалась в в 1980-х гг. администрацией Р. и потому получила «рейганомики». Приоритетными в политике выступают цели.

Политика налогов является компромиссом между вышеупомянутыми формами и достаточно сбалансированным налоговой нагрузки, не подавлять экономики и при поддерживать значимый социальных расходов. такой политики в период стабильного роста. Приоритетность данной политики между фискальными, и социальными целями.

всего данные налоговой политики не в чистом , а в различном их , когда какая- из них превалирующей.

В зависимости целей, избранных , и соответствующей формы тот или метод налоговой или их .

Из арсенала мировой практики выделить следующие :

  • регулирование соотношения и косвенного налогообложения;
  • соотношения федеральных, и местных налогов;
  • отраслевой налоговой , перенос нагрузки с категорий налогоплательщиков другие;
  • регулирование пропорциональных и прогрессивных налогов и степени прогрессии;
  • регулирование и направленности предоставления льгот и преференций, , скидок и изъятий налоговой базы;
  • состава налогов, налогообложения, налоговых , способов исчисления базы, порядка и уплаты налогов.